• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Екатерина Деева — о прокрастинации французских студентов, круассанах и дешёвых билетах на автобусы

Екатерина Деева учится в бакалавриате на четвёртом курсе программы «Логистика и управление цепями поставок». Она поехала учиться по обмену в частную бизнес-школу во Франции и провела там почти полгода.Студентка рассказала Питерской Вышке, как французы реагируют на английский язык, почему в Лилле нужно покататься на колесе обозрения и сколько можно стоять в очереди в супермаркетах.

Екатерина Деева — о прокрастинации французских студентов, круассанах и дешёвых билетах на автобусы

Почему вы решили поучиться по обмену?

Я собиралась поехать по обмену ещё на втором курсе, но всё не получалось. Мне захотелось посмотреть, как учат в других странах, и поучиться за границей самой. К четвёртому курсу у меня это получилось, и я уехала. При этом я не хотела ехать в Москву, хотя там другие профессора: всё равно это Россия и структура одного университета. За рубежом всё по-другому: люди, преподаватели, менталитет, система преподавания.

Во Францию я поехала случайно. Я изучала немецкий, поэтому собиралась в Германию или Австрию. Подавала заявку в австрийский и немецкий вуз, но сделала это неправильно, и мои документы не рассмотрели. В итоге в основной набор я не прошла, единственной возможностью [поучиться по обмену] оставался дополнительный набор. Австрийских вузов в нём не было вообще, а немецкий был только один, в Бремене, но я туда не захотела. Из оставшихся мне приглянулся французский университет IESEG School of Management в Лилле, и я решила просто подать сюда.

ESEG School of Management — это частная бизнес-школа. Когда я ехала во Францию, то не знала, что она такая крутая. Кроме того, дипломы частных школ здесь котируются больше, чем государственных университетов. Их студенты потом могут найти более привлекательную работу.

Как изменилась ваша учёба?

Сейчас моя учёба полностью отличается от той, которая была в Питерской Вышке. Сами предметы делятся на экстенсивы и интенсивы. Экстенсивы длятся полгода, нужно ходить на пары полтора или два раза в неделю, а потом сдавать экзамены. Интенсивы — это предметы, которые ты проходишь за неделю. Пары идут с понедельника по четверг, а в конце ты сдаёшь экзамен или групповой проект. Это очень удобно, потому что за неделю не успеваешь забыть то, что проходил до этого.

Учебный процесс мне здесь нравится больше, чем в Питерской Вышке: в этой школе дают больше практики, чем теории. Здесь нет лекций вообще. Преподаватель даёт тебе краткое введение в предмет, объясняет, что мы будем изучать, а потом сразу идут кейсы, групповые презентации, проекты. Благодаря им ты можешь понять, о чём вообще этот предмет.

В IESEG очень любят групповые проекты, работы и презентации. Там считают, что в дальнейшем студенты будут работать в коллективе, поэтому на учёбе нужно приучать студентов работать с разными людьми и находить общий язык со всеми.

Теорию нам тоже дают, но постепенно. Потом идёт практика. Если во время неё нам что-то непонятно, погружаемся дальше в теорию, потом уже возвращаемся к практике. Перед решением кейсов тоже получаем теорию, иногда читаем какую-то статью дома.

В моей школе ещё много интересных кейсов, когда нужно куда-то пойти или куда-то поехать. Например, нам дали задание поехать в Бельгию на фабрику производства пива и изучить их цепочку поставок. Узнать, откуда они добывают сырьё и какое оно, долго ли едет до фабрики. Нам нужно было найти недостатки цепи поставок и производства и потом их усовершенствовать. При этом если ты придёшь на фабрику и скажешь «Я студент, мне дали такое задание, мне нужно узнать от вас то-то, то-то и то-то», тебе не откажут.

Чем зарубежные студенты отличаются от российских?

У нас тут учатся студенты более чем из 100 стран, все разные. Но здесь девочки не любят красиво одеваться, как в России. Они готовы проснуться, не чистить зубы и сразу прийти в университет. Могут не позавтракать, не накраситься, одеться в какие-то спортивные штаны и свитера.

Ещё я думала, что все французы — доброжелательные, мягкие. Но я за французами не заметила ни капли искренности и открытости, они очень зажатые, многие даже ходят в одиночку. Им сложно вливаться в компанию.

Кроме того, французы не любят, когда не говорят на их родном языке. У меня была проблема в группе, когда никто не хотел общаться со мной на английском. Я говорила: «Ребят, я ничего не понимаю, давайте по-английски, вы же все умеете говорить на нём». Они спрашивали, зачем я тогда вообще приехала во Францию. Я им рассказывала, что я приехала по обмену на полгода и изучаю французский на курсах — что же, теперь не разговаривать со мной? А они отвечали, что я уже должна была знать французский.

Мне кажется, у нас в России не так. У нас был курс на английском языке, на него приходили студенты по обмену, и мы не говорили «Ты чего сюда приехал, если русского не знаешь?». Это как-то недоброжелательно.

Три вещи, которые удивили вас в новой стране

Прокрастинация

Я думала, у нас в России студенты не заморачиваются. Нет, здесь французам вообще наплевать на учёбу. Они отличаются от студентов из Индии или Германии, потому что те очень консервативные: им надо, чтобы всё было структурировано, и они торопятся сделать всё вовремя. А французы готовы спихнуть на тебя работу и сделать всё в последний момент.

