• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар наставника "Медиапроизводство и медиааналитика"

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Аннотация. Курс «Семинар наставника. Медиапроизводство и медиааналитика» посвящен изучению и применению практических подходов к созданию и развитию медиапроектов сквозь призму медиабизнеса. Первый раздел посвящен изучению медиаправа и практикам его применения при работе с контентом и предназначен для формирования у магистрантов системных знаний и практических навыков в области права, необходимых для успешной и законной профессиональной деятельности в цифровой медиасреде. Раздел фокусируется на правовых рисках, возникающих на всех этапах создания и распространения медиаконтента, а также на особенностях регулирования новых медиа и цифровых платформ. Занятия построены на анализе реальных кейсов из судебной практики и медийной сферы, что позволяет не только изучить теоретические нормы, но и выработать умение применять их в нестандартных ситуациях. Раздел «Искусственный интеллект и цифровые инструменты в медиа» готовит специалистов нового поколения, способных эффективно интегрировать технологии ИИ (ChatGPT, Kandinsky, генерация аудио) в медиапроизводство, журналистику данных и редакторскую работу. Студенты освоят создание мультиформатного контента, анализ больших данных, прогнозирование трендов, адаптацию материалов под цифровые платформы, а также научатся выявлять deepfake и минимизировать риски цифровой среды. Уникальность программы — в сочетании практической работы с нейросетевыми инструментами и развития критического мышления: от автоматизации контента до управления стратегиями в условиях цифровой трансформации. Выпускники приобретают ключевые компетенции для ролей продюсеров, редакторов и медиааналитиков, умея не только применять ИИ, но и оценивать его этические аспекты, что делает их востребованными в современной медиаиндустрии. В ходе изучения третьего раздела студенты узнают, как устроен современный медиарынок, на чем могут зарабатывать медиапроекты, научатся выстраивать проектную деятельность в соответствии с принятыми стандартами, изучат экономические, финансовые и управленческие аспекты деятельности медиа – и в теории, и на конкретных примерах из медиабизнеса. В задачи курса входит освоение методов и инструментов управления проектами, методики инвестиционных расчетов, базовых принципов менеджмента. В процессе обучения студенты познакомятся с современными бизнес-моделями и лучшими практиками в медиасреде, смогут применить полученные знания при подготовке собственных проектов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у магистрантов комплексную правовую культуру и практические компетенции, позволяющие минимизировать юридические риски при производстве, распространении и анализе медиаконтента, эффективно защищать свои права и права правообладателей, а также ориентироваться в динамично меняющемся медиазаконодательстве.
  • Сформировать навыки осознанного применения ИИ-инструментов в медиапроизводстве — от создания контента до его анализа и распространения, с учетом этических и правовых норм.
  • Развить критическое мышление для работы в цифровой среде: выявления манипуляций, оценки достоверности информации и минимизации рисков, связанных с нейросетевыми технологиями.
  • Изучить ключевые элементы бизнес-моделей современных СМИ и главные вызовы, стоящие перед менеджментом в медиабизнесе.
  • Научиться самостоятельно разрабатывать концепции медиапроектов, включая описание удовлетворяемой новым медиапродуктом потребности, необходимых ресурсов, сроков и условий выхода проекта на прибыльность.
  • Уметь организовать управление творческой командой и принимать эффективные управленческие решения, оценивать ключевые параметры эффективности проекта - финансовые и аудиторные, выстраивать долгосрочные партнерства с другими игроками рынка, клиентами и инвесторами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет определять профиль аудитории, подбирать каналы для распространения медиапродукта, выстраивать стратегию продаж – включая описание профиля клиента, характеристики коммерческого продукта, ценовую стратегию, план продаж.
  • Умеет составлять бюджет медиапроекта и план движения денежных средств, понимает ключевые различия этих документов. Способен сделать оценку стоимости медиаактива, для медиапроекта – рассчитать потребность в инвестициях и срок окупаемости инвестиций.
  • Способен самостоятельно провести анализ каналов и инструментов коммуникации, используемых компанией, предложить концепцию медиапроекта (рекламной/коммуникационной/pr кампании), наилучшим образом служащего решению стратегических коммуникационных задач фирмы.
  • Знает основные источники медиаправа (нормы Конституции РФ, Гражданский кодекс, законы «О СМИ», «Об информации...», «О рекламе»).
  • Понимает систему правовых ограничений свободы массовой информации и их обоснование.
  • Знает юридические определения ключевых понятий: авторское произведение, объект смежных прав, порочащие сведения, реклама, персональные данные.
