• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Исследование процессов и анализ медиа"

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Научно-исследовательский семинар «Исследование процессов и анализ медиа» реализуется с первого по четвертый модуль. Каждый модуль посвящен изучению отдельной темы, которая связана с исследованием процессов и анализом медиа. Первый и второй модули курса знакомят слушателей с методами сбора данных о поведении и предпочтениях людей и групп людей и с основами исследовательского дизайна в этой области. Он может быть полезен медиааналитикам как с точки зрения анализа медиапотребления, так и для понимания других поведенческих исследований, результаты которых могут использоваться в медиа-производстве. Слушатели ознакомятся с принципами проведения опросов, экспериментов и основами качественных методов, а также выполняют практические задания по применению этих методов. Третий модуль посвящен изучению роли аналитики открытых источников информации в сети «Интернет» в процессе принятия управленческих решений. В рамках модуля студенты ознакомятся с процессом генезиса информационных рисков в медиапространстве, изучат механизмы по нивелированию негатива и отработке информационных угроз. Поле для исследования – интернет-сайты региональных и федеральных СМИ, а также новостные и аналитические источники в социальных медиа. Первая часть четвертого модуля посвящена изучению веб-аналитики в медиа: студенты научатся исследовать пользователей, составлять сценарии их действий, анализировать данные, находить причинно-следственные связи, понимать метрики и автоматизировать отчетность, освоят работу с основным инструментарием, сформируют основные навыки по выявлению слабых мест, оценке эффективности и управлению развитием медиа-ресурсов на основе данных, проверят полученные знания на практике Освоят инструменты автоматизации аналитики и SEO. Во второй части четвертого модуля курса студенты получат теоретические знания и практические навыки обработки, систематизации и использования данных для последующего применения в программном обеспечении, предназначенном для визуализации данных: Excel, Data Lens, Tableau, Power Bi.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - формирование у слушателей представления о базовых принципах сбора данных в области поведения и предпочтений людей. По итогам курса студенты должны иметь представление о дизайне таких исследований, типах выборок, опросов, анкет и принципах их составления, типах экспериментов и принципах их проведения, об основах качественных методов сбора данных, а также, в общих чертах, о логике и структуре анализа данных как этапа исследования (без погружения в конкретные методы).
  • - формирование представления об использовании аналитических практик в процессе государственного и корпоративного управления.
  • - Формирование у студентов навыков по аналитике и визуализации данных с использованием цифровых технологий
  • - формирование у студентов знаний и навыков сбора и анализа данных, их использования для эффективного продвижения медиа-ресурсов.
  • -формирование у студентов навыков ответственного и эффективного использования ИИ инструментов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет навыками разработки составных целей, позволяющих отслеживать конкретные действия посетителей сайта
  • умеет оценивать степень критичности информационных рисков
  • • Обладает начальными навыками составления анкет
  • • Знает типы и принципы проведения экспериментов
  • • Обладает начальными навыками составления дизайнов эксперимента
  • • Знаком с основами качественных методов сбора данных
  • ● Знаком с основами дизайна исследования поведения и предпочтений людей
  • ● Знает типы и принципы проведения опросов, составления анкет
  • ● Представляет в общих чертах логику количественного анализа данных как этапа исследования
  • знает базовые методы взаимодействия с информационными рисками для нивелирования негатива.
  • понимает базовые принципы аналитики и подготовки данных для визуализации.
  • знает набор инструментов для визуализации данных и умеет его использовать.
  • способен составлять сценарии действия пользователей, находить причинно-следственные связи.
  • Знаком с основами предварительной подготовки данных для количественного анализа
  • Способен создавать качественный контент на основе данных аналитики, адаптируя текст под цели сайта и аудиторию
  • Обладает умением ответственной автоматизации процессов создания и оптимизации контента с применением ИИ, учитывая этические и правовые аспекты
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Сбор и обработка данных в исследованиях медиа.
  • Раздел 2. Аналитика информационного поля в процессе принятия управленческих решений
  • Веб-аналитика.
  • Визуализация данных
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ 1: СОСТАВЛЕНИЕ АНКЕТЫ
    Задание представляет собой разработку прототипа анкеты, содержащей не менее 15 вопросов, связанных с исследовательским вопросом и гипотезами. Анкета должна быть представлена вместе с пояснительными слайдами, операционализацией концептов и измерениями для каждой гипотезы. Также необходимо определить порядок вопросов в анкете и отметить, какие из них относятся к определенным гипотезам, являются отсекающими или предназначены для определенных групп респондентов. Рекомендуется также подготовить слайды, объясняющие исследовательский вопрос и гипотезы, измерения и схему анкеты. Задание выполняется в группах до ….. человек. Задание сдается в письменном виде.
  • неблокирующий ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ 2: СОЗДАНИЯ ДИЗАЙНА ЭКСПЕРИМЕНТА
