• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как исследовать молодежь сегодня? Объясняет социолог Елена Омельченко

В середине февраля в Питерской Вышке прошла Зимняя школа — традиционное мероприятие для абитуриентов магистратуры. Второй день был посвящен открытым лекциям исследователей из Вышки и экспертов из компаний-партнеров. В этом материале собрали основные тезисы из выступления Елены Леонидовны Омельченко, академического руководителя программы «Современный социальный анализ» и директора Центра молодежных исследований.

Елена Леонидовна Омельченко, академический руководитель программы «Современный социальный анализ» и директор Центра молодежных исследований

Елена Леонидовна Омельченко, академический руководитель программы «Современный социальный анализ» и директор Центра молодежных исследований
© Фото из архива НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Выступление социолога Елены Леонидовны Омельченко было посвящено теме современной российской молодежи. Исследовательница рассуждала о том, чем живут молодые люди, какие ценности и стремления им присущи. Несмотря на очевидную актуальность, тема важна еще и тем, что помогает родителям и будущим студентам лучше понять друг друга. 

Выступление можно разделить на две части: первая посвящена молодежным субкультурам, а вторая — поколениям. В чем состоит разница между этими явлениями? И есть ли связь между ними? Они существуют в одном молодежном пространстве, но смотрят на него через разную оптику. Субкультуры ищут новые значимые для молодежи тренды, а поколения помогают выделить определенные возрастные группы, объединенные схожими убеждениями, переживаниями и ценностями.

Как молодежные сцены пришли на смену субкультурам

Самым значимым процессом для молодежи можно считать поиск своей группы –– места, где его признают, где разделяют его ценности. Этот поиск одновременно помогает найти своих и определить, кто таковым не является. Взросление молодых людей происходит через приобщение к тем или иным группам, а полученный культурный бэкграунд может сильно повлиять на дальнейшую жизнь. Например, люди, которые в подростковом возрасте были субкультурщиками, сейчас зачастую входят в креативную элиту. 

Обычно субкультура подразумевает противостояние господствующей культуре. Первые субкультуры появились в Великобритании в середине XX века, среди них были тедди-бои и панки. Первые происходили из небогатых семей и стремились изменить свое социальное положение. В частности —  выбирали стиль одежды, характерный для более обеспеченных людей. Панки были их прямой противоположностью: они бросали вызов общественному контролю и регулированию через телесный эпатаж и отказ действовать согласно нормам и ожиданиям. 

Существует мнение, что в СССР отсутствовало подобное культурное разнообразие. Однако это не так: например, в позднем СССР существовали и стиляги, подражатели тедди-боям, и панки. 

Сегодня ситуация с субкультурами обстоит иначе. Появляется множество новых форм молодежной вовлеченности, в связи с чем классические субкультуры постепенно уходят на периферию. Актуальным становится понятие «молодежная сцена», которое отражает смещение фокуса в анализе молодежи в городском пространстве. Последний исследовательский проект Центра молодежных исследований был посвящен изучению молодежных сцен в шести российских городах: Элисте, Махачкале, Ульяновске, Санкт-Петербурге, Казани и Улан-Удэ.

Как поколения объясняют молодежные тренды

Когда мы размышляем о молодых людях через призму поколений, мы, вероятнее всего, думаем об определенном типе потребления. В этой связи понятие поколений является еще одной призмой для исследования молодежи. Оно помогает объяснить новые тенденции, характерные для молодежного сообщества. Одна из них —  запрос на раннее взросление и самостоятельность. Молодые люди начинают зарабатывать раньше, чем их родители: становятся блогерами и активно ведут свои аккаунты в соцсетях. Это позволяет им быть более автономными по отношению к семье.

Что отличает родителей от их детей, а поколение X — от миллениалов? Вопрос, который часто вызывает некоторую растерянность. Пойдем по порядку. Поколение X — это люди, рожденные в период с 1965 по 1980-е годы. Это поколение часто называют «забытым средним ребенком», потому что оно оказалось в промежутке между популярными беби-бумерами и миллениалами. Вторые стали самой обсуждаемой возрастной группой в последние десятилетия. Миллениалы, или поколение Y, — люди, рожденные между 1981 и 1996 годами. Название говорит само за себя — миллениалы достигли совершеннолетия уже в новом тысячелетии. Считается, что они более образованные и разноликие в культурном отношении, чем предыдущие поколения. 

Дети поколений X и Y — это центениалы, или зумеры. Они более продвинуты и открыты к нововведениям. Склонны больше тратить на свое образование, в то время как миллениалы — на недвижимость или путешествия. Несмотря на стремительно развивающееся digital-пространство, зумеры чаще встречаются с друзьями лично.

Полную запись открытой лекции Елены Леонидовны Омельченко можно посмотреть в нашей группе «ВКонтакте» «Магистратура НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург».