Первая встреча с профессией: как прошел «Один день с Питерской Вышкой»
В воскресенье 29 октября корпус на Кантемировской превратился в город будущего с экологичным такси, рестораном с роботами и с социальной сетью для горожан. А все благодаря проектам 252 школьников, которые они создали на лекциях и мастер-классах. Своим опытом с ребятами поделились студенты кампуса, которые помогли им попробовать разные профессии. Кто-то примерил на себя роль UI-дизайнера и сверстал сайт ресторана, а кто-то подготовил трудовой договор для программистов социальной сети. Чем еще запомнится «Один день с Питерской Вышкой» — в нашем репортаже.
На интерактивном фестивале «Один день с Питерской Вышкой» школьники знакомились с понравившимися профессиями через проектный подход, который давно стал важной чертой образования в Питерской Вышке. Его главная идея состоит в том, что студенты занимаются проектной работой с первых лет учебы и получают профессиональный опыт прямо в стенах университета.
Знакомство с будущими профессиями началось с лекций от преподавателей Питерской Вышки. Ребята, которых интересуют творческие направления, окунулись в работу школьных и молодежных СМИ. А для будущих юристов заместитель декана Юридического факультета Елизавета Шушунова провела лекцию о том, почему юриспруденция — это перспективное направление.
Елизавета Васильевна рассказала, что все профессии можно условно разделить на два типа: с масштабируемым и не масштабируемым доходом. В первом случае зарплата специалиста зависит от количества выполненной работы, а во втором — от его компетенций. Ко второму типу относится в том числе и профессия юриста. Квалифицированный специалист может получать доход даже от коротких консультаций, потому что хорошие знания и большой опыт ценятся.
Елизавета Шушунова, заместитель декана Юридического факультета
Юриста обычно представляют как крайне консервативного человека, который без устали читает умные книги, наизусть помнит законы, получает длинные письма и пишет такие же в ответ. На самом деле юриспруденция давно изменилась. Сейчас юристы решают сложные задачи, связанные с искусственным интеллектом, защитой окружающей среды, медициной, цифровой валютой и так далее.
При этом юристы глубоко погружены в контекст той отрасли права, которой они занимаются. К примеру, хорошо разбираются в том, как работают медицинские учреждения и движутся деньги внутри банковской системы. Такие эксперты никогда не могут быть заменены тем же искусственным интеллектом. Потому что недостаточно хорошо знать законы, нужно еще и понимать, как они работают в реальности.
Сергей Кольцов, ведущий научный сотрудник Лаборатории социальной и когнитивной информатики, рассказал о проектном подходе к учебе в Школе физико-математических и компьютерных наук. Уже с первого курса студенты набирают портфолио, сотрудничая с «Яндексом», «Сбером», «1С» и другими крупными компаниями.
Сергей Кольцов, ведущий научный сотрудник Лаборатории социальной и когнитивной информатики
Причина, по которой стоит учиться на программиста и на data science, заключается в очень простом факте. Вся информация, которая генерируется человечеством, активно переходит в электронную форму, соответственно, обработка такой информации требует множества программистов разного уровня.
Научное сообщество по программированию и машинному обучению в России не очень большое, и значительная часть этого сообщества работает в Вышке. Поэтому наши студенты получают образование, которое признается научным сообществом, что помогает им достаточно быстро находить работу.
Что еще помогло познакомиться с профессиями, так это тематические мастер-классы. На них студенты с разных программ Питерской Вышки поделились с ребятами полученными в университете знаниями и карьерным опытом. Каждый мог найти что-то для себя: создать рекламу или сверстать сайт, обучить нейросеть предсказывать изображения или выбрать наиболее прибыльную локацию для будущего бизнеса.
Необычное задание для школьников подготовили дизайнеры: при помощи красок и цветной бумаги ребята своими руками создавали логотипы. Главное — чтобы они были простыми и уникальными, а еще вызывали ассоциации. В это время на мастер-классе от медиакома ребята тоже учились устанавливать эмоциональную связь с людьми, но только через рекламу. А вместе со студентами программы «Экономика» — решать задачи на поиск равновесной цены и равновесного количества.
Мария Пуцейко, студентка четвертого курса программы «Дизайн»
Порадовало, что сегодня я смогла поделиться своим опытом и знаниями со школьниками. Потому что по-настоящему заинтересовать ребят как раз могут именно студенты, так как мы сами проходим тот путь, который они хотят выбрать. Надеюсь, им было интересно!
Сейчас я прохожу стажировку в дизайн-агентстве. Мне очень повезло, что у меня есть такой опыт еще до окончания университета. Потому что уже сейчас я знаю, какая работа меня ждет, и понимаю, о чем будет полезно рассказать школьникам.
София Красникова, абитуриентка программы «Медиакоммуникации»
Сегодня у нас была и теория, и практика — это помогло больше узнать о медиакоммуницациях и понять, чем я буду заниматься в будущем. Особенно интересно было послушать про рекламу и посмотреть примеры хороших промороликов. Я и сама развиваюсь в интернете, у меня даже есть свой блог. Так что для меня это очень полезно.
Здорово, что можно было попробовать себя и в других профессиях — например, вместе с ребятами мы создали дизайнерский логотип. Я познакомилась с интересными людьми и благодаря этому общению узнала новое о самой себе. Но главное — поняла, что хочу и дальше развиваться в медиа.
Никита Лякин, студент третьего курса программы «Экономика»
Мне всегда нравилось изучать общество и математику. И мне кажется, в экономике эти сферы отлично пересекаются. На языке математики можно объяснить, как люди взаимодействуют. Например, простая модель спроса и предложения, о которой я сегодня рассказывал, помогает понять, как формируется цена и количество товаров на рынке.
В будущем я планирую заниматься наукой — сначала магистратура, потом аспирантура. А сегодня в списке целей появилось еще и преподавание. Мне очень понравилось проводить мастер-класс — я увидел, с каким интересом слушали меня школьники. Здорово, что уже на третьем курсе мне есть чем поделиться с ними.
Приключение завершилось командной игрой. Опираясь на полученные за день знания, школьники создали проекты ресторана, социальной сети и транспорта будущего, которые потом защитили перед большой аудиторией.
Ребята предложили открыть ресторан Insects Phobia, в котором посетителями предлагалось попробовать «блюда, которые слетают с полок» — экологически чистую еду из насекомых. Персонал для заведения решили нанять тоже необычный — роботов с искусственным интеллектом.
Кто-то выдвинул предложение создать социальную сеть для петербуржцев, которые ведут здоровый образ жизни. Для них разработчики предусмотрели карту с безопасными для пробежки районами. А еще возможность выкладывать посты, чтобы делиться своими достижениями.
Третий проект ребята посвятили городскому транспорту. Они предложили создать новый троллейбусный парк и экотакси с массажными креслами, где клиент сам выбирает комфортную скорость поездки и даже водителя.
Защитив проекты, школьники получили в подарок сувениры от Питерской Вышки и отправились делать памятные фотографии на фоне интерьеров кампуса.
Руслан Айтасов, абитуриент программы «Востоковедение»
Мне сегодня все понравилось! Я впервые услышал о SWOT-анализе — уверен, для востоковедов этот навык тоже полезен. Ведь они помимо науки занимаются еще и бизнесом, и искусством. И чтобы быть успешным в этих областях, нужно понимать сильные и слабые стороны своих идей.
Чтобы оставаться на связи, подписывайтесь на группу для абитуриентов в VK. Здесь можно узнать о будущих ивентах и читать интервью со студентами и преподавателями Питерской Вышки о внутренней жизни кампуса.