• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как студенты из Дании занимались молодежными исследованиями в Петербурге

Центр молодежных исследований организовал в Питерской Вышке образовательный курс для датских студентов из Орхусского университета — «Городские молодежные культуры». Преподаватели департамента социологии и студентка магистерской программы «Современный социальный анализ» рассказывают, что изучали студенты в Петербурге и как проходило их обучение на дистанционке.

Как студенты из Дании занимались молодежными исследованиями в Петербурге

iStock

Узнать подробнее о количестве мест и вступительных испытаниях программы «Современный социальный анализ» можно на странице магистратуры. Информация о поступлении находится в разделе для абитуриентов.

Алина Владимировна Майборода

координатор курса «Городские молодежные культуры»,

младший научный сотрудник Центра молодежных исследований

 

О том, как появился курс

Два года назад к нам обратились коллеги из Орхусского университета в Дании. Им понравился формат, в котором Центр молодежных исследований [далее ЦМИ. — Прим. ред.] проводит ежегодную летнюю школу для учащихся Бирмингемского университета, и они попросили нас организовать что-то подобное для их студентов.

Вместо трехнедельной школы мы с коллегами из ЦМИ разработали для Орхусского университета четырехмесячный курс «Городские молодежные культуры». Его цель — познакомить студентов с молодежными культурами России, а также научить их проводить социологические исследования. Мы рассказали, как брать интервью, работать со вторичными данными и анализировать литературу.

Студенты-лингвисты 1-2-го курсов бакалавриата приезжали из Орхуса в Петербург на четыре месяца — с января по май. Они изучали русский язык, знакомились с культурой и пространствами города. Поскольку участники программы еще не знают русский на свободном уровне, мы построили курс на английском языке.

О содержании курса

Программа курса состоит из трех блоков. Первый мы посвятили теории: рассказывали студентам о результатах исследований молодежной культуры, в том числе о проекте ЦМИ и Российского научного фонда «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов». Обсуждали, какие существуют молодежные культурные сцены в Петербурге и в других городах России. Рассказывали про потребление, про рынок труда, этничность и религиозность, показывали фильмы ЦМИ. В общем, пытались охватить максимум разных исследований и показать, как живет сегодня российская молодежь.

Второй блок — методологический. Благодаря ему студенты-лингвисты узнали, как работать с социологическими данными, критически смотреть на разные позиции в медиа и работать с академическими статьями. Мы знакомили коллег с контент- и дискурс-анализом, рассказывали про качественные методы и учили, как правильно проводить интервью.

Анастасия Андреевна Саблина, приглашенный преподаватель департамента социологии:

Анастасия Андреевна Саблина, приглашенный преподаватель департамента социологии:

«Всегда интересно работать со студентами не-социологами, потому что у них другой бэкграунд и взгляд на исследования. Лингвисты уделяют большое внимание языку и тому, как мы этот язык используем.

Для нас был своеобразный челлендж — адаптировать программу под разные уровни знания о социологии и исследовательских инструментах. Кто-то из ребят уже занимался социологическими проектами в разных областях, а для кого-то это в новинку. В результате нам удалось подстроиться под знания студентов и дать им самое необходимое для своих проектов».

Третий блок — эмпирическая работа. В конце курса студенты должны были сделать финальное мини-исследование, чтобы обобщить весь опыт работы, полученный во время обучения. Они выбирали социологические темы, связанные с Петербургом, читали академическую литературу, а затем могли или провести интервью, или сделать дискурс-анализ нескольких статей из СМИ. Важной частью работы над эмпирикой был анализ материалов на русском языке: поскольку студенты параллельно изучают русский, они должны были продемонстрировать свои знания, найти и изучить несколько русскоязычных статей по своей исследовательской теме.

Занятия со студентами проходили раз в неделю по четыре академических часа. Сложился крутой преподавательский коллектив из исследователей-практиков и сотрудников Центра молодежных исследований: Юлия Епанова, Яна Крупец и Анастасия Саблина. Документальное сопровождение курировала менеджер Центра международного образования Питерской Вышки Ксения Антошко. На мой взгляд, получилась сильная программа: мы пытались совместить теоретический бэкграунд молодежных исследований с методологическими аспектами работы и подготовить студентов к личному научному проекту.

Анастасия Андреевна Саблина

«Студенты невероятно мотивированы и активны. Они хотят узнать больше о молодежи в России и любят рефлексировать над всеми наблюдениями. Во время первого семинара я узнала, что ребята очень погружены в определенные поля и темы: кого-то интересует рок-музыка 90-х в России, кого-то — современная фотография и российские фотографы. Ребята сразу пришли с идеями для исследования».

У студентов были разные темы исследований: от веган-сообщества в Санкт-Петербурге и культуры бодимодификаций до особенностей участия молодежи в приходской жизни православной церкви. Один из участников программы пытался понять, как построено потребление российской молодежи в условиях кризиса.

О переходе на дистанционный формат

После того как кампус закрылся для очных занятий, студенты вернулись в Данию. Одни успели провести интервью для своих исследований, другие поработали с анализом статей из медиа. Мы поддерживали связь онлайн: проводили занятия в Skype и работали в формате индивидуальных консультаций. Вести онлайн-семинары было непросто, потому что в них меньше возможностей для интерактива со студентами. Но преподаватели курса придумывали новые задания и проводили дополнительные созвоны, чтобы студенты могли глубже познакомиться с молодежными исследованиями и реализовать свои мини-проекты в режиме онлайн. В конце курса студенты защищали свои исследования онлайн.

Изначально мы планировали, что кроме лекций и семинаров у нас будут выходы в городские пространства, где ребята будут проводить полевую работу.Так мы делали со студентами из Бирмингема. Но из-за эпидемиологической ситуации программу пришлось сильно поменять.

Перед началом самоизоляции мы успели сходить только в два места. Первое — музей советских игровых автоматов, где студенты узнали, как была устроена игорная сфера в СССР. Второе — пространство «Новая Голландия». Студенты попытались понять, кто составляет аудиторию этого кластера и как он устроен. В результате они посчитали «Новую Голландию» пространством с площадками для креативных дизайнеров.

Лола Мамутова, студентка 1-го курса программы «Современный социальный анализ»

Лола Мамутова, студентка 1-го курса программы «Современный социальный анализ»

«Работа со студентами из Дании была моей учебной практикой. Я придумывала, куда их сводить и показывала им различные места города.

Все ребята оказались очень милыми и общительными. Мы сразу нашли общие темы для обсуждения. Я показала им музей советских игровых автоматов, пышечную на Большой Конюшенной и дом компании «Зингер». Им очень понравилось в музее, они играли и радовались как дети».

Мне как преподавателю было интересно узнать, как студенты видят те или иные статьи в СМИ, какие у них ощущения от документальных фильмов. Самое интересное — это первое занятие. Мы просили подумать над стереотипами о России и спросили, как они видят российскую молодежь. Один из главных нарративов о России строился вокруг образа бабушки и национальной еды. Меня это приятно удивило, потому что не было клише из серии «балалайка, медведь и шапка-ушанка». Они, наоборот, пытались посмотреть глубже на понятия, с помощью которых можно определить российский контекст. Ссылались на литературу, на общие представления о России. Это здорово.

Материал подготовили студентки 1-го курса

магистерской программы «Современный социальный анализ»

Петрунина Дарья и Немарова Мария