• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Раскопки должны проводиться регулярно»: в Питерской Вышке прошла конференция об археологии Северо-Запада

23–24 сентября департамент истории провел конференцию об археологии Северо-Запада России в 1990-е годы. В корпусе на канале Грибоедова эксперты из восьми научно-исследовательских центров обсудили, как изменился подход к археологии и историческим памятникам за последние 30 лет.

«Раскопки должны проводиться регулярно»: в Питерской Вышке прошла конференция об археологии Северо-Запада

Фото НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Конференция объединила ученых и практиков, которые 1990-е годы принимали активное участие в крупных археологических экспедициях в Новгороде, Пскове, Петербурге и других городах. Мероприятие было посвящено памяти археолога Сергея Леонидовича Кузьмина, который активно работал на Северо-Западе России в тот период времени. Накопленным опытом поделились эксперты НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, Государственного Эрмитажа, ИИМК РАН, Археологического центра Псковской области и других центров исторического знания. Исследователи обсудили, как за последние 40 лет изменились подходы к поиску археологических памятников, организации раскопок и фиксации археологических данных.

Встреча состоялась на площадке Школы гуманитарных наук и искусств. С 2013 года студенты программы «История» регулярно участвуют в археологических экспедициях в Старой Ладоге, Великом Новгороде и Старой Руссе. В этом году в Великом Новгороде учащиеся нашли княжескую печать с изображением святых, а в Старой Руссе — кожаный башмак и сковороду XII века.  

Дискуссию открыл Адриан Селин, декан Школы гуманитарных наук и искусств, который более 30 лет участвовал в археологических экспедициях. Он рассказал, как в сжатые сроки проверял информацию об археологических памятниках Новгородской области. Данные о некоторых из них относились к концу 1940-х годов. «В 1990-е годы и раньше археологи делали многие полевые замеры на глаз, а в документации 1940–80-х годов часто перепутаны север и юг. Моей задачей было проверить, как выглядели эти памятники, сохранились ли они. Иногда бывало так, что на месте памятника появлялся карьер или что-то еще, иногда обнаруживались сильные неточности. Но, конечно, сегодня мы уже смеемся над тем, какие были методы фиксации тогда, в 1992–93 годах», — комментирует Адриан Селин.   

Эксперты обсудили, как изменилось отношение общества к археологии. Погоня за сенсационными находками привела к тому, что люди перестали понимать, зачем обществу нужны археологические исследования. «Чтобы привлечь дополнительные ресурсы, многие руководители экспедиций чаще всего рассказывают об уникальных вещах, которые им удалось найти. Но между тем археологи изучают не уникальное, но типичное — например, как был устроен быт средневековых людей, — объясняет Адриан Селин. — Непонимание задач археологов приводит к остановке работы на тех или иных памятниках в тех случаях, когда она требуется перед строительством по закону. А между тем археологические раскопки должны проводиться перед каждым вмешательством человека в культурный слой».

С появлением закона об охране памятников изменилось отношение к самим раскопкам. «До нулевых мы легко договаривались с жителями деревень о раскопках. Им и самим нравилось, что мы находим в их огородах какие-то древности, — делится Адриан Селин. — Потом процесс усложнился. Люди начали бояться, что их собственность подпадает под закон об охране памятников и они не смогут вести хозяйство на своих участках».

Алексей Фурасьев и Виктория Панченко из Государственного Эрмитажа рассказали, как проводилась археологическая разведка в Ленинградской и Псковской областях в 1990-е годы и какие памятники удалось спасти. Государственный Эрмитаж — один из партнеров бакалаврской программы «История». Ее студенты регулярно проходят музейную практику в фондах Эрмитажа.

Организовывать конференцию помогал студент 2-го курса программы «История» Дмитрий Бельский. В этом году он отправился в археологическую экспедицию в 13-й раз. «Конференция была полезна студентам-историкам и научными материалами по археологии, и дискуссиями о развитии исторической мысли в 1990-х годах. Для нас это далекое время, но археология тогда развивалась достаточно бурно. Именно тогда появились новые методы исследования, а также подходы к интерпретации археологического материала», — делится Дмитрий.