• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Лаборатория задала мои научные интересы»

В Питерской Вышке 20 лабораторий и исследовательских центров. Все они могут быть стартом научной карьеры для тех студентов, которые в ней действительно заинтересованы. Четверо учащихся в кампусе поделились впечатлениями о работе в лабораториях.

«Лаборатория задала мои научные интересы»

iStock

О лабораториях и научных центрах кампуса

С первого года учёбы в бакалавриате можно начать путь исследователя  в различных научных подразделениях Питерской Вышки. А некоторые магистерские программы предусматривают бонусные баллы для абитуриентов, которые занимались научной работой в лабораториях. 

20 лабораторий и центров принимают студентов бакалавриата и магистратуры в качестве стажеров-исследователей, а направление студенты выбирают сами. Для учащихся функционируют лаборатории по литературным, экономическим, историческим и другим направлениям. Кроме того, можно исследовать квантовую оптоэлектронику, интернет и теорию игр. 

Среди 20 научных подразделений есть новая лаборатория НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и «Яндекса». Там учёные будут исследовать естественные языки. Также они будут работать над методами глубокого обучения. Подробнее о лаборатории можно прочитать по ссылке

Олег Свидченко, ОП «Программирование и анализ данных», работает в Центре анализа данных и машинного обучения

Олег Свидченко, ОП «Программирование и анализ данных», работает в Центре анализа данных и машинного обучения

О лаборатории я узнал во время учёбы в бакалавриате. Наш факультет сотрудничает с компаниями и лабораториями, которые помогают студентам реализовывать научные исследования. На мой взгляд, такой подход помогает студентам уже в начале учёбы получить опыт в разных областях и понять, что им ближе. Кроме того, полученные знания и навыки помогают при трудоустройстве. 

Сейчас я участвую в четырёх исследовательских проектах, которыми руководит Алексей Александрович Шпильман. В трёх из них я научный консультант. Мне интересна область машинного обучения «обучение с подкреплением», поэтому проекты связаны с ней. До этого я участвовал и был научным консультантом в ещё нескольких проектах. По итогам одного из них опубликована статья, по результатам ещё двух материалы готовятся к публикации.

Задачи, которые я решаю в проекте, зависят от того, какую роль я беру на себя в команде. В последних проектах я  занимался созданием начальной идеи проекта и первоначальным анализом — то есть изучал опубликованную литературу и  проверял ошибки в гипотезах. Кроме того, в некоторых проектах я участвую как исследователь: провожу эксперименты и сравниваю полученные результаты. 

Помимо работы исследователем, я занимаюсь преподаванием: веду практические занятия по введению в машинное обучение у студентов Вышки. В этом полугодии читаю курс лекций и курирую еженедельные научные семинары по обучению с подкреплением.

В лаборатории мне очень нравится коллектив. Мотивированные люди вдохновляют на эффективную работу. Кроме того, радует, что студенты могут предлагать свои темы для исследований и проектов. Если у студента возникает идея, он обсуждает её с научными руководителями и, если они разрешают,  идея может стать исследовательским проектом.

Я бы сказал, что лаборатория задала мои научные интересы. У меня и до начала работы в ней был интерес к машинному обучению и обучению с подкреплением, однако благодаря лаборатории я в нём утвердился. Больше всего меня вдохновляет мой руководитель — Алексей Александрович Шпильман. Благодаря ему я получил много возможностей для развития в научной сфере и мотивацию на то, чтобы в дальнейшем заниматься исследованиями.

Кроме того, во время учебы я получил теоретические знания, а лаборатория помогла закрепить их на практике. В результате я научился читать лекции, курировать исследовательские проекты как научный консультант, а также читать и писать научные статьи.

В этом году я заканчиваю магистратуру и поступаю в аспирантуру Питерской Вышки на образовательную программу «Информатика и вычислительная техника». Во время учёбы в аспирантуре планирую продолжать заниматься исследованиями в лаборатории, повышать квалификацию как ученого, преподавателя и руководителя.

