• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Из нефтегаза и PR в социологию: истории студенток программы «Современный социальный анализ»

Магистратура — это не только учеба по специализации, но и погружение в новую сферу деятельности. На многие магистерские программы Питерской Вышки можно поступить без профильного образования и открыть для себя двери в новую профессию. В материале для портала студентки «Современного социального анализа» рассказывают, как прийти в социологию из продюсирования, нефтегазовой отрасли и PR.

Из архива Лолы Мамутовой, Натальи Антоновой и Евгении Кузинер

Из архива Лолы Мамутовой, Натальи Антоновой и Евгении Кузинер
Мария Немарова

«Учеба научила меня не бояться, что я чего-то не знаю»: история Евгении Кузинер

Евгения всю жизнь прожила в Санкт-Петербурге. Она закончила школу в 16 лет и поступила в СПбГЭУ на направление по связям с общественностью в социальной сфере. Еще во время учебы на специалитете Евгения заметила, что ей нравится наука, она стала участвовать в студенческих научных сообществах.

После окончания университета Евгения работала по специальности в социальных проектах: благотворительном фонде и частных домах для пожилых людей. В 2015 году случилось первое знакомство с Вышкой на межвузовской студенческой конференции «Социология в действии». Евгения пришла послушать доклады, и ей понравилась атмосфера в университете. Она решила поступать в кампус в магистратуру «Современный социальный анализ». Сейчас Евгении 31 год, в этом году она успешно защитила магистерскую диссертацию и поступила в аспирантуру Питерской Вышки.

Евгения Кузинер:

«Я поступила в 2018 году. Тогда на программе впервые появилось разделение на два направления обучения: «Социальный анализ молодежи» и «Аналитика социальных данных». Я понимала, что со знанием количественных методов я найду себе работу во многих сферах: и в маркетинге, и в big data. Но качественные методы и академическая карьера меня интересовали больше.

Я ответственно подошла к выбору темы курсовой работы на первом курсе. Я понимала, что буду заниматься ей несколько лет. Я решила изучать женскую бездомность, потому что несколько лет была волонтером в «Ночлежке» и точно знала, что эта тема будет мне интересна. Помню день, когда у меня появился научный руководитель. Это было в октябре 2018 года. Утром меня уволили с работы, вдобавок были некоторые проблемы с учебой. Я шла расстроенная домой. Пришла и решила: «Так, я сейчас пишу Надежде Андреевне Нартовой, если она мне отказывает в научном руководстве, то, наверное, мне не стоит заниматься социологией». И буквально в течение часа она ответила, что берет меня, несмотря на загруженность.

Самый сложный период это первый модуль. Программа задает высокую планку: нельзя не ходить месяц-два, а потом прийти и сдать экзамен. Даже если ты классный и талантливый, высоких оценок так не получишь. Большое значение имеет твоя работа в течение модуля. Нужно постоянно много читать, и дело даже не в домашних заданиях. Магистратура предполагает, что у студента уже есть социологический бэкграунд. Поэтому если ты сидишь на семинаре и что-то не понимаешь, приходится это изучать дополнительно. Было тяжело влиться в эту систему, но как только я адаптировалась, то попала в поток учебы, и он меня понес.

Учеба научила меня не бояться, что я чего-то не знаю. Главное, чтобы было желание узнать, а поддержку и совет можно получить от преподавателей. Солидарность многое значит. Не только профессиональная, но и человеческая, студенческая. Важно в какой-то момент подставить плечо, потому что всем бывает тяжело. 

Я считаю, что вышкинская магистерская программа по социологии одна из самых сильных в Петербурге, потому что она дает много возможностей. Помимо основного учебного плана нам создают условия, которые позволяют понять, в каком направлении ты хочешь развиваться. Например, есть проекты, которые подразумевают раскрытие творческого потенциала: дискуссионный клуб «18+/-», фотопроект Making masters, где студенты делают фото и видео, посвященные обучению в магистратуре. За год легко решить, хочешь ли ты быть в академии или заниматься чем-то другим. Главное воспользоваться возможностями».

«Начала замечать вещи, о которых ранее не задумывалась»: история Лолы Мамутовой

Лоле 27 лет. Она родилась в Каракалпакстане автономной республике в составе Узбекистана. В раннем Лола с семьей переехала в Ташкент. Отучилась в ТГТУ им. И. Каримова по направлению нефтегазового дела. После окончания университета попала в компанию ENTER Engineering, которая занимается нефтегазовым строительством. Параллельно с работой Лола участвовала в разных олимпиадах. Победа в международной олимпиаде Open Doors открыла перед ней возможность поступить в ряд вузов России. Выбор пал на магистратуру Питерской Вышки.

Лола Мамутова:

«У меня был выбор: учиться в одном вузе с молодым человеком либо подать документы во ВШЭ. Я думала, что переезжаю в Петербург ради того чтобы быть поближе к нему, но упускать возможность получить образование в Вышке тоже не хотелось. После долгих раздумий я все-таки отнесла оригиналы в петербургский кампус и не пожалела.

Когда я впервые просматривала сайт программы, меня зацепило, что здесь изучают разные темы, связанные с молодежью. Помню, приводились примеры исследований аниме. Я подумала: «Ого! Изучать аниме на академическом уровне? Это точно должно быть интересно».

Думаю, социология увлекает меня отчасти из-за того, как наши преподаватели подают материал. Социологическая литература сама по себе, конечно, увлекательна. Но потом приходишь на пару к Надежде Андреевне Нартовой, и столько новых смыслов открывается. Благодаря социологии я начала замечать вещи, о которых ранее не задумывалась. Например, гендерное неравенство, нестабильное положение молодежи на рынке труда и не только. И преподаватели очень вдохновляют. Я смотрела на Надежду Андреевну и думала: «Вот таким преподавателем я хочу стать!» Если я вдруг вернусь в Ташкент и займусь преподаванием, то хочу увезти с собой вышкинский подход к обучению и отношению к студентам.

Большой плюс программы это возможность общаться с иностранцами. У меня не очень высокий уровень английского, но его удалось прокачать благодаря общению со студентами из Дании. Они приезжали в этом году учиться на специальном курсе, который для них разработали преподаватели магистратуры. Плюс ко всему я проживаю в общежитии для иностранцев. Замечаю, что язык эволюционирует, причем не только английский русский наполнился социологическими терминами.

Учиться трудно. Я с самого начала это поняла. Главное — не бояться спрашивать у преподавателей то, что не понятно. Я поначалу смущалась, но потом осознала, что они рады помочь и дать полезный совет. А еще нужно пользоваться всеми возможностями, которые дает Вышка. Никогда не знаешь, куда тебя заведет судьба».

«Я заметила огонь в глазах преподавателей»: история Натальи Антоновой

Наталья из Владивостока, и свое бакалаврское образование по экономике она получила там же в ДВГТУ им. В. В. Куйбышева. Она переехала в Питер девять лет назад, шесть из которых посвятила работе в офисе по специальности. После некоторых испытаний в личной жизни Наталья решила не возвращаться к прошлой работе, а найти занятие, которое будет приносить ей искреннее удовольствие. Она стала продюсером музыкальной кавер-группы.

Наталья Антонова:

«Сначала меня заинтересовала тема брендинга и я решила получить в Вышке дополнительное профессиональное образование в сфере маркетинга. Через коммерческую сферу я вышла на социологию, и она меня увлекла. Я начала изучать ее для самой себя, а потом поняла, что этого мало и что я хочу учиться дальше.

Я сходила на Зимнюю школу Питерской Вышки. Все два дня слушала только лекции программы «Современный социальный анализ». Мне понравились все преподаватели, которые выступали. Зацепило, что они исследователи, а не просто по накатанной преподают то, что сами когда-то изучали в университете. У них был огонь в глазах. И многие темы обсуждались свободно. Мне не хотелось столкнуться с образованием, где меня бы ограничивали в выборе, поэтому я подала документы на «Современный социальный анализ».

Подготовка к поступлению заняла месяца два. Я нашла себе репетитора по социологии, чтобы, так сказать, сверить координаты. Я не совсем понимала, верно ли я формулирую тему, работы каких авторов лучше прочитать. Просто, окунувшись в поле социологии, тяжело сориентироваться без проводника. За время подготовки я успела отчаяться и снова поверить в себя. В итоге набрала 60+ баллов за портфолио и поступила на бюджет. Хотя до последнего не была уверена, что у меня получится.

Были периоды, когда я не спала ночами и писала курсовую. Я выбирала образование в первую очередь для себя, своей пользы и удовольствия, поэтому мной движет желание много времени уделять учебе. Не хочется делать для галочки. Однако периодически я давала себе паузу, потому что понимаю, как важно себя беречь. 

За все время обучения я поняла, что мне доставляет истинное удовольствие читать социологическую литературу. И чем она сложнее, тем лучше. Это позволяет рефлексировать на другом уровне. Социологический взгляд на мир стал неотъемлемой частью моей жизни».

 

Материал подготовила студентка

магистерской программы «Современный социальный анализ»

Мария Немарова