«Переизобрести северность»: студенты и преподаватели НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург провели летнюю исследовательскую экспедицию в Архангельск
Молодые историки Питерской Вышки отправились в экспедицию в Архангельск для изучения проектов по освоению Севера в имперский и советский периоды, а также концепции северности в постсоветское время.

Летнюю экспедицию «Переосмысляя северность» в Архангельскую область организует департамент истории НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург в рамках проекта «Открываем Россию заново». Всероссийская межуниверситетская программа реализуется в НИУ ВШЭ с 2017 года. Ее цель — создание социокультурных, образовательных и урбанистических проектов.
В состав исследовательской группы вошли 11 студентов 2–5-го курсов образовательной программы «История», экспедицию возглавили старший преподаватель департамента истории Евгений Егоров и руководитель департамента истории Екатерина Калеменева. Вышкинцы изучили, как исторические процессы влияют на формирование региональной идентичности и какое отражение это находит в политических, экономических и культурных стратегиях развития региона.
Программа экспедиции включала в себя работу с историческими источниками в Государственном архиве Архангельской области (ГААО) и Архангельской областной научной библиотеке им. Н. А. Добролюбова. Участники также посетили культурные институции города и окрестностей. Студенты изучали архивные материалы, знакомились с традициями местных жителей и с достопримечательностями региона.
Екатерина Калеменева, руководитель департамента истории
Мы предложили студентам посмотреть на северность — как на взаимодействие центра и периферии вне зависимости от исторического периода. В первую половину дня участники экспедиции работали с историческими документами и занимались личным проектами, а после обеда мы проводили рекреационные активности: походы по музеям, встречи с местными исследователями и представителями академического сообщества.
У каждого студента были собственные исследовательские мини-кейсы — от послевоенной городской застройки и строительства маяков в XIX веке до создания музеев и сохранения исторического наследия. Для некоторых участников это был первый опыт плотной работы в архиве.
«Во время поездки в Архангельск я занималась исследованием паломнического туризма на Русском Севере во второй половине XIX — начале XX века на примере Соловецких островов. Каждый день мы вставали и отправлялись на несколько часов в архив или библиотеку для работы с историческими документами. Это мой первый опыт полноценного взаимодействия с архивными делами.
Экспедиция стала не только чудесной возможностью посетить незнакомый город, но и открыла для меня как для историка исследовательские двери», — рассказала Дарья Вуколова, студентка 4-го курса образовательной программы «История».
«Я смогла развить навыки архивной работы: как найти нужные документы, как высидеть в читальном зале целый день, как лучше оформить находки.
Теперь у меня новые любимые места: я влюбилась в Северную Двину, в Белое море, в это обилие островов и потрясающие закаты. Дома уже очень сильно по ним скучаю. И самое главное, что дала нам поездка, — чувство сплоченности, команды, лагерного отряда, которое сформировалось за 12 дней», — поделилась Анастасия Груздева, студентка 3-го курса образовательной программы «История».
Участники экспедиции также посетили города Архангельской области, музейные и мемориальные комплексы региона. Среди них — Товарищество поморского судостроения, музей Малые Корелы и другие.
Евгений Егоров, старший преподаватель департамента истории
Поездка не ограничивалась только Архангельском, мы изучали и другие места — Северодвинск, Малые Корелы, Кегостров. Самый важный итог — новые открытия. Я уверен, что вышкинцы собрали много источникового материала для дальнейших исследований. На последнем семинаре мы презентовали свои находки и способы их осмысления. Эти идеи войдут в их курсовые и дипломные, магистерские работы, а также станут основой для последующих исследований, статей и книг.
Наставники экспедиции отметили, что коллективная работа поспособствовала профориентации молодых специалистов и расширению профессиональных компетенций.
«Питерская Вышка дает возможность студентам с первых курсов включаться в научную работу и работать на высоком академическом уровне. Экспедиция — это не просто походы в архив, а гораздо больше — смена оптики и восприятия привычных вещей.
Мы установили дружеские связи с некоторыми локальными институциями. Кроме того, многие ребята рассказывали, что брали архивные документы, которые до них никто не смотрел. Приятно быть первопроходцем. Наша поездка — это редкий и трансформационный опыт, который полезен каждому историку», — подчеркнула Екатерина Калеменева.
Образовательная программа «История» готовит специалистов в области истории. Студенты изучают теорию и историю исторического знания, источниковедение, историческую географию. Учащиеся с первого года обучения включаются в исследовательскую работу, создают и развивают собственные проекты, изучают тексты о прошлом, учатся их понимать и вести профессиональные дискуссии

