• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Наукой стоит заниматься и в бакалавриате, и в магистратуре»

В Питерской Вышке 18 научных подразделений, в которых можно заниматься разными исследованиями — по социологии или вообще по физике и машинному обучению. В магистратуре это особенно полезно — проще определиться с аспирантурой. А в бакалавриате такая работа поможет понять свои интересы. Поговорили со студентами бакалавриата и магистратуры о лабораториях и научных центрах кампуса.

«Наукой стоит заниматься и в бакалавриате, и в магистратуре»

Фото из архива НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Наталья Чернышева, 2-й курс, МП «Современный социальный анализ», стажер-исследователь в Центре молодежных исследований

Наталья Чернышева, 2-й курс, МП «Современный социальный анализ», стажер-исследователь в Центре молодежных исследований

Я всегда мечтала работать с включенными людьми. Пыталась найти научную группу мечты — с дискуссиями, академическим творчеством, радостью от задач. Но это было не так-то просто.

Потом я посетила несколько мероприятий Центра молодежных исследований для широкого круга слушателей, послушала рассказы сотрудников о проектах и поняла: это оно. 

Как только появилась возможность пройти собеседование на стажера-исследователя в Центре, я без раздумий подала мотивационное письмо.

Сейчас я участвую в проекте, который изучает образовательную миграцию талантливой молодежи Северо-Западного региона России. Параллельно включаюсь и в другие краткосрочные проекты лаборатории: осенью мы изучали абитуриентов Вышки, а сейчас исследуем адаптацию молодежи к COVID-19. 

В проекте про миграцию мы с еще одной магистранткой Юйсинь Чжан занимаемся количественной частью исследования: разработали опросник и анализируем данные. Возможно, после магистратуры я также включусь в качественную часть исследования и поеду в один из исследуемых городов. Буду работать в поле. 

Работа в Центре научила меня тонкостям исследовательской коммуникации.Я прошла через командную работу над инструментами исследований и правки отчетов для заказчиков. Все это учит общаться на проекте так, чтобы получить хороший результат и сохранить приятные отношения. 

Мне также нравится учиться у опытных социологов текстовой работе: писать вместе отчеты — большое удовольствие! Работа в центре показала мне, что я могу эффективно работать в сжатые сроки и бережно относиться к результату.  Кроме того, именно здесь я научилась ценить свои личные и профессиональные качества:  обратная связь от коллег придает сил и веры в себя.

Работа в центре — это дополнительная исследовательская практика. На материал, который мы проходим на парах, точно нужно больше времени. ЦМИ дает мне эти дополнительные часы. Благодаря коллегам я стала лучше понимать, как создавать социологические исследования по-настоящему. Повысилось качество и моей учебной деятельности. Еще ЦМИ значительно расширил мою теоретическую базу, а для исследователя это хорошо: больше интересных точек обзора.  

Я бы точно посоветовала другим магистрантам пойти в один из вышкинских исследовательских центров. Недавно я в шутку сказала первокурсникам, что лучшая внеучебка для магистранта — это стажировка в ЦМИ. Я не шутила, на самом деле. Работа в лаборатории — это не только про академические перспективы, отличный нетворкинг и развитие soft skills. Это еще и весело. 

В Центре молодежных исследований есть и творческая деятельность, и командная работа, и личные достижения, и даже сцена, на которой можно выступить. К тому же научным центрам нужны новички с большим интересом ко всему новому, ведь они могут привнести в науку что-то неизведанное и непредсказуемое.

Светлана Кокоткина, 2-й курс, МП «Глобальная и региональная история», работала в Лаборатории экологической и технологической истории

Светлана Кокоткина, 2-й курс, МП «Глобальная и региональная история», работала в Лаборатории экологической и технологической истории

Я попала в Лабораторию экологической и технологической истории, потому что до этого участвовала в проекте по исследованию санитарного состояния городов. Меня заинтересовала тема проекта, захотелось погрузиться поглубже. К тому же меня всегда привлекала городская история. 

Я исследовала историю водопроводной и канализационной сети Петергофа, Царского Села и Гатчины. Эти кейсы интересны тем, что города Дворцового ведомства занимали в Российской империи особое положение: там были резиденции царской семьи и на них не распространялись общие принципы градоуправления. Эти города получали дополнительное финансирование, которое было необходимо для создания  водных структур. Поэтому Петергоф, Гатчина и Царское Село в начале XX века входили в группу городов с развитой городской водопроводной и канализационной сетями. 

В процессе я узнала много нового о методах исследования экологической и городской истории — например, концепцию городского метаболизма. Погрузилась в источники и литературу по теме и в результате подготовила статью. Итоги своей работы я также представила на конференции, посвященной экологической истории «Земля воды: ресурс, угроза, образ в Сургуте».  

Так получилось, что курсы, которые я выбрала в магистратуре, тесно перекликались с темой моего исследования в лаборатории. Поэтому было здорово, что учеба и работа в лаборатории дополняли друг друга. Кроме того, работа в лаборатории стимулирует продолжать обучение, она же заставила меня задуматься об аспирантуре. 

Это был полезный опыт. Я смогла применить на практике те методологические подходы и знания, которые я получаю в университете. Также я лучше поняла работу исследователя, усилила свои статьи и навыки публичных выступлений. 

Думаю, это здорово, что в университете студенты могут поработать в исследовательских лабораториях и центрах. Это помогает выбрать дальнейшую карьерную траекторию, ведь можно на время побыть исследователем. Кроме того, это развивает профессиональные навыки и soft skills. А еще это помогает реализовать исследовательский интерес вне темы магистерской работы — у меня так и произошло.

Павел Валединский, 2-й курс, МП «Современный социальный анализ», стажер-исследователь в Лаборатории социологии образования и науки

Павел Валединский, 2-й курс, МП «Современный социальный анализ», стажер-исследователь в Лаборатории социологии образования и науки

На втором курсе бакалавриата нужно было выбрать обязательный проект, и один меня сильно заинтересовал — он был о рисковом поведении подростков. Проект относился к Лаборатории социологии образования и науки. Один из организаторов потом стал моим научным руководителем, и на третьем курсе я поехал вместе с лабораторией в экспедицию. По итогу мне предложили уже официально устроиться на работу в лабораторию в качестве стажера-исследователя.

Уже четвертый год я изучаю рисковое поведение подростков, которые учатся в колледжах Петербурга. Мы собирали данные четыре года для этого проекта, я участвовал во всех этапах. То есть не только собирал, но и обрабатывал и анализировал.  

Думаю, в лаборатории я приобрел значительную часть профессиональных навыков. Я вовлекался в большие проекты, где нужно было проводить интервью и опросы, общаться с образовательными учреждениями, а также работать с данными. За три года работы в лаборатории мне удалось познакомиться со многими преподавателями, потом с ними было уже намного проще общаться на парах. Помимо этого, я понял, чем вообще занимаются исследовательские лаборатории и отдельные сотрудники в них. 

Мне кажется, наукой стоит заниматься и в бакалавриате, и в магистратуре. Просто магистранты к этому уже больше подготовлены, а это повышает их шансы на успех. Благодаря своим знаниям они могут вкладывать больше сил в масштабные исследования.

Константин Гергенредер, 4-й курс, ОП «Управление и аналитика в государственном секторе», стажер-исследователь в Лаборатории экономики культуры

Константин Гергенредер, 4-й курс, ОП «Управление и аналитика в государственном секторе», стажер-исследователь в Лаборатории экономики культуры

Весной 2021 года в нескольких лабораториях Питерской Вышки стали открываться вакансии стажеров-исследователей. Я решил отправить свое резюме в профильные, чтобы не отходить от основного образования — управления и аналитики в государственном секторе. Из всех возможных вариантов меня привлекла Лаборатория экономики культуры, так как тема их исследовательского проекта была тесно связана с моими научными интересами.  Я точно знаю, что попал в команду профессиональных исследователей, у которых и глубокие познания в области культуры и туризма, и много практики.

С самого начала сотрудничества основной тематикой моей работы стали туристические кластеры. Связано это с тем, что в 2021 году лаборатория выполняла грант Проектного офиса развития Арктики. Проект напрямую был связан с изучением Арктических территорий Республики Карелии и Мурманской области, а также приграничных территорий с Финляндией и Норвегией. Мы изучали туристические маршруты, собирали информацию с сайтов туристических фирм, изучали научную литературу и законодательство. С помощью собранной информации мы составили карту изучаемой территории, на которой разместили популярные туристические места. Дальше мы нанесли на карту наши рекомендации, где лучше создать кластеры. В конечном счете мы сформировали список предложений для дальнейшего развития туристических кластеров и завершили проект.

Я подключался практически к каждому этапу проекта. Это помогло мне освежить знания всех необходимых методологий исследования, подтянуть свой Excel и английский. Ведь для сбора информации от Финляндии и Норвегии мы общались с местными турагенствами по электронной почте.

Проект завершился, но наше исследование — нет.  Мы продолжили исследовать туристические кластеры на всей Арктической территории Российской Федерации. Думаем, у нас получится подробно изучить туристическую сферу Арктики и сформулировать определенные рекомендации для региональных министерств. 

Опыт работы в лаборатории позволил применить мои знания на практике, использовать навыки деловой коммуникации и инструменты командной работы. Мне часто приходилось изучать что-то новое, углубляться в суть вопроса и готовить аналитические отчеты. На парах я все это тоже получаю, но в лаборатории было больше практики. 

Еще в лаборатории я понял, насколько важна команда. Мне повезло, что я смог понять это на позитивном опыте и попал в комфортную среду профессиональных исследователей. У нас хорошие отношения, и работаем мы продуктивно.

Одним из главных положительных моментов стало то, что я смог совместить свое образование с рабочим процессом. Так как лаборатория экономики культуры с 2022 года переименована в Лабораторию управления культурой и туризмом и переведена в Школу социальных наук и востоковедения, я смогу писать диплом с руководителем этого научного подразделения. Продолжу изучать арктический туризм. Приятно осознавать, что все наработки твоей дипломной работы можно будет использовать на практике.

Думаю, студентам стоит пойти в одну из лабораторий кампуса. Там сразу погружаешься в исследования вместе с научными сотрудниками. Это совсем другой уровень получения знаний и опыта. Я считаю, что это очень полезно для понимания того, чем вы хотите заниматься дальше. Особенно если хочется пойти в магистратуру по схожей с лабораторией теме. Не стоит сомневаться и переживать, начинайте получать опыт как можно раньше!