Что изучают магистранты программы «Менеджмент в индустрии впечатлений»
С 2020 года магистерская программа «Менеджмент в индустрии впечатлений» («Arts and Culture management») принципиально модернизирована. Академический руководитель программы Юлия Георгиевна Трабская рассказывает опреимуществах программы и объясняет, почему быть арт-менеджером престижно.
В 2021 году магистерская программа «Менеджмент в индустрии впечатлений» ведёт набор студентов на 20 бюджетных и 10 платных мест, а также на шесть платных мест для иностранцев. Посмотреть стоимость обучения можно на странице портала для абитуриентов магистратуры. Подробная информация о программе доступна по ссылке.
— Кого готовят на программе?
— Программа нацелена на две категории студентов: “pre-experience” — то есть, студентов без опыта работы в арт-индустрии “post-experience” — тех, кто уже работает в этой сфере, но не обязательно арт-менеджером, мы рады искусствоведам, историкам, театроведам, тем, кто хорошо знает сферу искусства и культуры и хочет приобрести навыки управления, новую профессию.
У нас учатся студенты закончившие бакалавриат по менеджменту, экономике, социологии, экономике, политологиии, студенты, которые мечтают о творческой, креативной работе, постоянном погружении в атмосферу искусства, ярких проектах. Больше всего мы ценим желание работать в арт-индустрии, преданность профессии, высокую трудоспособность и мотивированность. Мне в целом кажется, что работать арт-менеджером нельзя, если не любишь искусство.
Студенты и выпускники программы могут в будущем стать кураторами, арт-менеджерами креативных проектов, креативными директорами крупных компаний, организаторами событий и предпринимателями в искусстве и культуре. Студенты, которые интересуются научной работой, смогут продолжить своё обучение в в российской или зарубежной аспирантуре.
— Расскажите поподробнее о преимуществах магистерской программы «Менеджмент в индустрии впечатлений».
— Одним из важных преимуществ можно назвать участие студентов в проектах программы совместно с ведущими арт-институциями Петербурга и Милана. За 2020–2021 учебный год студенты участвовали в проектах с Государственным Эрмитажем, ГМЗ «Царское село», Новой сценой Александринского театра, Российским Этнографическим музеем, Музеем Фаберже Санкт-Петербурге, ЦВЗ «Манеж» и другими партнёрами.
В результате коллаборации с Новой сценой Александринского театра студенты магистерской программы разработали событие «CIBA: Creative Industries. Business. Art.», посвященное творческим индустриям и креативному предпринимательству в большом городе. Работу студентов четыре месяца курировали специалисты Новой сцены Александринского театра и преподаватели нашей магистерской программы. Участники проекта разработали концепцию каждого элемента события, пригласили спикеров и общались с ними, продумали активности между лекциями, разработали дизайн и способ продвижения программы, а также договорились с партнерами.
Также магистранты программы работали над проектом по изучению цифровых аудиторий. Его заказчиком выступил Музей Фаберже в Санкт-Петербурге, и студенты получили доступ к внутренним данным для проведения исследования. Работа включала в себя анализ цифровых следов, организацию опроса посетителей и кабинетное исследование.
Для программы очень важно сотрудничество с Государственным музеем-заповедником «Царское село». Культурные организации с насыщенной историей такого масштаба — это замечательное место для разработки креативных идей. Безусловно, дворцово-парковый ансамбль — это совершенно особенный механизм организации культурного учреждения. Изучать его на материале «Царского села» — это большой вклад в образовательный процесс. Студенты знакомятся как с открытыми выставками музеев, так с еще закрытыми на реставрацию. Совсем скоро группа наших студентов сможет посетить пока еще закрытый для зрителей Александровский дворец, чтобы побеседовать с кураторами выставок и познакомиться с особенностями дворца. Наши студенты будут организовывать мероприятие, приуроченное к запуску дирижабля над музеем «Ратная палата». Сейчас студенты работают над продвижением и организацией мероприятия, а также анализом аудитории. Это большой и серьезный комплекс работ, который позволит студентам лучше понять контекст работы в арт-индустрии, а также сделать реальный и востребованный проект.
Российский этнографический музей тоже активно сотрудничает с программой. У студентов могут напрямую взаимодействовать с директором РЭМ Юлией Аркадьевной Купиной. Под ее руководством были организованы совместные проекты и практика. Сейчас магистранты работают над созданием музейного лектория, подготовкой совместных грантов и проведением стратегической сессии. Студенты получили профессиональный опыт взаимодействия с сотрудниками музея и поработали с музеем национального масштаба. Кроме того, они научились работать с документами.
Коллаборация с Ассоциацией рестораторов и отельеров позволяет студентам шире взглянуть на арт-индустрию и познакомиться с гастрономическим искусством. Президент ассоциации Леонид Петрович Гарбар организует практику для студентов и участвует в мероприятиях программы. В настоящее время студенты проводят анализ ресторанной индустрии Петербурга в условиях пандемии. Студенты взаимодействовали с культовыми фигурами ресторанного рынка — Арамом Мнацаканов и Кирилл Зиминов. По результатам исследования они готовят аналитический материал для публикации в СМИ и отчет для Центра развития и поддержки предпринимательства.