Антон Сурков, ОП «Управление и аналитика в государственном секторе», работает в Лаборатории социальной и когнитивной информатики

Антон Сурков, ОП «Управление и аналитика в государственном секторе», работает в Лаборатории социальной и когнитивной информатики

О Лаборатории социальной и когнитивной информатики я узнал на дисциплине «Компьютерное сопровождение анализа документов публичного управления» на третьем курсе. Я решил пойти туда работать, потому что интересуюсь анализом данных и машинным обучением. 

Мы по большей части работаем с текстами. Основное направление лаборатории — это NLP (Natural Language Preprocessing), то есть, обработка естественного языка. Мы берём текст и пытаемся научить модель понимать и предсказывать какие-то закономерности. В лаборатории я понял, что работа с текстами может быть совсем не скучной. 

В лаборатории я должен читать и писать код, а потом запускать расчёты на суперкомпьютере Вышки или сервере лаборатории. При этом я стараюсь использовать новые пакеты и модели, разбираться в нюансах их функционирования. Это возможно благодаря тому, что у меня нет жёсткого графика. Я работаю со сложными кодами, написанными более опытными исследователями, и мне приходится подстраивать их под себя. Это помогает мне развивать навыки программирования и изучать новые пакеты. 

В ходе работы в лаборатории я узнал много нового про NLP, а ещё кое-что из математики и теории вероятности. Я научился быстрее и рациональнее программировать и разбираться в сложных кодах. Думаю, я и в целом прокачал навыки в области машинного обучения.

Даниил Ахмеров, ОП «История», работает в Центре исторических исследований

Даниил Ахмеров, ОП «История», работает в Центре исторических исследований

Есть такие вещи, о которых знаешь, и даже не понимаешь — откуда о них узнал. Это относится и к Центру исторических исследований (далее — ЦИИ). О ЦИИ я впервые услышал на первом курсе, но тогда еще не знал, чем занимается Центр. 

Понимание, чем занимается ЦИИ, складывалось постепенно. Символом Центра были и остаются семинары «Границы истории», на которых  выступают историки из России и из-за рубежа. Наверное, с тех пор я мысленно ставлю тире между ЦИИ и «Границами истории». Я понял цели ЦИИ, когда уже работал в Центре. Центр участвует в исследовательских проектах, в том числе и международных, проводит международные конференции, при участии международных партнёров организует Летние школы. 

Работу в Центре мне предложили в 2018 году. Подкупало, что из потока на собеседование пригласили меня и ещё двух моих коллег. Честно говоря, для меня до сих пор загадка, почему выбрали именно нас. Скорее всего, наши исследовательские интересы совпадали с интересами Центра — мы изучали советский период.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Круг моих задач достаточно узок — я ответственный за редактирование портала ЦИИ. Чаще всего я размещаю информацию о прошедших семинарах и привожу в порядок внешний вид страниц на сайте Центра. Были и необычные задачи — например, создание страниц для исследовательских проектов с нуля или создание под-портала Отдела социальной антропологии. Узкий круг задач компенсируется тем, что эти задачи — творческие. То есть если передо мной ставят задачу создать страницу под исследовательский проект, то расположение блоков информации, тематические изображения и стилистические элементы я выбираю сам.

Самой масштабной задачей была смена дизайна портала на новый шаблон. Я предложил эту идею руководству ЦИИ, и меня охотно поддержали. С переходом на новый шаблон помогли специалисты из Управления развития и поддержки портала Вышки. Я же приводил в порядок внешний вид существующих страниц, а также создавал новые, чтобы облегчить навигацию по сайту. С тех пор занимаюсь только сайтом.

Больше всего мне нравится свобода действий. Для решения типовых задач есть единый «рецепт». Для решения же уникальных задач такого нет. Например, когда передо мной поставили задачу — стандартизировать внешний вид страницы «Научные проекты», я посмотрел на возможности редакторского интерфейса, а потом начал думать, как лучше представить информацию на странице. 

