Преподаватель Питерской Вышки представила инновационную методику для оценки работ студентов при помощи ИИ
Как превратить искусственный интеллект в ассистента педагога? Старший преподаватель Школы гуманитарных наук и искусств Софья Стальская нашла ответ на этот вопрос и стала одним из победителей конкурса образовательных инноваций НИУ ВШЭ в номинации «Применение ИИ в преподавании и оценивании».

Старший преподаватель Школы гуманитарных наук и искусств Софья Стальская разработала методику использования ИИ для подготовки к взаимному рецензированию среди студентов. Новый подход апробировали на занятиях по дисциплине «Базовые стратегии создания текста», которую студенты различных образовательных программ выбирают в качестве майнора на втором курсе.
«Взаимное рецензирование — это методика, при которой студенты оценивают работы друг друга по определенным критериям, а не получают оценку только от преподавателя», — объясняет Софья Стальская.
Если традиционно оценивание происходит «по вертикали» — от преподавателя к студенту, то взаимное рецензирование создает горизонтальные связи между учащимися. «Студент оказывается в непривычной позиции: ему нужно проанализировать работу одногруппника. С одной стороны, это вызывает определенную неловкость, но с другой — помогает посмотреть на результат своей учебной деятельности с ракурса не исполнителя, а заказчика», — поясняет преподаватель.
Главная задача новой методики — разработка четких, понятных и «экологичных» критериев оценки. Промпт задает преподаватель: именно он остается экспертом и модератором процесса. «Без детального чек-листа велик риск получить поверхностные комментарии вроде «мне все понравилось» вместо содержательного анализа, — рассказывает Софья Стальская. — Именно здесь в игру вступает искусственный интеллект. Но не как замена человеческого разума, а как инструмент, ускоряющий и оптимизирующий подготовительный процесс. Нейросети могут проанализировать весь пласт знаний, полученных студентами, и сгенерировать набор вопросов, из которого уже можно моделировать качественный чек-лист».
Работа над созданием методологии началась со сравнительного анализа нескольких нейросетей. Софья Стальская использовала бесплатные — DeepSeek и Qwen. В большие языковые модели она загрузила список изученных тем, объяснила формат взаимного рецензирования, поставила задачу создать список вопросов для оценки письменных работ.
Автор методики подвергла полученные результаты критическому анализу с точки зрения релевантности содержанию курса, а также устранила повторы и объединила схожие блоки. На финальном этапе — скомпилировала материалы разных нейросетей в итоговую анкету, добавила необходимые уточнения.
Софья Стальская
старший преподаватель Школы гуманитарных наук и искусств
«Я проверяла методику именно в рамках курса «Базовые стратегии создания текста», так как это — объемный, междисциплинарный предмет, включающий основы копирайтинга, языкознания, нейромаркетинга, подходы к созданию продающих текстов. Составление чек-листа вручную потребовало бы значительных временных и интеллектуальных затрат. ИИ позволил ускорить этот процесс в разы, не снижая качества результата», — поясняет Софья Стальская.
Ключевое отличие разработки преподавателя Питерской Вышки от простого делегирования функций искусственному интеллекту — сохранение центральной роли человека на всех этапах. «Невозможно использовать результат первой генерации и принести его студентам», — подчеркивает эксперт. Анкета включала также вопросы, требующие от студентов высказать свое отношение к тексту. Время на выполнение задания выделялось непосредственно на занятиях, что снижало риски использования нейросети для автоматического выполнения работы.
«Нейросети влияют на всех участников образовательного процесса. Среда в высшей школе меняется, преподаватели думают о том, как интегрировать новые технологии в свою работу. Не нужно бояться ИИ. Чем лучше мы научимся им пользоваться, тем проще нам будет развивать педагогические практики и стремиться к качественному образованию», — констатирует преподаватель.
В сентябре Софья Стальская представит разработку на ежегодном преподавательском марафоне. Коллеги с разных факультетов подключатся к обсуждению нового подхода, смогут изучить методику и адаптировать ее для своих курсов.
«Я даю опыт взаимодействия от первого шага до финального — показываю, что не получилось с одной нейросетью, что не получилось с другой, как выбрать удачные части», — объясняет автор. Такой подход позволяет коллегам не просто скопировать готовое решение, но понять логику работы с ИИ-инструментами.
Методика оценки при помощи ИИ — это уже третий проект, с которым Софья Стальская победила в конкурсе образовательных инноваций. Первая разработка 2023 года — создание учебных материалов для преподавания иностранного языка при помощи технологий искусственного интеллекта. В 2024-м она предложила использовать ИИ для изучения предмета «Стратегии создания текста. Базовый курс». Обе работы были отмечены профессиональным сообществом и включены в методические сборники.

