• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Самые светлые умы»: в НИУ ВШЭ завершился конкурс «Высший пилотаж»

В этом году Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» был проведен в девятый раз. На 25 направлений конкурса в общей сложности зарегистрировались 27 446 человек из 28 стран и 88 регионов России. Приняли участие в отборочном этапе 6243 школьника — на 22% больше, чем в прошлом году. Призерами заключительного этапа стали 295 человек, победителями — 147. Все они получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в НИУ ВШЭ на образовательные программы соответствующего профиля.

В отборочном этапе можно было принять участие либо очно, направив работу на один из 34 региональных конкурсов «Высший пилотаж», либо дистанционно. Региональный трек отборочного этапа выбрали 2694 человека, 265 из них стали победителями и получили приглашение на заключительный этап.

Всего по результатам отбора по двум трекам на заключительный этап были приглашены 1184 участника. Ребята представляли работы экспертным комиссиям, присутствуя в аудитории или лично, или онлайн. Лишь по направлению «Дизайн» была предусмотрена только дистанционная защита, и авторы 166 проектов защищали их перед экспертами по видео-конференц-связи.

Публичные защиты по направлению «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum» состоялись в МИЭМ НИУ ВШЭ в феврале, по направлениям Computer Science, «Биология», «Математика», «Физика» и «Химия» — в формате конкурса-конференции «Авангард» на базе Школы на Юго-Востоке имени маршала В.И. Чуйкова в марте. Финалистов по другим направлениям принимали четыре кампуса Вышки в начале апреля: по «Филологии» — Нижний Новгород, по «Истории» — Санкт-Петербург, по «Экономике» — Пермь, по оставшимся 15 направлениям — Москва.

Питерская Вышка приняла 105 талантливых школьников из 43 регионов России — от Санкт-Петербурга до Приморского края. Конкурсанты подключались дистанционно и приезжали в Петербург лично. 

Наталья Горбачева, эксперт Управления по организации приема и работе с абитуриентами

Горбачева Наталья Геннадьевна

«Высший пилотаж» — это отличная площадка, где талантливые школьники, которые делают первые шаги в науке, могут рассказать о своих достижениях. Ребята получают ценное мнение экспертов, а также знакомятся и обмениваются знаниями с ребятами из других городов. Они активно участвуют в обсуждениях, учатся задавать вопросы и вливаются в диалог с профессионалами своего дела. Мы уверены, что такой опыт пригодится им в будущем в любой сфере деятельности, которую они для себя выберут.

Для Питерской Вышки конкурс «Высший пилотаж» — это возможность привлечь талантливых абитуриентов с неординарными способностями в исследовательской и проектной деятельности, социальном проектировании. Мы знакомим ребят с нашей образовательной средой, где они смогут расти, развиваться и добиваться новых высот в науке.

В заключительном этапе жюри определило 12 победителей и 25 призеров по направлению «История». При поступлении в Питерскую Вышку все они получат дополнительные баллы к индивидуальным достижениям. Победители — восемь баллов, призеры — шесть. Преимущество будет учитываться на образовательных программах «История», «Политология и мировая политика», «Востоковедение», «Юриспруденция». Победители и призеры регионального этапа также могут рассчитывать на бонусные баллы: шесть и четыре балла соответственно.

Торжественная церемония открытия апрельского цикла публичных защит заключительного этапа состоялась в Большом зале Центра культур НИУ ВШЭ с трансляцией во «ВКонтакте», так что подключиться к ней мог каждый конкурсант. К участникам обратилась директор по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ Тамара Протасевич.

Тамара Протасевич
© Высшая школа экономики

«Наша дирекция проводит много разных интеллектуальных состязаний, но конкурс “Высший пилотаж” занимает среди них особое место, — сказала она. — Он привлекает тех ребят, которые любят работать вдолгую. Нужно не просто загореться идеей принять участие в конкурсе, но сохранить мотивацию в течение нескольких месяцев работы и довести свое исследование или свой проект до защиты перед экспертами».

По оценке Тамары Протасевич, участникам «Высшего пилотажа» свойственны не просто любознательность и желание познать новое, но и готовность к действию и созиданию. Все эти качества помогают не только понять этот мир, но и сделать его лучше.