  • Понимает различия в правовом статусе и ответственности традиционных СМИ, онлайн-изданий и блогеров.
  • Умеет применять нормы права для проведения юридической экспертизы медиатекстов, видеороликов и подкастов на предмет потенциальных нарушений.
  • Анализирует сложные правовые ситуации (кейсы) на стыке права и этики, предлагает стратегии их решения.
  • Готов к выявлению и минимизации правовых рисков на всех этапах медиапроизводства – от разработки концепции до публикации и распространения контента.
  • Готов к самостоятельному непрерывному отслеживанию изменений в медиазаконодательстве и судебной практике.
  • Готов к принятию взвешенных и юридически обоснованных управленческих решений в медийной сфере.
  • Умеет эффективно использовать ИИ-инструменты (YandexGPT, GigaChat, Kandinsky, нейросетевые редакторы) для создания и редактирования медиаконтента.
  • Обладает навыками промпт-инжиниринга для точной генерации текстов, изображений и аудио.
  • Способен применять аналитические инструменты (Google Trends, Яндекс Вордстат, Яндекс метрика, Гугл Аналитика,) для визуализации данных и SEO-оптимизации.
  • Владеет методами фактчекинга и проверки достоверности контента (TinEye, InVID, Reverse Image Search)
  • Обладает навыками аналитического чтения и организации знаний с помощью цифровых инструментов (Obsidian, Zettelkasten).
  • Понимает этические риски ИИ (bias, deepfake) и способов их минимизации.
  • Умеет выявлять манипуляции в медиа и противостоять дезинформации.
  • Знает основ цифровой гигиены (безопасное хранение данных, деликатные данные, менеджеры паролей).
  • Имеет опыт создания мультиформатных медиапродуктов (текст + графика + аудио) с использованием ИИ.
  • Способен интегрировать ИИ в рабочие процессы (автоматизация отчётов, генерация идей, анализ аудитории).
  • Обладает навыками презентации проектов, включая объяснение работы с ИИ для неспециалистов.
  • Готов к быстрому освоению новых инструментов в условиях технологических изменений.
  • Способен разработать бизнес-модель медиапроекта, способен описать актуальную рыночную потребность, медиапродукт, который удовлетворяет эту потребность; способ производства этого продукта, дистрибуции и модель монетизации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Правовые риски в медиа: выявление и управление
  • Раздел 2. Искусственный интеллект и цифровые инструменты в медиа
  • Раздел 3. Медиабизнес и медиаменеджмент
  • Раздел 4. Инвесторы и финансы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задание 1. Юридический аудит медиапроекта.
    Студенту предоставляется детализированное описание запускаемого медиапроекта (например, новый аналитический YouTube-канал о кино, студия подкастов, нишевый новостной Telegram-канал). В описании намеренно заложено 10-12 правовых рисков и «точек напряжения» из всех пройденных тем. Задача студента — провести полный юридический аудит проекта и составить письменный отчет-заключение для «внутреннего использования». Формат сдачи: Индивидуальный или групповой письменный отчет объемом от 5 тыс. знаков.
  • неблокирующий Задание 2. Генерация аналитического эссе
    Студенты должны сгенерировать (~7 000 знаков) с последующей адаптацией под разные платформы (лонгрид, упрощённая и краткая версии). В полной версии эссе должно содержать ссылки и список литературы. В авторах указана нейронная сеть. Каждая версия должна содержать как минимум 1сгенерирвоанное изображение.
  • неблокирующий Проектная работа 1. Генерация видеоэссе
    В данной программе под видеоэссе мы будем понимать форму мультимедийного анализа и выступления, представленная в виде видеозаписи или короткого фильма. в которой автор сочетает визуальный ряд (видео, изображения, анимацию) с текстом, голосовым комментарием или звуковым сопровождением для передачи идеи, аргумента или критического анализа. Студенты должны создать видеоэссе продолжительностью 5 минут, полностью сгенерировав видеоряд, звуковую дорожку и графику с помощью ИИ-инструментов или цифровых технологий. Допускается редактирование сгенерированных материалов или их использование без изменений. Видеоэссе должно содержать четкую структуру (введение, аргументация, вывод), а также ссылки на источники в описании или финальных титрах. Необходимо явно указать использованные ИИ-инструменты.
  • неблокирующий Проектная работа 2
    Проектную работу можно выполнять как индивидуально, так и в группе (до 4 человек). Объем презентации – не меньше 5 слайдов, объем доклада – до 7 страниц. