Печать XII века, кожаный башмак и рог коровы: что нашли студенты-историки на раскопках в Старой Руссе и Великом Новгороде
Каждое лето студенты-первокурсники образовательной программы «История» отправляются в Старую Руссу и Великий Новгород, чтобы почувствовать себя настоящими археологами. Для историков эти поездки обязательны и очень полезны — благодаря им можно научиться проводить раскопки, обрабатывать и анализировать старинные артефакты. В материале участники экспедиции поделились своими впечатлениями и рассказали о находках этого сезона.
Археологические экспедиции традиционно проводятся в двух локациях: на Пятницком раскопе в Старой Руссе и на Троицком раскопе в Великом Новгороде. Сейчас раскопки ведутся на участках, на которых во второй половине XII века находились жилые усадьбы. Именно к этому периоду относятся основные находки: в этом году студенты нашли сковороду, иглу, фрагменты керамической посуды, гвозди, обработанную кожу и многое другое. В Великом Новгороде была найдена княжеская печать XII века с изображением святых. Предположительно, она использовалась для скрепления официальных документов.
Студенты-историки работали на раскопках в течение двух недель — с 4 по 18 июля. В работе им помогали преподаватели департамента истории Питерской Вышки Адриан Селин и Евгения Платонова, а также куратор группы в Великом Новгороде Анастасия Афанасьева. В этом году первокурсники работали не только на раскопах, но и в камералке — лаборатории по обработке и описи артефактов. Там они промывали находки, делали опись и сканировали их для работы в цифровом формате. Некоторые вещи, которые нельзя отсканировать, рисовали вручную и также заносили в базы.
Чтобы более глубоко и качественно анализировать находки, студенты прослушали лекции о берестяных грамотах и музыкальных инструментах XII века, которые находили в раскопах ранее.
Свободное от работы время студенты тоже проводили с пользой. Чтобы побольше рассказать об археологической истории Старой Руссы, для них организовали обзорную экскурсию по городу с посещением краеведческого музея и интерактивного музея «Усадьба средневекового рушанина». Вместе с этим первокурсникам удалось посмотреть Великий Новгород и увидеть другие археологические памятники области: заброшенную церковь в деревне Менюша, ряд древнерусских могильников и Шум-гору, где, по легенде, захоронен Рюрик.
Екатерина Одинцова
Первокурсница ОП «История», работала на раскопе в Старой Руссе
За две недели практики я освоила практически все виды археологической деятельности: копала землю по квадратам, зачищала бревна и доски от земли, перебирала землю, промывала находки и раскладывала их по пакетам, подписывала этикетки.
Чаще всего на раскопе нам попадалась береста, керамика, кости, обработанная кожа и орехи. Были и интересные находки: полностью сохранившийся кожаный башмак, рог коровы, череп собаки, кольца, счетная бирка, многочисленные зубы животных, деревянное корыто. Все эти артефакты датируются серединой XII века.
Археологическая практика определенно останется в моей памяти как наиболее яркое событие этого лета. Бесконечные подъемы в шесть утра, бег трусцой на раскоп, томительное ожидание перерывов, чтобы похвастаться находками и погреться на солнышке, волшебные экскурсии по области и Старой Руссе… Это все очень сблизило нас. Мне кажется, что в экспедиции мы научились большему, чем просто копать и перебирать землю, — мы узнали, что такое взаимовыручка и дружба.
Лилия Резникова
Первокурсница ОП «История», работала на раскопе в Старой Руссе
Я помню, что обсуждения археологической практики не утихали с тех пор, как мы только поступили на исторический факультет. Все наши разговоры неизбежно сводились к экспедиции, мы очень ждали лета и постоянно спрашивали у старшекурсников, что нас ждет на раскопе. Они нас пугали тяжелыми восьмичасовыми сменами, после которых не будет времени на отдых. Говорили, что мы будем мало спать и есть. Но на деле оказалось, что смены не такие выматывающие и работать на археологической практике не так уж и тяжело. У нас оставалось достаточно свободного времени, чтобы искупаться в речке и погулять по городу.
Мы ехали на раскопки с надеждой, что найдем какие-то абсолютно уникальные артефакты. Например, мне очень хотелось найти берестяную грамоту — я любила их читать на курсе источниковедения. Но в итоге меня распределили на работы в камералке, где мы с ребятами в основном промывали находки. Также мы фотографировали и обрабатывали в графическом редакторе некоторые объекты.
Но моим любимым занятием было мыть кости. Иногда к нам в лабораторию приводили ребят с раскопа, чтобы они тоже поучились работать в камералке. Было очень увлекательно обсуждать, кому могут принадлежать те или иные зубы и кости. Было ощущение, что мы напрямую прикоснулись к прошлому. Мы многому научились, и я считаю, что эти навыки нам точно пригодятся.
Анна Турейко
Первокурсница ОП «История», работала на раскопе в Великом Новгороде
Больше всего, конечно, мне запомнились моменты обнаружения находок. В первый день работ я нашла большой крюк неизвестного назначения, а в последний нам с напарницей попалось проволочное кольцо.
После этой практики у меня появилось понимание, как вообще нужно работать на археологических раскопках. Нам показали, как выполнять простейшую работу по обработке квадратов земли: вскапыванию, переборке, мы научились обращаться с нивелиром.
Особенно мне понравилось отношение к нам археологов Троицкого раскопа. Каждый из них всегда подробно отвечал на вопросы, комментировал наши находки, рассказывал о строениях, которые могли раньше находиться на территории раскопа. Например, мы с напарницей три дня занимались раскопками участка, где много сотен лет назад была печка.
Катерина Титоренко
Первокурсница ОП «История», работала на раскопе в Великом Новгороде
Выезд на раскопки — это реальная возможность посмотреть, как работают настоящие археологи. Я очень увлечена археологией, так что мне все давалось легко. Единственное — иногда было физически сложно работать под солнцем и таскать тяжелые носилки с землей.
Но это однозначно того стоит, особенно тех эмоций, когда находишь артефакт. Когда мы нашли княжескую печать XII века, я испытала очень сильную эйфорию и ощутила причастность к историческому сообществу.
И конечно, очень важная часть археологических раскопок — это коллектив. Эта практика сильно нас сплотила, я узнала многих людей с другой стороны, хотя мы проучились вместе уже целый год. Совместные уютные вечера, UNO, прогулки, шашлыки — все это здорово нас объединило и подружило.
Принять участие в археологической экспедиции может каждый студент-историк Питерской Вышки! Поступайте на образовательную программу «История», чтобы окунуться в неповторимую атмосферу раскопок и найти собственные артефакты. Подать документы онлайн можно через личный кабинет абитуриента.