• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«За каждой дверью свой маленький мир»: завершилась экспедиция студентов-социологов в Кострому

Студенты бакалаврской программы «Социология и социальная информатика» и магистерской программы «Современный социальный анализ» изучили креативные пространства Костромы в экспедиции, организованной в рамках проекта «Открываем Россию заново». В ходе работы они провели 33 интервью с создателями и представителями творческих проектов, а также приняли участие в различных мастер-классах. Исследователи обнаружили, что аудитория креативных пространств Костромы довольно разнообразна — их посещают люди с самыми разными интересами. Также было замечено, что культурные организации редко взаимодействуют друг с другом и больше сконцентрированы на себе. В материале рассказываем и показываем, как исследователи провели время в городе на Волге.

«За каждой дверью свой маленький мир»: завершилась экспедиция студентов-социологов в Кострому

Фото предоставлено участниками экспедиции

В течение недели молодые ученые под руководством научных сотрудников Центра молодежных исследований, преподавателей НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Елены Омельченко, Ирины Лисовской и Евгении Кузинер проводили включенные наблюдения и глубинные интервью с руководителями, резидентами и мастерами костромских креативных пространств. Студенты-социологи исследовали, как молодежь Костромы воспринимает свой город и как творческие кластеры помогают создавать его креативный образ. Также их интересовало, что мотивирует костромичей запускать творческие проекты, как они взаимодействуют с муниципалитетом, городскими властями и другими креативными пространствами. В конце каждого разговора исследователи просили нарисовать ментальную карту — изображение того, как должна выглядеть Кострома по мнению создателей творческих кластеров.

Студенты работали с несколькими локациями: центром актуального искусства «Цех 1939», выставочным пространством «Центр русского искусства», музеем ремесленных промыслов «Лепота», домом молодежи «Пале», общественной городской организацией «Мы», студией исторического танца «Реверанс», арт-резиденцией «Лофт на Сенной», выставкой «Сад поэта» и букинистическим магазином «Сорока».

Алина Петрова, 3-й курс бакалаврской программы «Социология и социальная информатика»

Мы действительно глубоко погрузились в наше поле, смогли изучить молодежь, задействованную в креативном секторе Костромы. Особенно запомнились включенные наблюдения, в ходе которых мы посетили мероприятия изучаемых пространств, а также собранные интервью. Вместе с Полиной Мироновой мы изучали пространство «Лепота», которое концентрируется на поддержке и продвижении костромских мастеров. Было очень интересно познакомиться и пообщаться с ними, обсудить их ремесла и потенциал «Креативной Костромы», посмотреть, как они обустраивают свой город и как им дорожат. В целом, экспедиция получилась крайне продуктивной и подарила нам большое количество воспоминаний.

Помимо интервью исследователи проводили наблюдения — приходили на мастер-классы, творческие встречи, репетиции. Студенты-социологи изучали, как выглядит само креативное пространство, кто его посещает, как взаимодействуют между собой резиденты, организаторы, сотрудники и гости. Особенно ребятам запомнились включенные наблюдения на занятии по историческим танцам и ролевой настольной игре «Рыцари и Легенды». Также они посетили студию старинного танца «Реверанс», где обнаружили, что хореографы относятся к своему делу с большой любовью и, несмотря на возможные ограничения, продолжают верить в танец и вкладывать большое количество сил для его продвижения. Такая работа в поле не только стала частью исследования, но и подарила яркие воспоминания участникам экспедиции.

Екатерина Свириденко, 2-й курс бакалаврской программы «Социология и социальная информатика»

Мы с коллегой Яной Хмельницкой исследовали пространство «ЦЕХ 1939», о котором многие информанты рассказывали как о целом креативном кластере. Я солидарна с тем, что «ЦЕХ» действительно больше напоминает кластер, собирающий в себе большое количество креативных пространств и творческих личностей. Мы пообщались со многими из них, и нас очень вдохновило то, как они любят свое дело и «ЦЕХ», который позволяет им реализовывать самые нестандартные идеи. Как сказала одна из моих информанток: «Креативное пространство — это когда за каждой дверью свой маленький мир». Я считаю, что это действительно так, и благодаря экспедиции мне удалось погрузиться в эти маленькие миры.

Продолжая тему танцевальных объединений в Костроме, студенты также работали в пространстве для молодежи «Пале», в котором изучали команду кавер-дэнс K-pop Renshi и косплей-фестиваль «Золотой Кот 8». На протяжении недели студенты смогли пообщаться с организаторами и участниками танцевальной команды и посетить несколько тренировок как в самом пространстве, так и на городской сцене в парке «Берендеевка».

Валерия Попова, 1-й курс магистерской программы «Современный социальный анализ», стажер-исследователь Центра молодежных исследований

Я работала с Борисом Белозеровым в молодежном пространстве «Пале». Это оказалось действительно уникальным местом, где молодежь может реализовывать свои идеи, и даже само здание является памятником культуры и искусства, что очень дополняет общую картину центральных улиц города. Уже с первых посещений пространства мы поняли, что существование такого комплекса дает возможность молодежи раскрывать свой потенциал и заниматься творчеством. Девушки из команды кавер-дэнс Renshi показали нам, как занятия танцами могут связывать популярное направление в музыке с городским пространством Костромы и, помимо этого, создавать сплоченное объединение людей, которые любят свое дело.

Экспедиция запомнилась не только полевой работой — в свободное время студенты смогли посетить Ипатьевский монастырь, музей русского зодчества, прогулку-экскурсию по Волге, парк «Берендеевка», а также попробовали аутентичные костромские блюда и смогли купить сувениры от местных мастеров. Кострома оставила у ребят приятное впечатление — это город с богатой историей и культурой, в котором есть множество пространства для творческой реализации.

Сейчас студенты-социологи перешли к следующему этапу исследования — анализу собранного материала, однако уже есть несколько предварительных выводов: во-первых, креативные пространства Костромы зачастую не рассчитаны на определенную аудиторию и не имеют ее, а во-вторых, между творческими кластерами города практически нет нетворкинга, но встречаются точечные взаимодействия. Во многом они сконцентрированы на себе и не стремятся к поиску новых креативных связей. Также исследователи обнаружили, что костромичи отличаются патриотичностью — мало кто отвечал, что хотел бы уехать из города. А на просьбу описать Кострому двумя-тремя словами или фразами они говорили о городе с большой любовью, нежностью и внимательностью. После полноценной обработки данных планируются выступления на конференции в честь 15-летия Центра молодежных исследований и написание научных статей.

Борис Белозеров, 1-й курс бакалаврской программы «Социология и социальная информатика»

Это был мой первый опыт участия в социологическом проекте. Кострома открылась мне совершенно с иной стороны. Я познакомился с разносторонними людьми. Больше всего из экспедиции мне запомнился энтузиазм и открытость людей: все шли на контакт и делились своими личными историями. Я изучал государственный молодежный комплекс «Пале», где организуется очень разноплановая деятельность. Было интересно увидеть то, как совершенно разные молодежные группы, начиная от реконструкторов и молодых людей с ограничениями здоровья, заканчивая K-рор и аниме-клубами, уживаются вместе и сотрудничают друг с другом. Я получил множество навыков, которые в будущем пригодятся мне в моей социологической карьере.