На церемонии выступили представители организаций-партнеров «Высшего пилотажа», заинтересованных в молодых специалистах с проектными и исследовательскими компетенциями, а также председатели экспертных комиссий.

Константин Старостин, Ольга Тимофеева, Дмитрий Митенков и Людмила Бурлакова
© Высшая школа экономики

Константин Старостин из Проектного офиса по развитию туризма и гостеприимства Москвы сказал, что городу нужны амбициозные специалисты, которые не боятся мечтать и воплощать идеи в разных сферах. Коммерческий директор Московского планетария Ольга Тимофеева отметила такие качества участников конкурса, как собранность и нацеленность на результат. Представитель маркетинговой компании Ipsos Людмила Бурлакова порекомендовала ребятам не бояться высказывать свою точку зрения.

Председатель комиссии по социологии Ксения Антонова пожелала участникам, чтобы исследовательская деятельность всегда была для них источником вдохновения. Председатель комиссии по лингвистике Владимир Файер посоветовал внимательнее слушать выступления товарищей по секции, ведь это уникальная возможность узнать, какие исследования проводят коллеги. «Надеюсь, что в следующий раз вы придете в Вышку уже в качестве студентов», — сказал председатель комиссии по направлению «Развитие государства и общества» Кирилл Тюрчев.

Сигналом к старту публичных защит, которые продлились три дня, стал запуск в зал детских бумажных самолетиков, на крыльях которых выступавшие написали пожелания участникам заключительного этапа.

По итогам конкурса своими впечатлениями с «Вышкой.Главное» поделились его участники.

Анастасия Родионычева
© Высшая школа экономики

Анастасия Родионычева, ученица 11-го класса гимназии №11 города Самары, приехала в Москву защищать работу по направлению «Медиакоммуникации» и вошла в число победителей. «Была возможность защищаться дистанционно, но мне этот формат не подходит, ведь тогда я не получу нужных впечатлений и эмоций», — поясняет она.

На конкурс девушка представила мультимедийный лонгрид, посвященный истории Самары. В нем рассказывается о событиях, происходивших в городе, о достопримечательностях и о связанных с ними мифах и легендах. Вымысел в проекте соседствует с реальностью: герой-кладоискатель общается с привидениями, и в то же время описаны маршруты, по которым можно пройти сегодня.

У Анастасии есть опыт работы на местном телевидении, и она собирается поступать в НИУ ВШЭ на ОП «Медиакоммуникации» — здесь ее привлекает «насыщенная программа и практика в разных компаниях». «Люди в Вышке всегда открыты, всегда готовы помочь, и “Высший пилотаж” — лучшее тому подтверждение. Участие в таких конкурсах — ценный опыт, выход из зоны комфорта и новые горизонты», — считает она.

Ульяна Богдан
© Высшая школа экономики

Ульяна Богдан, 11-классница из московской школы №1498, стала призером по направлению «Востоковедение». Она с детства увлекается Кореей и считает, что на нее оказала влияние «корейская волна» — активное распространение южнокорейской поп-культуры.

На конкурс Ульяна подготовила работу «Кореец в тридевятом царстве», в которой провела сравнительный анализ русских и корейских народных сказок. Оказалось, что, несмотря разные менталитеты, сюжеты многих сказок у двух народов похожи, а у их героев много общего. Например, и в русских, и в корейских сказках есть волшебные животные — соответственно щука и змея, которые благодарят своих спасителей. У корейцев есть аналог «Золушки» и в обеих сказках одинаковая мораль: трудолюбие и другие положительные качества всегда будут вознаграждены.

Ульяна считает, что ее проект может помочь тем, кто только начинает знакомиться с корейской культурой. Поступать собирается в Вышку на одну из образовательных программ, посвященных Востоку, и планирует изучать корейский язык.

Мария Чудакова и Арсений Кузнецов
© Высшая школа экономики

11-классники из московской школы №1517 Мария Чудакова и Арсений Кузнецов — победители по направлению «Технические и инженерные науки».

Они вместе подготовили один проект (условия конкурса по этому направлению подразумевают возможность групповой работы) — автономный необитаемый подводный аппарат как перспективное средство для исследовательских, поисковых и осмотровых работ. Главная особенность аппарата — автономная навигация: «загрузили миссию, и он поплыл». Арсений выполнял функции конструктора, а Мария — электронщика и программиста.