    Задание представляет собой подготовку дизайна эксперимента на выбранную тему, включая определение участников, гипотез, зависимых и независимых переменных, типа эксперимента и плана, выборки, характера и порядка предъявления стимулов, угроз валидности и ограничений. Результатом работы является презентация, содержащая всю необходимую информацию по каждому из этих пунктов.
  • неблокирующий ТЕСТ
    Этот аудиторный тест будет состоять из вопросов, предполагающих короткие ответы на знание тем, перечисленных в разделе «Темы курса». Также возможны короткие задания на базовые операции с данными. Пересдача: возможна Правила пересдачи: Пересдача задания необходима, если учащийся набрал за итоговый проект такое количество баллов, которое, вкупе с баллами за предыдущие 2 работы не позволяет поставить итоговую положительную оценку за обучение. Кроме того, по согласованию с преподавателем и департаментом медиа учащийся может один раз запросить пересдачу для повышения оценки, если его не удовлетворяет общее итоговое количество баллов и он хочет улучшить свой результат.
  • неблокирующий Письменная работа
    Письменная работа оценивается по 10-ти бальной шкале. 10 баллов выставляется, если были выполнены все необходимые требования для данного вида работы: работа выстроена логически верно, соблюдена структура, точно описан генезис информационного риска, обоснован выбор риска. Предложенные рекомендации соответствуют уровню критичности, ошибки в оформлении отсутствуют. Если работа выполнена неудовлетворительно (получено менее 5 баллов), то студенту будет предложено повторно предоставить ее в день аттестации. В рамках элемента контроля проверяется умение студентов выявлять информационные риски и отслеживать процесс их эскалации. В результате предполагается сформировать аналитический документ, позволяющий в полной мере отследить процесс развития угрозы от момента фиксации до отработки.
  • неблокирующий тест
    Состоит из 10 вопросов закрытого типа с 4 вариантами ответа, где за каждый правильный ответ студент получает 1 балл и 5 открытого типа, где за правильный ответ студент получает 2 балла. Открытые ответы оцениваются преподавателями вручную, исходя из полноты ответа и корректности приведенных примеров. В рамках теста проверяется знание студентами теоретических материалов, предложенных в рамках лекций, а также умение применять их на конкретных примерах. Пересдача теста возможна при получении менее 19 баллов за все элементы контроля. В рамках пересдачи экзаменуемому предлагается аналогичный тест. На выполнение теста студенту предоставляется 60 минут.
  • неблокирующий Защита экзаменационного проекта по программ
    Студент должен продемонстрировать общие знания по всему курсу, понимание особенностей выявления информационных рисков, этапы их развития, а также базовые механизмы отработки. В результате создания и презентации проекта экзаменуемые демонстрируют полное понимание процесса развития риска от момента выявления до реализации отработки. Сформированный материал содержит данные различных источников, что демонстрирует умение искать и верифицировать информацию из открытых источников. Кроме этого, в рамках презентации предполагается логическая аргументация в части рекомендаций. Пересдача проекта возможна при получении менее 19 баллов за все элементы контроля. Если остальные участники группы, работавшие по проекту, получили необходимые баллы за курс, то на пересдачу они не приглашаются. В рамках пересдачи предлагается акцентировать внимание на частях проекта, за которые были снижены баллы. Указанная информация будет доведена до экзаменуемого в день аттестации или в течение 2 рабочих дней после аттестации. Требования к выполнению проекта Студентам предлагается самостоятельно предложить решение проекта по заданному сценарию, который отражает актуальные проблемы.
  • неблокирующий Проект
    Преподаватель демонстрирует работу в аудитории, после чего студент самостоятельно выполняет задание по созданию полностью функционального сайта на Tilda. На устной защите студент показывает понимание основных принципов веб-аналитики и обосновывает решения в рамках критериев оценки проекта. Эстетическая составляющая сайта не оценивается, однако все формальные требования должны быть строго соблюдены.
  • неблокирующий .
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.14 * ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ 2: СОЗДАНИЯ ДИЗАЙНА ЭКСПЕРИМЕНТА + 0.14 * ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ 1: СОСТАВЛЕНИЕ АНКЕТЫ + 0.1 * Защита экзаменационного проекта по программ + 0.05 * Письменная работа + 0.4 * Проект + 0.12 * ТЕСТ + 0.05 * тест
  • 2026/2027 3rd module
    1 * .
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Балашов, А. И. История и методология науки государственного и муниципального управления : учебник / А. И. Балашов, Е. В. Ушаков. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 323 с. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5cee64eda55000.12230940. - ISBN 978-5-16-014438-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2023203
  • История и теория медиа - 978-5-7598-1188-6 - Кирия И.В., Новикова А.А. - 2017 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362024 - 362024 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Корнилова, Т. В.  Экспериментальная психология : учебник для вузов / Т. В. Корнилова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 397 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17742-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568735 (дата обращения: 03.04.2025).

Авторы

  • Котюкова Анастасия Васильевна