«Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности»: презентация новой книги Центра молодежных исследований
26 октября Центр молодежных исследований Питерской Вышки презентовал кампусу новую книгу «Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности». Это большая монография об изучении молодежных сообществ различных городов России. Редакция портала рассказывает, как проводились исследования, вошедшие в книгу, и что рассказали авторы на встрече.
Монография «Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности» вышла в октябре 2020 года в издательском доме ВШЭ. Книга была подготовлена по результатам коллективного проекта Центра молодежных исследований «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов». В нем исследователи в течение пяти лет изучали молодежные сообщества четырех городов России — Казани, Махачкалы, Санкт-Петербурга и Ульяновска. В работе использовались методы широкомасштабного опроса, глубинных интервью, этнографии, фокус-групп и включенного наблюдения, а также проводились съемки документального социологического кино.
Цифры проекта
6 городов
200 интервью
4800 анкет
12 кейсов
Ключевым элементом проекта и в дальнейшем книги стали кейсовые исследования молодежных сообществ, например, dark-сцены Петербурга, воркаут-групп Махачкалы и поисковых движений в Казани. На презентации книги авторы представили свои кейсовые исследования и коротко рассказали о выводах по каждому из них. Кроме того, исследователи презентовали главы монографии, посвященные другим темам проекта, например, культурному потреблению и дискурс-анализу властной риторики о молодежи.
Модераторами презентации выступили Надежда Андреевна Нартова — старший научный сотрудник ЦМИ и Яна Крупец — заместитель директора Центра молодежных исследований. Открыла встречу приветственным словом Елена Леонидовна Омельченко — директор ЦМИ, автор и редактор монографии.
Елена Леонидовна Омельченко,
директор Центра молодежных исследований
В этой книге мы пытаемся вывести в академическое пространство в качестве теоретической рамки и инструмента новый подход, который называется «молодежные культурные сцены». Он позволяет увидеть разные типы молодежных сообществ в рамках конкретных пространств и локальностей. С помощью этого подхода можно посмотреть, как городская инфраструктура, ее история и особенности сказываются на молодежных сообществах.
Мы уделили особое внимание не только рассмотрению различных молодежных культурных пространств. Мы также проанализировали связи культурных типов сообществ, пристрастий и симпатий молодежи с этническим и религиозным измерением, характерным для того или другого города. Поэтому в фокусе монографии находятся как города с преимущественно русским и христианским населением, так и регионы с исламом.
Я бы хотела выразить благодарность за работу не только коллегам, которые проводили исследования, но и информантам. Спасибо всем, кто согласился с нами поговорить, доверил нам свои истории и впустил нас на свои молодежные сцены. Это очень ценно для нас! И спасибо поддержке Российского научного фонда и Вышки в проведении этой сложной, но увлекательной работы.
Кейсы и города исследования
В монографию «Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности» вошли кейсовые исследования из четырех городов России — Санкт-Петербурга, Казани, Махачкалы и Ульяновска. Однако в проекте «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» исследователи работали также в Элисте и Улан-Удэ — буддистских городах страны. Кейсы молодежных сообществ из этих городов не вошли в русскоязычную книгу, однако Елена Леонидовна анонсировала подготовку издания на английском языке. В переведенной монографии можно будет ознакомиться уже с исследованиями из всех городов проекта.
На презентации авторы книги представили семь кейсовых исследований из шести городов проекта. Всего проект насчитывает двенадцать кейсов — восемь из них вошли в книгу. Выбор кейсов был сделан на основе проведенных опросов, фокус-групп, а также интервью. Проводя работу в каждом городе, исследователи ориентировались прежде всего на особенности локаций и культурные симпатии молодежи.
Аниме-сцена Махачкалы
Алина Майборода — младший научный сотрудник ЦМИ
Махачкала — город со строгими культурными правилами и социальными нормами. Здесь в том числе доминируют традиционные представления о гендерном порядке, о мужском и женском поведении. В этом контексте аниме-сцена выглядит в Махачкале довольно экзотически, однако она занимает особое место в молодежной среде и в городе в целом.
Анализ интервью, а также включенных наблюдений позволил говорить о том, что участники аниме-сцены конструируют себя как продвинутую и неформальную молодежь города. На момент исследования участники сцены проводили косплей- фестивали, тусовки и неформальные встречи. Фактически аниме-фанаты и неформальная молодежь создают творческую сцену дагестанской столицы. Это способствует развитию образа Махачкалы как креативного города, терпимого к различным молодежным культурам и стилям жизни. Аниме фанаты солидаризируются вокруг идей гендерного равенства, пацифизма и космополитизма, а уровень мигрантофобных и ксенофобных установок у аниме-фанатов значительно ниже, чем у других молодежных сообществ Махачкалы.
Однако в условиях патриархального локального контекста участники сцены испытывают постоянное нормализующее давление со стороны окружающих, родственников и «другой» молодежи. И молодые люди вынуждены использовать в повседневной рутинной жизни разнообразные тактики и стратегии, для того чтобы легитимировать свой стиль жизни и вывести его за рамки проблематизирующей риторики.
Воркаут сцена Махачкалы
Святослав Поляков — научный сотрудник ЦМИ
Занятие воркаутом в Махачкале — это культурная практика, которая концентрируется вокруг различных видов уличного спорта, например, занятий на спортплощадках. Для местных молодых людей это форма взросления с избежанием радикального и криминального сценария. Она помогает молодежи конструировать маскулинность, основанную на силе, но купирующую токсичность и насилие. Некоторые ребята сейчас пытаются превратить свое хобби в спорт и оформить его институционально — например, открыть секции.
Воркаут в Махачкале — еще и история о глобализации, потому что это коммьюнити может объединяться по культурным предпочтениям и существует вне рамок городов. Такой сценарий отличается от формата объединения молодежи в 90-х годах в России и ранее в СССР, когда главенствовал территориальный принцип и молодежные сообщества возникали в одних дворах, районах и городах.
Dark-сцена Санкт-Петербурга
Анастасия Саблина — ассоциированный сотрудник ЦМИ
Изначально фокус исследования должен был сосредоточиться на изучении классической субкультурной тусовки готов, которая в конце 2000-х активно присутствовала в публичных пространствах города. Именно к этой субкультуре отнесла себя небольшая часть опрошенной молодежи города, в то время как в других локациях информанты не отмечали этот вариант. Однако, сообщества готов, которые были найдены на первом этапе отбора кейса, не подходили для исследования по возрасту — участники часто были старше 35 лет. Тогда у Анастасии появилась идея посмотреть, что же пришло на смену классическим субкультурам.
В результате в кейс вошли два сообщества dark-сцены: кибер-готы и их тусовка Industrial Dance, а также witch house сообщество, которое в период проведения исследования впервые за долгое время вновь стало проводить вечеринки в Петербурге.
Это был прекрасный этнографический опыт, когда ты начинаешь свое наблюдение в пятницу вечером, а заканчиваешь в воскресенье днем
Несмотря на принадлежность к общей петербургской dark-сцене, сообщества значительно отличаются. Они обладают разным набором стилевых практик и солидаризирующих опытов, однако их объединяет возможность легитимно обсуждать табуированные темы, связанные, например, с насилием.
В результате исследования Анастасия приходит к выводу, что от субкультур в их классическом понимании в современном городе остались только некоторые ностальгирующие тусовки повзрослевшей молодежи. Они переосмысляют свой собственный опыт и историю сообщества, а на их место приходят различные локальные тусовки и музыкальные сообщества.
Петербургское вег-сообщество
Эльвира Ариф — научный сотрудник ЦМИ
Эльвира Ариф изучала практики отказа от мяса и продуктов животного происхождения на примере групп веганов, вегетарианцев и сыроедов Петербурга. В фокусе внимания оказывались субкультурные сообщества, активистские движения или дискурсивные сообщества.
Работа в поле помогла исследователям выявить тенденцию к созданию вег-сообщества, которое объединяет людей, выбирающих отказ от продуктов животного происхождения. Концепт «сцены» позволил посмотреть на существующие внутри сообщества различия и ту общность, которая выстраивается при взаимодействии с другими группами, в частности с всеядными. Кроме того, исследователи обнаружили новую позицию внутри вег-сообщества — «человек отказавшийся». Ее можно рассмотреть как новую идентичность, основанием которой становится не то, от чего человек отказался, например, мясо, молоко, шерсть или термическая обработка, а сам факт отказа.
Исследователи пришли к выводу, что не-потребление может стать основанием для формирования новых групп молодежи. Также можно предположить, что если раньше вег-инфраструктура была показателем современного городского образа жизни, то в дальнейшем развитие получат новые формы не-потребления и основанные на нем молодежные группы.
Волонтеры в Ульяновске
Евгения Лукьянова — доцент кафедры психологии и педагогики Ульяновского государственного университета
Ольга Елкина — заведующая лабораторией маркетинговых и социологических исследований Ульяновского государственного университета
Исследователи проводили кейс-стади волонтерского движения Ульяновска три года назад и завершили его в 2017 году. 2018 год был объявлен Годом добровольца, в результате чего число волонтеров как в городе, так и в стране сильно увеличилось. Однако авторы надеются, что статья осталась актуальной для изучения молодежных сообществ.
В исследовании на примере Ульяновского государственного университета прослеживается история развития нескольких конкурирующих между собой волонтерских групп. Волонтерство воспринимается большинством участников как тусовка, подходящая для вне-субкультурной активной молодежи. Социальным лифтом оно является лишь для лидеров добровольцев. Главным результатом исследования стало выделение ценности «сверхактивизма» и его негативного влияния на развитие волонтерского движения. Это потеря волонтерами сути своей деятельности — бескорыстной помощи — и фактическое отчуждение от тех групп, которым эта помощь оказывается.
Поисковое движение в Казани
Наталья Гончарова, доцент факультета культуры и искусства Ульяновского государственного университета
Сцена поискового движения по увековечиванию памяти погибших в годы Второй мировой войны характеризуется культурной неоднородностью и миксовым состоянием солидарности, когда существуют внутренние самоорганизации, разнонаправленные по интересам и культурным предпочтениям.
Экспедиционная работа занимает основное место в стилевом определении жизни отрядов. Кроме экспедиций, участники занимаются изучением архивов, реализуют собственные культурно-исторические и социальные проекты, включаются в деятельность молодежных общественных организаций, а также занимаются музейной деятельностью и военной реконструкцией.
Члены сообщества имеют сложно структурированную мотивацию участия, которая может меняться по мере включения в деятельность отряда. Формируется и особая культура поискового движения, со своими идеями, ценностями, убеждениями, нормами и обрядами. Причем усиление социальной сплоченности происходит именно за счет эмоциональной составляющей, которая становится связующим звеном, придающим долговременность и прочность социальным отношениям в группе.
«Нормальные девочки» Ульяновска
Юлия Андреева — научный сотрудник ЦМИ, доцент факультета культуры и искусств Ульяновского государственного университета
В данном кейсе исследователи изучали молодежь, которая сама про себя говорит: «мы нормальные» и «мы как все». Это люди, у которых нет ярко выраженного субкультурного опыта и субкультурной идентичности, как, например, у аниме-сообщества или у молодежи dark-сцены. У них также отсутствуют характерные практики, по которым их можно было бы опознать как, например, у воркаутеров или веганов. «Нормальная молодежь» — это, с одной стороны, культурный мейнстрим, но, с другой стороны, это люди, которые определяют, что станет общей культурной нормой из вещей, которые пока считаются субкультурно-эксклюзивными.
В своем исследовании Юлия Андреева ставила задачу дать максимально подробное антропологические описание девушек, которые участвуют в этой сцене, их повседневности и способов репрезентации.
Кейс необычен гендерной составляющей — он девичий. На мой взгляд это важно для понимания очень разного молодежного опыта. Ведь нередко исследователи сосредотачиваются на изучении маскулинных кейсов, и часто нарратив молодежных субкультур формируется через мужские голоса. В данном исследовании мы стремились показать женский опыт, как особый и уникальный на молодежный сцене.
Изучение опросов и дискурсов
Культурное потребление
Маргарита Кулева — заведующая отделением дизайна и современного искусства Питерской Вышки
Юлия Субботина — специалист отдела анализа данных маркетингового агентства CMR, выпускница магистратуры «Современный социальный анализ»
В современных городах существует целое многообразие практик культурного потребления, в которые активно включены молодые люди, — от оперы до хип-хопа, популярного кино и чтения комиксов. В исследовании Маргарита и Юлия проанализировали, какие практики чаще всего пересекаются друг с другом и стремились выяснить, можно ли говорить о современной культуре в категориях «высокого и низкого», «легитимного и нового».
Конструкционистский подход
Искэндэр Ясавеев — старший научный сотрудник ЦМИ
В своей работе Искэндэр Ясавеев анализирует властную риторику в отношении молодежи. Исследователь сосредотачивается на вопросах о том, как власть говорит о молодежи, как ее типизирует, что проблематизирует, а какие темы оставляет за рамками проблематизации.
В результате исследования выяснилось, что лейтмотивами властной риторики о молодежи являются угроза, защита и традиционные ценности. При этом угроза не конкретизируется, за исключением ее внешнего характера, а содержание «традиционных ценностей» не уточняется. Кроме того, на молодежь возлагается надежда на защиту страны, а патриотизм представляется в качестве национальной идеи и милитаризируется.
Документальное кино
В рамках пятилетнего исследовательского проекта ЦМИ также создал четыре документальных социологических фильма. В основу их сюжетов легли молодежные сообщества Элисты, Казани и Махачкалы, а также поисковый отряд, работающий в Ленинградской области.
Автором фильмов выступил Дмитрий Омельченко — сотрудник Центра молодежных исследований, режиссер-документалист, член Гильдии неигрового кино и ТВ и Международной ассоциации визуальной социологии.
Посмотреть фильмы и узнать больше о социологическом кино можно на сайте проекта «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов».
Ариф Эльвира Маратовна
Кулева Маргарита Игоревна
Майборода Алина Владимировна
Поляков Святослав Игоревич
Саблина Анастасия Андреевна