Хотя ребята не нацелены на поступление в Вышку, они считают «Высший пилотаж» хорошей площадкой для представления своего проекта. «Конкурс очень рейтинговый, дает разные бонусы, тут очень компетентные эксперты, которые оценивают преимущества и недоработки проекта», — поясняет Мария. «Мы получили ценные рекомендации по совершенствованию конструкции аппарата — например, сделать так, чтобы каждый отсек мог плавать по отдельности, не тонуть и не всплывать», — добавляет Арсений.

Члены экспертных комиссий высоко оценили усилия конкурсантов.

Ольга Абрамова
© Высшая школа экономики

По мнению старшего преподавателя департамента психологии НИУ ВШЭ Ольги Абрамовой, возглавляющей экспертную комиссию по направлению «Психология», проекты и исследования, представленные на конкурс, были сильнее, чем в предыдущие годы. Некоторые из них — на уровне курсовых и дипломных работ бакалавриата.

Рост качества Ольга Абрамова объясняет, в частности, тем, что с авторами проектов и исследований по психологии работали менторы — студенты Вышки (это направление было первым, где организаторы опробовали индивидуальное менторство). И если раньше в финал выходили в основном ученики сильных московских школ, то теперь процент региональных участников и дипломантов намного выше.

Многое было сделано для того, чтобы школьники выбирали оригинальные темы. Из года в год на конкурс поступало несколько работ, посвященных стрессу на ЕГЭ, а теперь их нет вообще, зато появились работы по актуальной сегодня дезинформации и психологии влияния. А партнер направления — отель «Карлтон Москва» — предложил участникам тему лидерства служения, и, например, одна школьница рассмотрела ее на примере поведения учителей.

Сергей Аксенов
© Высшая школа экономики

Заместитель директора МИЭМ НИУ ВШЭ Сергей Аксенов, возглавляющий экспертную комиссию по направлению «Технические и инженерные науки», отметил, что участники заключительного этапа представили на конкурс интересные и актуальные технологии, в том числе связанные с искусственным интеллектом и интернетом вещей. По его мнению, качество работ также возросло, хотя в ряде случаев у членов комиссии возникали сомнения в том, что школьники выполняли их самостоятельно, и, чтобы эти сомнения развеять, приходилось задавать много разных дополнительных вопросов.

Анатолий Истратов и Сергей Аксенов

Доцент департамента прикладной математики МИЭМ Анатолий Истратов обратил внимание на широту интересов участников: проекты были посвящены экологии, туризму и даже пчеловодству. Хорошо был проработан проект школьника из Тюмени, посвященный контролю за состоянием ульев с помощью системы датчиков.

«Конкурс “Высший пилотаж” позволяет найти и выделить тех ребят, которые способны вести проектную деятельность, а в МИЭМ это ключевой элемент образовательной программы. Хотелось бы, чтобы они получали преимущества при поступлении. Их компетенции сложно измерить на ЕГЭ, а нам нужны такие студенты», — считает Сергей Аксенов.

Дмитрий Митенков
© Высшая школа экономики

В работе экспертной комиссии по направлению «Технические и инженерные науки» принял участие Дмитрий Митенков — категорийный менеджер компании «Алроса», отвечающий за снабжение обогатительных фабрик оборудованием и запчастями. Компания поддерживает «Высший пилотаж» четвертый год и считает конкурс отличной платформой для развития молодых специалистов и формирования у них нетривиального взгляда уже со школьной скамьи.

«Впечатления от конкурса самые положительные, — делится Дмитрий Митенков. — Меня удивил разброс возрастов участников, и чуть ли не самые высокие оценки я выставил ребятам из восьмого класса: они хорошо проработали тему и отлично ее доложили. Презентационные материалы по уровню могут соперничать с вузовскими, а умение представить свою идею и отстоять свою позицию очень важно в любом бизнесе. Участники заключительного этапа конкурса — самые светлые умы, впереди у них большое будущее».

Списки победителей и призеров опубликованы здесь.

Новый конкурсный сезон начнется в середине июля, на сайте будут опубликованы обновленные методические рекомендации по направлениям. Следите за официальной группой конкурса во «ВКонтакте».