К концу обучения на программе студенты уже будут иметь хорошее портфолио проектов, выполненных для известных арт-институций. Это повышает конкурентоспособность выпускников для трудоустройства.
Кроме того, нам важно в максимальном объёме погружать студентов в профессиональную среду: знакомить их с предметами искусства и руководством крупных арт-институций. Для этого мы проводим занятия на выставках, в музеях, театрах, концертных залах и известных городских площадках. Так, курс “Arts History and Contemporary Cultural Practices” проводят преимущественно на экспозициях в Государственном Эрмитаже, в Музее Достоевского, в арт-центре «Пушкинская-10», киностудии «Ленфильм», музее «Эрарта» и других значимых местах города. Также студенты дисциплины “Arts History and Contemporary Cultural Practices” посещают мастерские и выставки Государственного Эрмитажа, а также видятся с руководителем отделов музея.
Чтобы стать успешными в своей сфере, студенты проходят курсы по истории искусства, event-менеджменту, финансам в искусстве, роли искусства в развитии города, менеджменту в крупных музеях, кураторству.
— Как студенты могут развиваться в академической среде благодаря программе?
— Наша программа совместно с миланскими коллегами организовала несколько научных мероприятий ежегодную конференцию “Transformation of Business Models in Art and Culture during a Crisis” и провела трек «Аналитики в сфере искусства и управления культурой».
Также с 2020–2021 учебного года студенты сами могут выбрать тип курсовой работы: академический, научную статью или прикладной проект. В рамках научного трека мы готовим студентов для поступления на PhD программы в НИУ ВШЭ или зарубежных университетов. Мы учим подготовке научных статей, продвинутым методам исследований — например, интеллектуальному анализу текста и эконометрике.
— Где студенты смогут проходить практику?
— Мы предлагаем студентам пройти практику у наших многочисленных партнёров, среди которых — Государственный Эрмитаж, Александринский театр и ЦВЗ «Манеж». Обычно мы предлагаем 7–10 вариантов и студенты сами выбирают, куда хотят пойти. Наши студенты организовывают мероприятия и фестивали, занимаются продвижением, предлагают внедрение собственных проектов в деятельность музеев, выстраивают коллаборации музеев.Таким образом студенты смогут познакомиться с текущими кадровыми запросами со стороны арт-индустрии и будут иметь конкурентные преимущества на рынке труда, сформировав к концу обучения портфолио проектов, выполненных для знаковых арт-институций Петербурга.
— Как программа развивает международное сотрудничество?
— В этом году магистратура «Менеджмент в индустрии впечатлений» заключила соглашение о треке двойного диплома с Католическим университетом Святого сердца в Милане (Università Cattolica del Sacro Cuore). Лучшие студенты программы смогут поехать в Милан на втором году обучения и в конце получат дипломы магистров сразу двух университетов. Для будущих магистрантов это возможность целый год учиться в зарубежном университете и изучать сферу искусства Италии, а также знакомиться с устройством рынка искусства этой страны.
Магистерскую программу тоже можно назвать интернациональной: у нас преподают профессора из Италии, Эстонии и Великобритании. Это помогает студентам знакомиться с международным контекстом и изучать особенности арт-индустрии в каждой стране.
Кроме того, студенты магистерской программы могут участвовать в международной академической мобильности.
— Расскажите, пожалуйста, кто будет преподавать на программе?
— Дисциплины программы ведут как преподаватели Питерской Вышки, так и практики из различных арт-институций. Например, курс “Arts History and Contemporary Cultural Practices” ведут сотрудники Государственного Эрмитажа, а курс “Economics of Arts” разработан совместно с Музеем Фаберже в Санкт-Петербурге. Его будет вести заместитель директора музея Софья Григорьева.
Заместитель директора Центрального выставочного зала «Манеж» Анна Львовна Ялова ведет курс «Кураторство». Студенты подробно знакомятся с особенностями работы куратора в музейной институции и за её пределами, а также учатся анализировать культурные объекты и музейные практики. У студентов появляется перспектива создания кураторского проекта вместе с экспертом индустрии и возможность пройти практику в «Манеже».
Директор Института исследования стрит-арта Альбина Мотор читает на программе курс «Career Workshops. Self-Marketing and Personal Branding», который помогает студентам выстраивать карьерный трек и понимать, как позиционировать себя в арт-индустрии. Институт исследования стрит-арта включает студентов в свои проекты. Так, студентка программы Полина Штанько посвятила магистерскую диссертацию исследованию менеджмента стрит-арт искусств на основе данных Института. В настоящее время готовится совместная заявка на президентский грант.
— Какие у программы планы на будущее?
— Мы очень любим нашу программу: студентов, преподавателей и партнёров. Поэтому мы искренне хотим организовать работу программы максимально продуктивно и полезно для всех. Мы всегда рады фидбеку со стороны студентов: их предложениям и даже критике.
Кроме того, в 2021 году программа выиграла конкурс Фонда Владимира Потанина и получила грант на развитие. Мы надеемся, что студенты тоже проявят ответственное отношение к нашей программе и будут работать над ней вместе с нами.
Трабская Юлия Георгиевна
Академический руководитель магистерской программы «Менеджмент в индустрии впечатлений»
Ялова Анна Львовна