• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Код ученого»: Яна Крупец о проактивности молодежи, рисовании и искусственном интеллекте в социологии

«Код ученого» — новая рубрика на сайте университета, в которой мы будем знакомить вас с учеными Питерской Вышки, их исследованиями, научными ориентирами и хобби. Первой гостьей рубрики стала Яна Крупец, кандидат социологических наук, заместитель директора Центра молодежных исследований и доцент департамента социологии. За время работы в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург ее девять раз выбирали лучшим преподавателем. Поговорили с исследовательницей о том, какие этические дилеммы перед социологами ставит ИИ, почему важно изучать молодежь и что дает ученому рисование.

«Код ученого»: Яна Крупец о проактивности молодежи, рисовании и искусственном интеллекте в социологии

Фото НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Исследование, которым вы гордитесь

Еще студенткой я гордилась исследованием, которое провела на втором курсе СамГУ. Тогда я работала под началом Анны Готлиб, большой специалистки в качественной социологии и ее методах. На рубеже 90-х и нулевых она изучала постсоветскую адаптацию: смотрела, как люди проживают большие жизненные изменения. Я присоединилась к этому проекту и общалась с поколением моих родителей, мне нужно было взять у них нарративные интервью — то есть создать такие условия, чтобы люди сами бы рассказывали мне свои истории без всяких уточнений. И это получилось, я была очень рада! Более того, благодаря этому проекту я смогла увидеть своих родителей с совершенно новой стороны. Вот так и началась моя любовь к социологии.

Сейчас у меня не получится выделить какую-то одну работу, но я горжусь тем, что мы с коллегами делаем в Центре молодежных исследований. Казалось бы, чего сложного в молодежи, вроде все с ней понятно. Но на самом деле нет. В этом году Центр молодежных исследований отмечает 15-летие, за это время мы накопили большую базу знаний о молодежи. Мы видим, как сильно она меняется даже за короткие промежутки времени вроде пяти лет.

До Центра молодежных исследований я и не представляла, насколько сильно может вдохновлять молодежь. Она дает веру в то, что можно создать свой особенный мир или починить то, что поломалось. Своими проектами мы даем голос молодым, и, мне кажется, обществу нужно их слышать — так оно улучшается. Молодежь сейчас проактивная и гибкая: ей интересно самообразование, она легко отсекает неактуальные для себя жизненные траектории и пытается создавать личные проекты с нуля. Все это достойно уважения. Хочется, чтобы смелость молодых вдохновляла не только нас, исследователей, но и всех остальных.

Исследование, которое изменило ваши представления о науке

Радикально мое представление о науке никогда не менялось, оно скорее формировалось. Интереснее то, как менялся мой взгляд на мир, но и здесь не было какого-то главного исследования. Любая качественная научная работа меняет представления о мире. Есть, например, книга «Гриб на краю света», в которой Анна Цзин через цепочки сбора и продажи грибов наглядно показывает, как устроен современный капитализм. Неожиданный заход, верно? 

Бывают исследования, с которыми хочется поспорить. Наука — вообще про спор: не зря же мы описываем в статьях дискуссию вокруг какого-то вопроса. Но любому ученому нужно понимать, почему его не убедили аргументы автора, почему чужую точку зрения хочется критиковать. Есть и те исследования, которые никак меня не задевают. Это значит только одно: автор не так глубоко копнул и получилось скучно. А интересное можно находить даже в том, что кажется привычным. Надо просто взглянуть на нашу повседневность свежим взглядом.

Ученый, на которого хочется равняться

У меня вряд ли получится назвать одного, потому что наука — коллективное творчество. Ученый использует теоретические рамки, придуманные кем-то до него, сравнивает свои научные результаты с чужими. Более того, я согласна с такой моделью. Но бывают исключения. Иногда в книгах описана одна картина, а социологическое поле предлагает совершенно другую. В таком случае лучше идти за своими информантами, тогда можно узнать что-то действительно новое.

Есть авторы, чьи тексты меня регулярно вдохновляют. Я возвращаюсь к их трудам, когда мне нужно войти в ритм письма. Одно время мне очень нравились Ролан Барт и Дэвид Гребер, сейчас меня вдохновляет французская экономическая социология.

Главное для ученого

Наверное, самое главное — это честность. Становясь учеными, мы начинаем следовать некой общей этике. Нельзя обманывать информантов и использовать их данные в чужих интересах, нельзя подделывать результаты своей работы, нельзя говорить то, что кому-то хочется услышать. Если оставаться честными не выходит, надо уходить из науки.

Помимо честности, ученому важно хорошее воображение. Развить его на одном личном опыте, к сожалению, не получится. Нужно читать чужие исследования и наблюдать за тем, как другие социологи работают с данными, какие вопросы к ним задают. Можно заглядывать и в соседние науки, даже если нам не близки их подходы. Сменить оптику тоже бывает полезно.

И конечно, ученому нужно быть усидчивым. Социология — не всегда про создание новых интересных концепций, за ней стоит кропотливая рутинная работа. Нужно правильно собирать все данные, внимательно транскрибировать и кодировать их, вести дневники наблюдения. Часть этой работы бывает утомительной. Радует одно: нас уже сейчас разгружает искусственный интеллект. Появились автоматические расшифровщики, программы NVivo и ATLAS.ti включили ИИ в последние версии, теперь кодировать интервью значительно проще. 

Однако новые технологии принесли новые этические вопросы: как избежать утечек данных, если используется ИИ. Многие зарубежные компании уже договариваются о неразглашении данных с партнерами, которые предоставляют технологии ИИ. Думаю, нас ждет похожая участь. Университетским исследователям можно было бы сделать свою программу с ИИ, тогда риск утечек был бы минимальным.

Источники вдохновения

Перезагрузиться мне помогают хобби — я занимаюсь иллюстрацией и делаю татуировки. Мне важно отключаться от текстов и переходить в пространство картинок. В какой-то момент я поняла, что рисование и исследования во многом похожи. Когда я рисую, то смотрю, каким образом организовано пространство, какой может быть композиция, какие в ней есть контрасты… Так и с исследованием: сначала продумываю структуру, потом — основной вопрос, а потом начинаю собирать и анализировать данные. Рисование учит подмечать детали, выцеплять главное, искать новый угол зрения. Но все-таки главным источником вдохновения я считаю нашу повседневность, потому что социология — это наука о жизни.