Учёба в аспирантуре — это осознанный выбор
Аспирантура необходима людям, которые хотят связать свою жизнь с наукой и преподаванием. Эта ступень требует от вовлечённых в неё большой отдачи, однако она дисциплинирует и помогает получить ещё больше полезных знаний. Аспирант и выпускница аспирантуры делятся своими впечатлениями о поступлении и исследовательской деятельности.
До 12 марта продолжается первая волна приёма документов в аспирантуру Питерской Вышки. В 2021 году для набора открыты семь аспирантских программ: «Экономика», «Менеджмент», «Политические науки», «Социологические науки», «Исторические науки», «Математика и механика», «Информатика и вычислительная математика». Абитуриенты могут узнать больше о каждой программе на специальных вебинарах.
Алексей Сорбалэ, аспирант программы «Политические науки», старший преподаватель департамента политологии и международных отношений
В целом, аспирантуру можно рассматривать через две перспективы — узкую и широкую. В узком понимании, аспирантура — это своеобразный чёрный ящик, в который попадают разнообразные амбиции, стремления, идеи и интересы поступающего. На выходе из всех этих вещей складывается качественный и структурированный продукт — кандидатская диссертация.
Широкое понимание предполагает, что аспирантура — это социальный лифт. Принято считать, что университет — это сообщество с собственной иерархией, каждый элемент которой выполняет свою собственную функцию и не выходит за пределы обозначенной зоны ответственности. Это значит, что связи между участниками такого сообщества преимущественно вертикальные, и переход с одного уровня иерархии на другой довольно затруднителен. Высшая Школа Экономики приветствует совмещение ролей по университетской иерархии и способствует строительству горизонтальных связей, и здесь аспиранты обладают большим количеством преимуществ. Они могут примерять на себя иерархически различные роли – преподавателя, исследователя, организатора мероприятий, руководителя научно-исследовательского проекта, административного работника. В результате, у студентов аспирантуры формируется общее представление о том, как и чем живёт университет и, что, самое важное, какое место им хочется занять в этой академической структуре. Когда я отправился с документами в приёмную комиссию, то опирался именно на эту широкую трактовку концепции аспирантуры.
Я с большим теплом вспоминаю время обучения в бакалавриате Питерской Вышки. Прекрасные и высококвалифицированные преподавателей и административные сотрудники университета создавали интересный и многогранный мир вокруг меня и моих одногруппников на протяжении четырёх лет. Именно поэтому после возвращения из Будапешта я планировал связать свою профессиональную деятельность именно с петербургским кампусом Вышки. Мною также руководил и совершенно рациональный мотив: Вышка предлагает самое качественное образование в стране в области социальных наук, а выпускники аспирантской программы высоко котируются на внутрироссийском и международном рынке.
Аспирантура Питерской Вышки предполагает активное вовлечение обучающихся в повседневную жизнь университета. Кроме того, программа создаёт ощутимые стимулы для того, чтобы трансформировать знания в карьерные возможности. Сразу после поступления в аспирантуру я начал преподавать на бакалаврской программе «Политология и мировая политика»: сначала на условиях договора с университетом, а с 2020 года — в качестве штатного сотрудника на должности старшего преподавателя. В этом же году я занял место младшего научного сотрудника в Центре сравнительных исследований власти и управления. Так, публикации, которыми я занимался в аспирантуре, серьёзно увеличили мои возможности в вопросе трудоустройства.
В отличие от бакалавриата и магистратуры, аспирантура — это по большей части свободное плавание. Количество обязательных предметов ограничено, а весь третий год обучения в принципе освобождён от занятий, поскольку аспирант должен посвятить его диссертации. На мой взгляд, это совершенно рациональное распределение времени аспиранта.
С другой стороны, в аспирантуру приходят ребята с разным бэкграундом, диссертацию оценивают коллеги из Петербурга и Москвы практически без учёта особенностей предыдущего образования аспирантов. Таким образом, получается, что с самого начала аспиранты стартуют с разных позиций и затрачивают непропорционально разное количество усилий во время учёбы на программе. Некоторым коллегам сложно выполнять все требования, предъявляемые к аспирантам, и они не могут справиться с нагрузкой. Думаю, лучшим выходом из этой ситуации может стать введение специальных курсов по методологии и методам, а также мастер-классов по подготовке научных текстов к публикации.
В начале прошлого года меня зачислили на программу «Академической аспирантуры». Туда попадают аспиранты с высокой публикационной активностью и другими академическими достижениями. Особенность этой программы — очень хорошая стипендия, а также возможность прохождения практики в одном из ведущих зарубежных университетов. Эта возможность, к сожалению, сейчас закрыта в связи с коронавирусными ограничениями, однако в прошлом году, благодаря активному содействию декана Школы социальных наук и востоковедения Андрея Владимировича Стародубцева и руководителя моей аспирантской программы Ирины Марковны Бусыгиной, я смог пройти стажировку в Университетском Колледже Лондона. Стажировка оказалась крайне плодотворной: я собрал данные для моего диссертационного проекта, расширил сеть полезных контактов среди исследователей, работающих в области моего научного интереса, а также получил одобрение предварительных результатов моей диссертации.
Также на данный момент я опубликовал две статьи в ведущих российских политологических журналах. Кроме того, в печати находится англоязычная статья в международном журнале второго квартиля. Помимо этого, на рецензировании находятся ещё три статьи, которые также, надеюсь, увидят свет в ближайшее время.
