Студенты магистратуры рассказали об исследованиях школьникам
Практика была организована в двух форматах – участия в подготовке и проведении конкурса для старшеклассников «Успешный выпускник» и проведения занятий в общеобразовательных учреждениях- партнерах университета по программе обучающих семинаров для старшеклассников «Школа молодого исследователя».
Участие студентов магистратуры в турах конкурса «Успешный выпускник» предусматривало оценку конкурсных продуктов – ученических проектов кадровых агентств, стендовых докладов, посвященных выбору программы высшего образования, очную экспертизу готовности выпускников школ к самопрезентации, выбору профессии и вуза. Студенты оценили, насколько будущие абитуриенты ориентируются на современном рынке образовательных услуг и понимают перспективы своего трудоустройства.
Перед студентами, выбравшими в качестве направления практики проведение семинарских занятий в школах, была поставлена задача качественно и доступно рассказать школьникам об организации научного исследования. Проведение занятий предусматривало обсуждение методов, приемов современного исследования, знакомство учащихся с образцами исследовательских работ магистрантов.
В период практики студенты посетили пять учебных заведений: школу №547 Красносельского района, Центр образования «Кудрово», гимназию №148 им. Сервантеса, гимназию №295 Фрунзенского района и гимназию №11 Василеостровского района.
В гимназии № 295 студенты магистратуры были приглашены на День открытых дверей, посвященный 50-летию общеобразовательного учреждения, где провели открытый мастер-класс по обучению старшеклассников методам исследовательской деятельности. В мастер-классе приняли участие группы выпускников основной школы (50 учащихся), педагоги, родители, представители социальных и педагогических партнеров гимназии.
В гимназии №11 студенты провели занятия дистанционного курса «Школы молодого исследователя», предназначенного для общеобразовательных учреждений регионов России. На занятиях они обсудили проблемы организации аппарата, выбора методов и источников исследования. Видеоконференции с участием учащихся магистратуры посетили более сотни школьников из общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга, Уфы, Галича, Котова, Элисты, Воркуты, ряда других городов и населенных пунктов регионов России.
Участие студентов в занятиях по формированию исследовательской культуры школьников, было отмечено педагогами, администрацией общеобразовательных учреждений как весьма значимое и полезное, способствующее решению проблем подготовки учеников выпускных классов к разработке индивидуальных исследовательских проектов.
По окончании практики в школах студенты магистратуры поделились с организаторами (сотрудниками факультета довузовского образования) своими впечатлениями.
Анна Жигулева:
«На мой взгляд, данный метод проведения научно-педагогической практики эффективен, так как знакомит школьников с возможностями исследовательской деятельности, помогает увеличивать уровень заинтересованности в научной работе».
Виктория Чикирова и Надежда Боркова:
«Прохождение практики дало нам возможность попробовать себя в новой роли – в роли преподавателя. Перед нами стояла задача объяснить ребятам довольно сложный для восприятия материал, поэтому было важно придумать, как их заинтересовать. Для этого мы использовали максимально интерактивные презентации, предлагали им небольшие задания и игры. В целом, отметим, что со стороны школьников наблюдался высокий уровень интереса – они задавали вопросы, активно участвовали в занятиях, приносили свои работы для обсуждения. Многие из них уже пробуют себя в исследовательской деятельности и для них наши занятия были возможностью продвинуться дальше.
Что касается наших впечатлений, то мы получили огромное вдохновение, работая с ребятами. Мы были приятно удивлены уровню знаний школьников, а также нам понравилась дружественная, располагающая обстановка в школе.
Очень надеемся, что наши занятия были полезны ребятам, они не остановятся на достигнутом, продолжат свои исследования».
Материал подготовили Н.Ю. Конасова, К.А.Чаплыгина