«Социальная жизнь смородины»: аспирантка Питерской Вышки изучила монастырский быт в Вологодской области
Стажер-исследователь Центра исторических исследований Полина Яровая изучает антропологию религии и государства. В течение месяца она жила в монастыре Вологодской области, исследуя труднические практики.

Интерес к антропологическим исследованиям появился у аспирантки во время посещения майнора по социальной антропологии в Питерской Вышке в 2019 году. Через два года Полина Яровая отправилась в первую экспедицию «Открываем Россию» в Вологодскую область под руководством преподавателя департамента истории Лидии Рахмановой. Поездка вдохновила студентку на изучение религиозной культуры. Спустя годы она вернулась в регион, чтобы на собственном опыте понять, как устроена повседневная жизнь монастыря.
Первоначальный план аспирантки — исследовать практики восстановления храмов. Однако духовная жизнь, по словам Полины, оказалась намного шире и интересней. К первым антропологическим открытиям ее привела монотонная работа по сбору смородины. В основе исследования — метод автоэтнографии (саморефлексии): антрополог сам становится информантом в исследовании.
«Настоятель монастыря благословил меня, но с поправкой — собирать «по ягодке». Наедине со смородиной я провела много дней. Это помогло мне сфокусироваться на социальных аспектах процесса. Даже монотонные занятия вписываются в систему духовной иерархии и послушания», — рассказала антрополог.
Проект интерпретирует представления местных жителей о труде и вере. Аспирантка рассматривала идентификацию верующего в религиозной иерархии, опираясь на концепцию пасторской власти французского философа Мишеля Фуко. Его идея заключается в том, что духовная система направляет людей к спасению, но в то же время подчиняет их через руководство и контроль. Исследовательница из Питерской Вышки проанализировала, как этот паттерн раскрывается в трудовых практиках современного православного монастыря.
«Занимаясь монотонным трудом, я часто бессознательно прокручивала в голове фрагменты утреннего молебна и молитв, которые пела вместе со всеми на клиросе. Много рефлексировала над своими действиями и движениями души в течение дня», — поделилась аспирантка.
Глубокая рефлексия, по словам Полины, позволила определить границы субъективного восприятия монастырского уклада жизни и его влияния на интерпретации ответов других информантов.
«Я была и исследовательницей православия, и православной, воспринимающей монастырские практики как способ личной духовной трансформации, — пояснила стажер-исследователь. — Сочетала два способа осмысления: одна часть изучала православие, другая его исповедовала; одна — молилась за трудом, другая — думала о том, что молится. Я рефлексировала над двумя способами мышления».
Результаты исследования показывают иерархию отношений в монастыре и рефлексивность антрополога, который уже не внешний наблюдатель, а участник, оказывающийся под влиянием дискурсов и практик в другой среде. В автоэтнографическом эссе аспирантка показывает, насколько субъективно сегодня можно воспринимать религиозное поле. Сейчас она проводит годовое полевое исследование в одной из деревень Вологодской области, где местные жители восстанавливают каменную церковь. В планах — опубликовать полевые дневники как автофикшн.
Статья Полины Яровой стала частью проекта Центра исторических исследований «Экономическая антропология домохозяйства современной России за пределами мегаполисов». В 2023 году инициатива получила грант Российского научного фонда. В фокусе внимания исследователей — практики адаптации жителей сельской местности и малых городов к современным реалиям. На примере домохозяйств ученые выявили, что труд является и формой отдыха, и способом самообеспечения продуктами, и религиозной практикой.

