Как студенты питерской Вышки готовили сайт проекта о городе во времена холодной войны
Об этапах работы и идее проекта
Почти весь учебный год студенты разных образовательных программ и курсов ВШЭ - Санкт-Петербург вместе работали над проектом: читали литературу, посвященную холодной войне, изучали архивы, расспрашивали петербуржцев. Участники проекта также занялись поиском «мест памяти», разделившись на группы, каждая из которых исследовала один административный район города. Елена Кемпи, первокурсница ОП «Политология и мировая политика», вместе со своей командой изучала Василеостровский район: «Каждый участник команды выбирал несколько из найденных объектов и составлял по ним статьи. Я работала над Ленэкспо, Балтийским заводом и Морским вокзалом».
Елена признается, что работа над проектом ей понравилась: «Эта работа посвящена наследию Санкт-Петербурга — моего родного города. Кроме того, тема холодной войны лежит в сфере моих профессиональных и политических интересов».
Елена Кочеткова, руководитель проекта, доцент департамента истории Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств
Идея проекта в том, чтобы исследовать холодную войну в городских проявлениях Петербурга. Мы стремимся рассказать об этом историческом периоде не через «классическую» тему противостояния СССР и США, а через жизнь города в условиях «железного занавеса» и конфликта, причем не только двух государств, но самых разных участников. Конфликт здесь не только политический, но и экономический, культурный и идеологический.
«Наследие и память о Холодной войне» — это не про производство и инновации, но про конкретные места города, в которых происходили события, отсылающие нас к периоду холодной войны. Наша перспективная задача — содержательно и методологически подстроить проект не только под интересы исследователей, но и под тех, кто никогда не занимался наукой.
О работе над сайтом и впечатлениях от исследования
Второкурсник ОП «История» Игнат Чувашов вместе с командой исследовал прошлое Петроградского района, а также готовил для сайта материалы, рассказывающие о спортивных стадионах в разных частях северной столицы. Когда студенты заканчивали работу над описательными статьями, стало понятно, что провести «живую» экскурсию в этом году из-за эпидемии коронавируса уже не удастся: «Мы приняли решение оставшееся время уделить онлайн-стороне нашего проекта: отредактировать и оформить получившиеся тексты, подумать над вариантами представления их в интернете, найти и изучить ресурсы и платформы для создания сайтов». Как и на предыдущих этапах, студенты разделили задачи по мини-группам. Игнат и еще несколько человек занимались созданием сайта и оформлением объектов на Google-картах.
Второкурсник признается, что его впечатлило количество и разнообразие объектов, связанных с холодной войной, «которая зачастую представляется чем-то эфемерным».
«Этот период окружен множеством мифов, слухов и страхов, — говорит Игнат. — Работа над проектом позволила изучить реальные объекты той эпохи, через них посмотреть, как человек реагировал на всю эту “дымку” из эмоций, наполняющих и окружающих холодную войну. Благодаря исследованию мы можем увидеть, как “материальное” повлияло на представления людей о происходящем, как оно во многом формировало самого человека».
Кроме того, по словам Игната, исследование помогло ему разобраться во всех гранях большого противостояния и лучше понять эпоху: «Я еще до проекта изучал позднесоветский период, точнее, историю развития культуризма в СССР, а также различные явления, с ним связанные. Сейчас же я смог ближе познакомиться с интересующим меня периодом, разобраться в некоторых его характерных особенностях».
На сайте проекта сейчас размещено четыре раздела:
-
«Точки противостояния»: названия улиц (а также район Авиагородок, парк Интернационалистов, военные училища), связанные с противостоянием держав, гонкой за техническими и военными достижениями.
-
«Векторы коммуникации»: точки на карте города, имеющие отношение к туризму и другому взаимодействию между двумя мирами во времена холодной войны. Здесь можно найти информацию, например, об отелях, где останавливались иностранные граждане.
-
«Культурная и спортивная дипломатия»: информация о событиях в жизни Ленинграда, отображающих гонку спортивных и культурных достижений между США и СССР и в целом капиталистическим и социалистическим блоками.
-
«Повседневность эпохи холодной войны»: рассказ о жизни горожан и знаковых местах Ленинграда (в частности, рынок «Юнона», кафе «Сайгон» и петербургская «Апрашка» — места, где происходила торговля дефицитными товарами, в том числе нелегальная, а также локации, где собирались интеллектуалы и возникали андеграундные и творческие движения).
Об истории и будущем проекта
«Тематика проекта стала своеобразным вызовом для меня — увидеть и найти то, о чем не принято помнить в нашем обществе», — говорит второкурсница ОП «История» Дарья Бабухина. Она отмечает, что многие люди, жившие в Ленинграде того времени, даже не осознавали, как сильно холодная война меняет их жизни и сам город. Зато сейчас они могут осмыслить эти события и поделиться ими с современниками.
История — наука не только о датах и персоналиях. Наш проект выходит за рамки и рассказывает доступным языком о памяти, холодной войне, городе
Дарья признается, что больше всего ей запомнилась работа над созданием сайта: было интересно осваивать весь процесс с нуля, продумывать концепцию материала и способ его подачи. Удивили и некоторые найденные факты, например, насколько важным для Советского Союза было сотрудничество с другими странами: «Любопытно читать о том, с какой ответственностью и осторожностью организовывались туры в Ленинград для иностранных гостей».
Сейчас, по словам Дарьи, участники проекта заняты развитием сайта: «В ближайших планах — доработать контент и перевести его на английский язык. Наш департамент и Лаборатория экологической и технологической истории часто организовывают международные конференции, посвященные холодной войне. Думаю, что, с одной стороны, проект мог бы заинтересовать и показать другую сторону Петербурга приезжающим исследователям, и, с другой, мы были бы рады услышать их критику и предложения в свой адрес».