Игры разума в Питерской Вышке
Научные руководители новой лаборатории теории игр и принятия решений профессор экономики университета Глазго д-р Анна Богомольная и председатель совета по экономике им. Дональда Робертсона университета Глазго д-р Эрве Мулен рассказали, чем сегодня живет эта группа исследователей-единомышленников и в каком направлении собирается развиваться.
Некоторое время назад в Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге начала работать международная лаборатория теории игр и принятия решений – подразделение, которое собрало впечатляющий состав сотрудников из числа ученых с международным именем и представителей РАН.
- Несмотря на то, что лаборатория появилась в Вышке не так давно, вы уже очень заметны. Проводятся лекции, встречи, в кампусе можно видеть объявления о мероприятиях. Расскажите, пожалуйста, подробнее о текущей деятельности подразделения и о его сотрудниках.
Д-р Эрве Мулен: Лаборатория - это наш совместный проект с коллегами, учеными из Санкт-Петербурга, которые посвятили свою жизнь изучению теории игр. Все они выходцы из Санкт-Петербургского экономико-математического института Российской академии наук. Мы общаемся с ними уже довольно давно, не раз встречались на конференциях, они приезжали к нам в университет Глазго с исследовательскими визитами. Для меня наше взаимодействие всегда было интересным и полезным, поскольку я видел, что эти люди обладают схожим видением перспектив развития математической экономики и теории игр. Поэтому идея организовать совместную лабораторию привлекла меня, и я счастлив, что теперь мы работаем вместе.
Д-р Анна Богомольная: Наше подразделение занимается фундаментальной наукой, его сотрудники уже долгие годы ведут исследования в области теории игр, в особенности, кооперативных игр, повторяющихся игр, а также дизайна рыночных механизмов. В Питерской Вышке мы официально открылись 1 сентября и сразу стали активно продвигаться в научной и академической среде Санкт-Петербурга. Наш коллега Федор Сандомирский еженедельно проводит учебные семинары для всех желающих. Участники этих встреч читают литературу, которую мы с д-ром Муленом им советуем, разбирают конкретные примеры применения социально-экономических механизмов. Федор распространил информацию об этих мероприятиях по всему Петербургу, и сегодня встречи стабильно посещают от 20 до 30 человек: молодые исследователи, магистранты, даже студенты-бакалавры. Мы с д-ром Муленом периодически присоединяемся к коллегам, чтобы прочитать лекции студентам, кроме того, всегда остаемся на связи с ними для обмена информацией и решения организационных вопросов.
- Теория игр – это одно из самых широко известных научных направлений, популяризованных, в частности, благодаря большому числу нобелевских лауреатов, получивших премию за достижения в этой сфере, а также голливудскому фильму «Игры разума». Чем вы можете объяснить такой общественный интерес к этой науке?
Д-р Эрве Мулен: Можно сказать, что теория игр – это, в сущности, язык современной экономики. Именно на нем сегодня говорят участники экономических процессов и те, кто эти процессы анализируют. Эта математическая концепция была рождена около 80 лет назад с определения взаимосвязи между игровыми стратегиями в картах, покере, шахматах, и экономическим поведением, и за прошедшее время развилась в теорию, которая начала применяться вообще во всех сферах жизни, в том числе, биологии и демографии. Теория игр перевернула представление о назначении экономиста. Ранее считалось, что роль такого специалиста сводится к наблюдению за процессами, нахождению закономерностей и прогнозированию. Эта наука сделала экономистов активными участниками «игры», своего рода социальными инженерами, которые могли изменять фундаментальные институты, такие как рынки. Развитие Интернета сделало возможности в этой области еще более обширными, ведь Интернет позволяет создать огромное количество новых рынков для совершенно разных товаров и услуг. Допустим, сайт EBay, на котором покупатели конкурируют за товар, делают ставки, где существует система дедлайнов и множество других правил. Теория игр, в сущности, и есть та экономическая теория, которая сделала возможным существование подобных инструментов.
Д-р Анна Богомольная: Прикладное назначение теории игр, действительно, очень велико. Стоит вспомнить, что появление целого раздела математики – науки повторяющихся игр с неполной информацией – началась с инициативы Пентагона во времена «холодной войны». Американские военные обратились к математикам за экспертным советом относительно стратегии ведения переговоров с советской стороной о сокращении вооружений. Им необходимо было понять, как с наибольшей выгодой для себя провести переговоры, при почти полном отсутствии информации просчитать сильные и слабые стороны противника. Конечной целью было заставить СССР сократить наиболее ключевые виды вооружений, не выдавая сведения о своем арсенале. В результате появилась целое научное направление, были написаны сотни статей.
- Вы говорили, что сотрудники лаборатории также ведут исследования в направлении дизайна рыночных механизмов. Объясните, пожалуйста, о чем идет речь.
Д-р Эрве Мулен: Теория дизайна рыночных механизмов – это раздел теории игр, который является одним из ключевых направлений специализации нашей лаборатории. Я веду исследования в этой области на протяжении порядка 15 лет. Это очень перспективное направление, которое находит свое применение в совершенно разных сферах жизни. В том числе, такие механизмы используются на рынках, на которые по этическим соображениям невозможно внедрить деньги как инструмент конкурентной борьбы. Например, система государственного школьного образования. Администраторам государственных школ запрещено продавать места в образовательных учреждениях. При этом, каждый родитель хочет видеть своего ребенка в самой лучшей школе. Здесь вступает в силу механизм распределения мест с учетом способностей ребенка и желания его родителей, а также общественных интересов.
Д-р Анна Богомольная: Действительно, теория дизайна механизмов используется в ситуациях, когда нельзя применить классический подход Адама Смита «невидимая рука» и просто «отпустить» рынок, предоставив его участникам право свободно бороться за свои интересы. В частности, в большинстве стран люди не могут законным способом продать или купить органы для пересадки. Соответственно, есть задача создать правила получения донорских органов без обращения к традиционным рыночным механизмам. Такой же подход используется в сфере суррогатного материнства.
- Каким вы видите дальнейшее развитие лаборатории и ее значение для науки?
Д-р Эрве Мулен: В нашей лаборатории очень сильна традиция изучения математических основ теории игр. Думаю, что, базируясь на этом фундаменте, мы могли бы сфокусироваться на конкретных проблемах дизайна рыночных механизмов, таких как практический метод справедливого разделения благ. В это сфере можно было бы использовать инструменты теории игр, социального выбора и нормативного анализа для выработки рекомендаций по созданию систем распределения ценностей. Я уверен, что у нашей группы исследователей большие перспективы стать основным источником инноваций в этой области в Санкт-Петербурге и России.
Д-р Анна Богомольная: Мы сегодня, пожалуй, единственные в стране, кто изучает теорию игр в составе группы. Наша цель – популяризировать это направление для того, чтобы к сегодняшнему сложившемуся ядру притягивались люди со схожими интересами из Петербурга, России и, в перспективе, СНГ. Мы хотим, чтобы лаборатория в перспективе стала научным центром, в котором из имеющихся наработок будут произрастать новые направления исследований, а также научной школой для молодых ученых. Таким будет наш вклад в развитие фундаментальной науки. Она, как здание, устремлена вверх, в бесконечность. И мы это здание строим здесь, в Питерской Вышке.
Беседовала Ольга Бондарь
Беседовала Ольга Бондарь
Дата
15 февраля, 2016 г.
Рубрики
В статье упомянуты