Сама по себе работа в ЦИИ на меня мало повлияла, в отличие от общения с сотрудниками Центра — моими преподавателями. На научно-исследовательских семинарах я обсуждал с ними курсовые и диплом: почти все сотрудники вели учебные курсы. В любом случае, я занимаюсь тем, что нравится. Наверное, этим и вдохновляют мои преподаватели — они делают то, что им интересно, и рассказывают людям об этом.

В ЦИИ я пришёл с навыками, которые помогают работать как там, так и на сторонних исследовательских и научно-популярных проектах. Я увлекался веб-разработкой ещё в школе и даже выступал на школьной научной конференции с докладом о ней — в ЦИИ же отточил некоторые навыки. Большую часть работы, которую я делаю, можно выполнить с помощью встроенного в портал Редакторского интерфейса — для его использования не нужны знания HTML. Мне же нравится работать с HTML, так как с его помощью можно проще и быстрее редактировать статьи и страницы на портале ЦИИ.

Я думаю, что работа в ЦИИ очертила некоторую часть пути, по которому мне интересно двигаться дальше. Какую-то часть очертили археологические экспедиции Эрмитажа и ИИМК РАН, на которых я был на протяжении трёх лет в составе студенческого археологического отряда. Часть подкрепил детский интерес к IT. «Не для школы, но для жизни мы учимся» — это действительно так. 

Ещё со школы я хотел преподавать. Правда, в школе это была физика, а не история. Я хочу и дальше идти по академическому пути — в магистратуру и аспирантуру. Возможно, когда-нибудь мне доверят общение со студентами. Больше всего мне интересно, каким образом историки анализируют и создают источники с помощью компьютеров. В свободное время я изучаю Python для анализа и визуализации данных, а также технологии для Full-Stack веб-разработки. Кроме того, мне интересна популяризация истории и того, чем я занимаюсь — устной истории и истории советской повседневности. Возможно, всё это вместе выльется в большее. Главное — было бы желание.

Елизавета Балацюк, магистерская программа «Современный социальный анализ», работает в Центре молодёжных исследований

Елизавета Балацюк, магистерская программа «Современный социальный анализ», работает в Центре молодёжных исследований

Я узнала о Центре молодёжных исследований ещё при выборе магистерской программы, и меня он сразу заинтересовал. Тогда же я ознакомилась с проектами, которыми занимался центр в тот период. Когда началась учёба, я много слышала о нём от преподавателей, которые там работали. В мае 2020 года центр объявил набор на позицию стажёра-исследователя, и я сразу откликнулась. Мне захотелось получить опыт работы исследователем и поучаствовать в новом проекте центра, тема которого была мне близка — «Новые мастера и новые ученики в крафтовой экономике: просьюмеризм как феномен молодёжной повседневной культуры».  

В первую очередь, я работаю в социологическом поле и собираю эмпирические данные в ходе глубинных интервью. Затем обрабатываю их: транскрибирую и убираю личные данные. В прошлом году по итогам своего первого проекта я участвовала в работе над частью отчёта. Сейчас вместе со своей коллегой я готовлю научную статью по проекту «Пережить трудные времена и сохранить бизнес: стратегии совладания с кризисом молодых предпринимателей Санкт-Петербурга». 

Не могу сказать, что эта работа сильно отразилась на моём собственном исследовании. Тем не менее, первый проект позволил мне расширить кругозор: было интересно познакомиться с темой, совсем не связанной с моим исследовательским полем.

Больше всего мне нравится атмосфера Центра молодёжных исследований. Я чувствую поддержку и доброжелательность со стороны всех работников. В Центре молодёжных исследований я впервые поучаствовала в групповом исследовательском проекте. Я научилась работать в команде, почувствовала, что значит нести ответственность не только за себя, но и за весь проект и за других участников группы.

Текст подготовили 

Варвара Комарова, студентка ОП «Управление и аналитика в государственном секторе»,

София Иванова, студентка ОП «Филология»