Надежные оценки истинного спроса
Поощрительная премия профессора Б. Л. Овсиевича по итогам конкурса 2015 года присуждена старшему преподавателю департамента экономики НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург. Мария Лапина стала шестым лауреатом престижной премии, работающим сейчас в Санкт-Петербургской школе экономики и менеджмента.
Премии профессора Б. Л. Овсиевича присуждаются за фундаментальные экономико-математические исследования, выполненные в России. В конкурсе могут участвовать лица, не достигшие 40 лет и имеющие публикации в ведущих рецензируемых отечественных и зарубежных журналах. Впервые конкурс был проведен в 2005 году.
Марии Лапиной поощрительная премия присуждена за работу «Метод максимального правдоподобия для задачи о восстановлении неограниченного спроса с неполной информацией о цензурировании».
Мария Лапина, старший преподаватель департамента экономики НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург:
Прогноз спроса является неотъемлемой и весьма важной составляющей многих математических моделей, используемых в системах управления доходами, основная задача которых состоит в повышении прибыльности фирмы посредством оптимального управления ее ресурсами. В сферах услуг, таких как авиаиндустрия, гостиничный бизнес, индустрии проката автомобилей, железнодорожная индустрия, это может быть достигнуто путем контроля над наличием в продаже различных продуктов, а также установления ограничений на их количество (так называемых пределов бронирования и уровней защиты). На протяжении всего этого процесса должен соблюдаться баланс между продажами дешевых продуктов (например, в случае авиаиндустрии, билетов эконом-классов), пользующихся большим спросом, и «защитой» более дорогих продуктов (билетов бизнес- и премиум-классов), спрос на которые меньше и возникает, как правило, к концу горизонта бронирования.
Любая такая стратегия продаж сильно зависит от прогноза спроса на все имеющиеся продукты. Очевидно, что неточный прогноз спроса, состоящий, например, в недооценивании или переоценивании спроса, может привести к неэффективным или даже негативным результатам использования моделей и стратегий систем управления доходами.
Именно поэтому одной из самых важных задач, с которыми сталкиваются исследователи, работающие в сфере управления доходами, является обеспечение надежных оценок истинного, так называемого неограниченного или нецензурированного спроса. Другими словами, становится важным ответ на следующий вопрос: «каким бы был спрос, если бы он не был ограничен пределами бронирования и ограничениями вместимости?» Это довольно сложный вопрос, усложняющийся еще более тем фактом, что исторические данные, являющиеся основой для любого прогноза, отражают в большей степени уровень продаж, нежели сам спрос на те или иные продукты. Разница между историческими данными о продажах и спросе заключается в том, что некоторые запросы на продажу могут быть отклонены в связи с существованием все тех же пределов бронирования и/или ограничений вместимости.
Представляемая работа посвящена многостороннему анализу вопросу восстановления неограниченного спроса, в том числе пассажирского спроса на авиабилеты, по цензурированным историческим данным, характеризующим продажи.
Любая такая стратегия продаж сильно зависит от прогноза спроса на все имеющиеся продукты. Очевидно, что неточный прогноз спроса, состоящий, например, в недооценивании или переоценивании спроса, может привести к неэффективным или даже негативным результатам использования моделей и стратегий систем управления доходами.
Именно поэтому одной из самых важных задач, с которыми сталкиваются исследователи, работающие в сфере управления доходами, является обеспечение надежных оценок истинного, так называемого неограниченного или нецензурированного спроса. Другими словами, становится важным ответ на следующий вопрос: «каким бы был спрос, если бы он не был ограничен пределами бронирования и ограничениями вместимости?» Это довольно сложный вопрос, усложняющийся еще более тем фактом, что исторические данные, являющиеся основой для любого прогноза, отражают в большей степени уровень продаж, нежели сам спрос на те или иные продукты. Разница между историческими данными о продажах и спросе заключается в том, что некоторые запросы на продажу могут быть отклонены в связи с существованием все тех же пределов бронирования и/или ограничений вместимости.
Представляемая работа посвящена многостороннему анализу вопросу восстановления неограниченного спроса, в том числе пассажирского спроса на авиабилеты, по цензурированным историческим данным, характеризующим продажи.
Владимир Матвеенко, ординарный профессор:
Работа Марии Лапиной - это весьма сложное исследование на стыке теоретической и прикладной эконометрики. Слово "цензурирование" в названии работы означает отсутствие полных данных, которые нужны для построения прогноза. Вы, наверное, знаете, что каждая авиакомпания предлагает на один и тот же полет множество тарифов. Цены на билеты зависят не только от расстояния до следующего кресла, но и от того на каких условиях можно сдать или поменять билет. Если по какому-то из тарифов билеты раскупаются полностью, то авиакомпания не знает, насколько высок на самом деле спрос на эти билеты. А знать надо, чтобы в дальнейшем уточнять цены и увеличивать прибыль. Эту задачу и решила Мария. Для этого потребовалось и отличное знание теории вероятностей и умение работать с массивами информации.
Краткая информация о премии Овсиевича 2016 (PDF, 796 Кб)
Дата
6 июня, 2016 г.
Рубрики
В статье упомянуты