Холодность

Французы достаточно холодные люди. Они могут улыбаться тебе в лицо и разговаривать с тобой, но они не очень хотят с тобой дружить и общаться на английском. Если ты приехал к ним и не знаешь французского, к тебе относятся плохо. Если говоришь по-французски, то получше. Как я ни старалась здесь найти друзей среди французов за полгода, так у меня это и не получилось. Они к себе вообще не подпускают.

Ритм жизни

Французы вообще не любят работать. Большинство ресторанов, кафе и магазинов могут закрыть после обеда. При этом работают они с 10 утра. В Лилле всё же не так, это студенческий город, и если ничего не будет работать после обеда, магазины и кафе просто обанкротятся. Но вообще в супермаркетах можно стоять в очереди по полчаса, потому что кассирша пробивает покупки так, будто она никуда не спешит. После питерского ритма жизни тяжело привыкнуть к тому, что французы такие нерасторопные.

Какие сложности у вас возникали первое время?

Во Франции отопление, горячая вода и электричество дорого стоят, поэтому местные стараются использовать их поменьше. Отопление у них включают в конце октября, поэтому сначала было очень холодно.

Кроме того, в России я живу не в общежитии, а в своей квартире. А здесь я живу в доме и делю комнату с соседкой. Мне было сложно понять, что я должна с кем-то договариваться, когда пойти в душ, уступать и мириться с тем, что мне не нравится. Иногда было тяжело приходить домой и понимать, что там ещё кто-то есть, и я буду не одна, тут у меня почти нет личного пространства. Но потом я привыкла.

Я старалась найти место, где могла бы проводить время с людьми, с которыми не живу в одном доме и не хожу на пары. В итоге я пошла на танцы. Там другие девочки, они все русские — то есть, я нашла своих среди чужих. Мне нравится, что с ними можно поговорить на родном языке, обсудить что-то и просто потанцевать, перезагрузиться.

Какую новую еду вы попробовали?

Я думала, что попробую здесь лягушек или улиток. Их можно встретить в очень дорогих ресторанах, но не в Лилле, а в Париже. В Лилле не найти традиционную французскую еду, зато очень много кебабных, тайской и вьетнамской кухни.

Во Франции классные пекарни, меня очень впечатлили их круассаны. Они реально вкуснее, чем в России. У нас их обычно делают из слоёного теста, и оно рассыпается, как будто оно пересушено. Здесь круассан очень мягкий, воздушный, и форма у него красивая. 

Самое необычное, что я здесь пробовала, — это не французская еда, а азиатская от моих подружек. Они привезли в Лилль свою китайскую лапшу «нудл». Он очень похож на наш «Доширак», но по вкусу гораздо лучше.

На что вы тратите деньги?

Еда

Если сравнивать с «Азбукой Вкуса» или «Вкусвиллом», то цены во французских супермаркетах не очень сильно отличаются. Но по сравнению с обычными можно заметить разницу. Здесь продукты более натуральные и свежие, поэтому цены выше.

В ресторанах еда ненамного дороже, чем у нас, по крайней мере в Лилле. А вот в Париже цены сильно отличаются: там ты меньше, чем на 20 евро с человека, вряд ли нормально поешь. Здесь можно найти нормальную еду за 10-12 евро.

Музеи

У нас в бизнес-школе выдают свой ISIC с наименованием университета, чтобы все видели, что ты учишься во французском вузе. И тогда все музеи бесплатные. Но вообще билеты в музеи стоят не очень дорого — от пяти до 12 евро.

Путешествия

Когда едешь из Петербурга в Москву, тратишь на «Сапсан» до пяти тысяч рублей. Здесь, если заранее покупать билеты, можно доехать из одной страны в другую за один евро. Если не покупать заранее, то билет на автобус будет стоить от пяти до десяти евро. Если на поезд, то чуть подороже — 15 евро. Но больше двух тысяч рублей на поезд из одной страны в другую ты не потратишь.

Три места, куда можно сходить

Итальянский ресторан на Rue de Béthune

Он расположен в центре напротив супермаркета, с виду в нём нет ничего особенного. Но когда заходишь внутрь, понимаешь, что там крутой интерьер, приятная музыка, атмосфера, а ещё со второго этажа красивый вид.

Колесо обозрения

В Лилле в парке аттракционов есть колесо обозрения. К Новому году его перемещают в центр города. Это необычное колесо: оно не проходит медленно один круг, чтобы ты мог всё рассмотреть. Оно больше похоже на американские горки, потому что проходит пять-шесть кругов с достаточно большой скоростью.

Тайский ресторан Pitaya

Там открытая терраса, но сейчас на ней не посидишь — у нас сезон дождей. Но когда было тепло, мне очень нравилось там наблюдать оттуда за людьми и их размеренной жизнью.

Что вам дал этот обмен?

Я научилась принимать особенности других людей и даже полюбила их. У меня в доме живут две китаянки, и они постоянно приводят домой толпу людей. Для них это нормально, им чуждо быть одним, и даже вдвоём они чувствуют себя очень некомфортно. Они объясняли, что у них такой менталитет, что они постоянно в большой компании.

Я смогла выйти из зоны комфорта, здесь мне пришло в голову очень много идей о том, что мне делать в дальнейшем. В России у меня так не было, я засиделась. Мне кажется, что работа в офисе — не моё. Но во Франции я снова стала заниматься танцами и поняла, что могу двигаться ещё и в творческом направлении. Моя профессия не должна меня ограничивать. Ещё я начала искать магистратуру за границей и подумала, почему бы не поехать ещё куда-то поучиться по обмену — в Азию, например. Главное — не опускать руки, и если не знаешь, что делать дальше, смена обстановки поможет их найти.