Как трижды съездить поучиться в Великобританию по стипендии Erasmus +?
Татьяна Тарасенко — выпускница ОП «Международный бизнес и менеджмент» 2020 года. За время учебы в бакалавриате она трижды ездила по мобильности в университеты Великобритании — в Ланкастере, Лондоне и Хартфордшире. Все три раза — по стипендии Erasmus +. В интервью для портала Татьяна рассказывает, как на нее повлияла мобильность, чем интересно обучение в Великобритании и на что стоит обратить внимание, когда подаешь заявку на стипендию.
Унзнать подробнее о программах мобильности можно в Отделе сопровождения студенческой мобильности.
— Почему вы решили поступать в Питерскую Вышку? Какую программу выбрали и почему?
— Я родилась в Казахстане в городе Павлодар. Поступила в Вышку на «Международный бизнес и менеджмент» в 2016 году. Процесс поступления у меня был гораздо проще, чем у россиян. Я прошла собеседование, и меня взяли на программу по квоте для иностранных студентов.
Мне хотелось заниматься международными отношениями, но в петербургском кампусе не было такой программы, поэтому я выбрала международный бизнес. Мне нравилось представлять, что в будущем я стану ездить за рубеж, работать в больших компаниях и решать бизнес-кейсы.
Еще во время поступления в бакалавриат я смотрела, какие варианты мобильности предлагают различные учреждения. Тогда я заметила, что у Вышки большой выбор университетов-партнеров относительно других вузов, особенно меня зацепило сотрудничество с Университетским колледжем Лондона (далее — UCL).
— Почему вы решили принять участие в программе мобильности?
— Мне хотелось переехать жить в Европу, конкретно в Великобританию — мне кажется в этой стране очень много карьерных возможностей, кроме того, мне нравится ее язык и культура. Поэтому у меня была практическая цель — попробовать поучиться и пожить в стране, чтобы понять, комфортно ли мне там.
С самого первого курса я заваливала письмами учебный офис и международный отдел, потому что очень хотела поехать по мобильности. Я собиралась поехать еще на первом курсе и подала заявку в Йенский университет в Германии, но мне отказали.
— Расскажите, в каких университетах вам удалось поучиться по мобильности?
— Мне удалось съездить по программе мобильности трижды. Впервые я поехала на мобильность на втором курсе в 2018 году и обучалась в Ланкастерском университете. Он удивительный! Университет не находится в топе мировых рейтингов, но учиться там интересно. Кроме того, в здании очень уютно: в середине библиотеки растет огромное дерево на все четыре этажа, и везде стоят современные компьютеры с большими экранами. Еще в университете сплоченное сообщество русскоязычных студентов. Мы часто проводили время вместе и поздравляли друг друга с праздниками, например, Днем защитника отечества и Международным женским днем.
Затем, на третьем году обучения, я поехала в UCL. Во время подачи документов на мобильность случилась интересная история. На тот момент UCL разрешал прислать результаты IELTS после основного пакета документов, а не все сразу. Я отправила сначала документы, а затем сдала экзамен. В одной из частей IELTS, мне не хватило 0,5 балла до порогового значения для приема в университет, и UCL прислал мне отказ. Чуть позже я узнала, что у моего одногруппника была похожая ситуация: он прислал результаты позже, и у него тоже не хватало 0,5 балла, однако его заявку UCL одобрил. Я написала письмо в университет, чтобы узнать, почему моего друга с таким же количеством баллов взяли, а меня нет. Мне тут же ответили из UCL с согласием принять еще и меня. Мне кажется, это случилось, потому что европейские университеты очень щепетильно относятся к вопросам равенства и справедливости между студентами. Вообще эта история научила меня не опускать руки после отказа, а разбираться в его причинах.
В третий раз, в январе 2020 года, я поехала учиться в Университет Хартфордшир. Первое время учеба была очная, но когда ухудшилась ситуация с коронавирусом, нас перевели на онлайн-обучение. В этом формате учиться было полегче, потому что университет меньше контролировал посещаемость и в целом относился к студентам с сочувствием: руководство и преподаватели понимали, что такую стрессовую ситуацию не все переживают легко. На время онлайн-обучения я решила не уезжать из Англии и, когда учеба закончилась, я переехала в Лондон. Последний курс в Вышке я окончила из Великобритании.
— Какой из городов оставил у вас самые сильные впечатления?
— Не могу сказать, какой город мне понравился больше. Каждый из них — это особенный опыт. Ланкастер покоряет своей уютностью и красивыми постройками. До поездки у меня были другие представления о маленьких городах: я думала, что они в основном такие же однообразные, как многие небольшие города Казахстана и России. Но когда я попала в Ланкастер, то меня поразило множество красивых кукольных домиков и замок в центре города. Еще сильнее меня впечатлили люди — они очень приветливые и вежливые. Когда они выходят из автобуса, то все благодарят водителя [за поездку].
Город Хартфордшир тоже небольшой и симпатичный. Правда, я думала, что раз он маленький, то будет похож на Ланкастер, но Хартфордшир менее разнообразный и более серый.
Лондон — большой, современный и полон разных возможностей. Меня он всегда привлекал. Я думала о Лондоне, как об очень крутом городе. Это представление только укрепилось, когда я оказалась там вживую и посмотрела на его архитектуру. Старые дома перемежаются с современными постройками, и при этом город выглядит гармонично. К тому же в Лондоне я училась в университете, здание которого было построено в XIX-м веке. Это сильно впечатляет!
— Для всех трех поездок по мобильности вы получили стипендию Erasmus +. Сложно ли участвовать в конкурсе? Как вы думаете, почему вам удалось трижды выиграть грант?
— У моих родителей не было возможности оплатить даже малую часть поездки на программу мобильности, поэтому я сразу стала смотреть стипендии. Эразмус — самая популярная из них. Уровень жизни в Англии высокий и поэтому стипендии не всегда хватает, но если строго расписать свой бюджет и заранее узнать про скидки и возможности для студентов внутри страны — то сильно тратиться не придется.
Стипендию получить не так сложно, как кажется. У меня была нормальная успеваемость. Я попросила хороших преподавателей написать мне рекомендации и составила мотивационное письмо. Это самый важный элемент заявки. Письмо действительно читают, и в нем нужно рассказать, что полезного студент хочет сделать для своего и принимающего университета. Он также должен написать, чем он интересуется и почему эта поездка для него очень важна. Например, можно рассказать о своем исследовании, особенно если оно посвящено стране, в которую вы хотите поехать. Объясните, какую пользу оно принесет и что нового откроет для мира науки.
Кроме рекомендаций и мотивационного письма в некоторые вузы может требоваться сдать IELTS, TOEFL или другой языковой экзамен. Но если у вас хороший уровень английского, то эти тесты оказываются не такими страшными. Главное начать готовиться заранее.
— Все три раза вы ездили в Великобританию. Почему вы выбрали именно эту страну?
— Я оценивала возможности, которые мне может дать университет и страна. Я думала не только о том, где провести полгода мобильности, но куда в перспективе могу переехать жить и найти работу. Мне кажется, что в Англии самая развитая стартап-культура. Это я ощутила пожив в Лондоне — очень много людей создают что-то свое и развивают проекты. Кроме того, в Англии находится много крутых университетов, известных по всему миру: Оксфордский, Кембриджский, UCL.
Многие ребята уезжают по мобильности, чтобы получить необычный опыт проживания в другой культуре и выучить новый язык. Это был не мой вариант, я не хотела несколько месяцев адаптироваться к незнакомому месту. Культура Англии мне близка, и я отлично знаю язык: благодаря этому я легко общаюсь со студентами, преподавателями и работодателями.
— Что еще интересного вы смогли поделать в Великобритании, кроме учебы? Куда съездили? Смогли ли где-нибудь поработать?
— У иностранных студентов есть много возможностей: например, в Ланкастере было много скидок на студенческие поездки. Мне удалось побывать в десяти различных городах, в том числе в Ливерпуле, Эдинбурге и Манчестере. Однако я не поклонница путешествий. Было, конечно, интересно увидеть разные места Англии, но для меня все выглядело примерно одинаково. Я заметила только какие-то очевидные различия, например, Честер — старый город с классическими английскими постройками, а Манчестер — индустриальный. К тому же, когда путешествуешь с маленьким бюджетом, то больше думаешь о том, как сэкономить, и впечатления от поездок смазываются.
Что касается работы и стажировок, на них накладывает ограничения виза. Для поездок в Великобританию по мобильности обычно оформляют краткосрочную студенческую [визу]. Она рассчитана именно на то, что человек приезжает только учиться и путешествовать по стране. Чтобы иметь возможность поработать, нужна общая студенческая виза Tier 4, приезжающие по обмену тоже могут ее получить. К сожалению, все три раза у меня была именно краткосрочная виза, поэтому официально пройти где-нибудь стажировку я не могла.
Однако еще до своей первой поездки мне удалось устроиться дистанционно на работу в британской компании EP Advisory, которая помогает русскоязычным людям начать карьеру в Великобритании. Сначала я у них работала копирайтером, общалась с разными ребятами, которые уехали в Великобританию, писала о них статьи. Затем меня повысили до PR-менеджера. Я занималась организацией мероприятий, взаимодействовала с блогерами и сотрудничала с другими интернет-ресурсами. С компанией у меня был заключен контракт, поэтому когда я приехала по обмену, то смогла продолжить работать официально на тех же основаниях.
— Чем учеба за границей отличается от учебы в Вышке?
— Из-за сложившегося представления о европейском образовании, я думала, что проучусь семестр в Англии, и сразу стану вундеркиндом и самым желанных выпускником для работодателей — настолько круто, сложно и престижно там учиться.
Я не почувствовала большой разницы в качестве обучения между, например, UCL и Вышкой. Предметов так же много, и учиться непросто. Есть только некоторые различия. Во-первых, в Англии итоговая оценка по предмету выставляется по результатам экзамена или итогового эссе, а активность во время обучения не особо учитывается. Во-вторых, есть отличие в самом преподавании: в университетах Великобритании гораздо проще преподносят материал. Я думаю, что эта особенность связана в том числе с представлениями европейцев о равенстве: у каждого должна быть возможность понять, о чем говорит лектор.
Мне кажется, наши преподаватели в Вышке рассказывают темы сложным языком и, бывает, что студенты совсем не понимают, о чем идет речь. В Англии объясняют все в самых мельчайших подробностях, разжевывают даже для тех, кому нужно больше времени, чтобы понять предмет. С одной стороны, здорово, когда тебе ставят высокую планку и стимулируют развиваться, но я тяжелее воспринимаю сложную информацию, поэтому стиль преподавания в Великобритании мне понравился больше.
Еще у меня сложилось впечатление, что на занятиях у студентов больше свободы. Если преподаватель задал вопрос по теме, а ты чувствуешь себя неуверенно, то можешь не отвечать или отказаться выйти к доске, и это не повлечет никакого конфликта. Из-за такого формата занятий я как будто меньше боялась где-то ошибиться или не справиться с задачей. Вероятно, такая свобода на парах существует из-за того, что работа на семинарах не учитывается в итоговой оценке.
— Как на тебя повлияла мобильность?
— Мне кажется, что я стала более открыта миру и представлениям других людей о жизни. Когда живешь в родной стране, то думаешь, что все мыслят примерно одинаково в рамках своей культуры. Теперь я понимаю, что у всех разный опыт, и каждый человек несет какую-то свою теорию о том, как все в мире устроено.
Кроме того, я стала меньше усложнять проблемы или задачи. В Великобритании открытое общение и простота приветствуются. Здесь любят нестандартный подход к обычным вещам, например, к поиску работы. Мой знакомый работодатель рассказывал, как нашел новую сотрудницу в кофейне. Девушка услышала, как за он за соседним столиком разговаривал о бизнесе со своей коллегой, и не постеснялась подойти и спросить напрямую, не нужен ли в компанию новый работник. В тот момент они как раз искали сотрудника с ее навыками. После этого примера я поняла, что поступки, которые нам в голове кажутся нелепыми, на самом деле могут помочь. Ведь для руководитей компаний поиск сотрудника — это тоже проблема. Нужно не бояться отказа, а вступать в разговор и рассказывать, чем ты можешь быть полезен.
Вообще поездки по мобильности очень прокачивают навыки коммуникации с людьми. Иногда приходится взаимодействовать в новых для себя условиях, проявлять инициативу и искать компромисс.
Кроме того, я научилась лучше работать с критикой. В Великобритании тебя не тыкают носом в ошибки, а подчеркивают положительные моменты работы и советуют, что можно улучшить. Мне кажется, что в России люди гораздо больше критикуют друг друга и меньше поддерживают.
Мобильность повлияла и на мою личную жизнь: в Лондоне у меня появился молодой человек. Это немного изменило планы на будущее. Сейчас мы планируем пожениться, и я буду обустраивать свою жизнь в Лондоне. Вообще я думаю о поступлении в магистратуру, но пока что я решила отодвинуть этот процесс где-то на год.
— Какой совет вы можете дать студентам, которые хотели бы поучаствовать в программе, но боятся, что не справятся с конкурсом грантов и стипендий?
— Конкурсы на мобильность и стипендии — это не так страшно и сложно, как кажется. Очень многое дают мотивационное письмо и успеваемость. Если вы хорошо учитесь и умеете объяснять, почему для вас важно участие в конкурсе — то вам будет легче получить грант.
Я советую заранее готовиться к языковому экзамену и заблаговременно узнавать всю информацию о сроках и документах. Когда у вас есть время, вы чувствуете себя спокойнее. Постепенная подготовка портфолио тоже, как мне кажется, вызывает меньше стресса. Лучше что-то понемногу делать заранее, чем сломя голову готовиться в последний момент.
Не бойтесь обращаться за помощью в Управление по международным связям Питерской Вышки. Там работают замечательные сотрудники, которые могут проконсультировать по всем вопросам конкурса и организации поездок. Они очень поддерживают студентов и заботятся о них. Несмотря на то, что официально моя мобильность уже закончилась, и я теперь выпускница кампуса, мне все еще пишут сотрудники управления и интересуются, все ли у меня в порядке, и как я живу в Лондоне. Такое отношение очень ценно!
Студенты Питерской Вышки ездят по мобильности не только в Великобританию. Список партнеров кампуса насчитывает университеты из более чем 30 стран мира: от Норвегии до Бразилии. Узнать обо всех международных возможностях в Питерской Вышке можно на сайте Управления по международным связям. Читайте также истории студентов о мобильности во Франции, Испании и Японии.