Учёба в аспирантуре — это осознанный выбор. До подачи документов в аспирантуру важно задать себе вопрос «Для чего я поступаю в аспирантуру?» Ответов здесь может быть много, и нужно тщательно обдумать плюсы, минусы и подводные камни. С одной стороны, аспиранту нужно тратить много сил на учёбу, поскольку аспирантский опыт позволяет совмещать несколько ролей сразу, и эти роли часто требуют развития совершенно разных навыков. С другой стороны, аспирантура — это путь к большим карьерным возможностям, научным достижениям и, что самое важное, определению жизненных приоритетов. Если аргументы «за» перевешивают аргументы «против», смело несите документы в приёмную комиссию. Как показывает практика, на первом этапе учёбы в аспирантуре нужно хорошо потрудиться, однако эти усилия окупаются быстро и с лихвой!
Олеся Волченко, выпускница аспирантуры «Социологические науки», старший преподаватель департамента социологии
Пока я училась на магистерской программе «Современный социальный анализ», то начала работать в Лаборатории сравнительных социальных исследований. Мне очень нравилось заниматься исследованиями, а для продолжения карьеры в научной сфере нужна была аспирантура.
Во время моего поступления в 2014 году аспирантура по социологии в Питерской Вышке только набирала обороты. Было интересно посмотреть, что из этого получится.
Аспирантура позволила мне лучше планировать исследовательскую деятельность. Благодаря ненавистным аттестациям аспиранты понимают, чего от них ждут на каждом из этапов аспирантского пути.
Поскольку я оказалась в первом наборе на программу «Социологические науки» после реформы аспирантуры, были и некоторые сложности: тогда были не совсем понятны некоторые требования, процедуры и особенности обучения. При этом посоветоваться с кем-то я тогда не могла: аспиранты старших годов обучения еще не были включены в процесс, а административные работники включались в новый формат вместе с нами. Временами мы очень нервничали, что во многом препятствовало научной деятельности: иногда нам казалось, что мы заполняем документы чаще, чем пишем статьи. Ещё когда мы учились на третьем году, было принято решение о присвоении НИУ ВШЭ собственных степеней и создании новых диссертационных советах. Это нововведение тоже добавило неопределенности и беспокойства, хотя и сделало в итоге процесс защиты диссертаций более полезным и интересным. В диссертационный совет вошли исследователи, обладающие высокой степенью экспертизы именно в моей теме. Это позволило обратить защиту в серьезную научную дискуссию. Сейчас я вспоминаю свою учёбу с улыбкой и думаю, что многие процессы уже налажены.
Основным достижением во время учёбы для меня было написание диссертации, которую я защитила. Также я участвовала во множестве интересных проектов как один из исследователей в Лаборатории сравнительных социальных исследований. Они помогли мне расширить методологический и теоретический кругозор. Кроме того, у меня получилось посетить несколько летних школ и конференций, втом числе и зарубежных. Там я обсудила с коллегами результаты моей исследовательской деятельности.
Ещё я прошла стажировку в King’s College London. Там у меня была возможность обсудить свои наработки с коллегами из King's и других лондонских университетов. Также я смогла поработать с источниками, которые были мне недоступны в Вышке и посетила множество курсов, развивающих навыки выживания в аспирантуре..
Я бы советовала абитуриентам аспирантуры оперативно определиться с темой диссертации и научным руководителем. В отличии от магистратуры, в аспирантуре нет времени на поиски: уже через полгода от вас будут ждать черновиков параграфов диссертации. При этом важно понимать, что новая тема может не продолжать тему предыдущих исследований. Мне кажется, что аспирантура позволяет кардинально изменить свои тематические предпочтения и начать развиваться в новой сфере.
Также важно хорошо понимать, какие возможности даёт Вышка, и попытаться по максимуму использовать их за три года обучения. Ведь это только кажется, что три года — длинный срок. На деле время до защиты диссертации пролетит незаметно, готовиться к ней нужно заранее. Например, я советую заранее найти экспертов по вашей теме, которые будут оценивать диссертацию. Для некоторых направлений найти таких людей очень сложно, поэтому я бы рекомендовала ознакомиться с требованиями к комитету и создать список возможных кандидатов как можно раньше.
Ещё я бы порекомендовала писать диссертацию на английском языке. Это позволит привлечь в комитет коллег из зарубежных университетов, а также позволит с легкостью перекроить текст диссертации для публикации в международных журналах в будущем.
Оцените для себя возможность защиты по научным статьям. Вам придётся писать и публиковать их в любом случае, поэтому такая форма написания текста поможет вам больше сфокусироваться на реальных научных результатах, а не на формальных требованиях. Подумайте, как три статьи могут сформировать вашу диссертацию, а также решите, какую статью вы опубликуете в журнале первого или второго квартиля, и заложите на это достаточное количество времени. Ведь на публикацию потребуется много времени.
Если программа обучения подразумевает зарубежную стажировку, то начинайте искать возможные варианты с самого начала. Удачные варианты можно найти через своего научного руководителя или знакомства на конференциях и летних школах.
Бусыгина Ирина Марковна
Центр сравнительных исследований власти и управления: Заведующий центром
Волченко Олеся Викторовна
Департамент социологии: Старший преподаватель
Сорбалэ Алексей Борисович
Департамент политологии и международных отношений: Старший преподаватель
Стародубцев Андрей Владимирович
Декан Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения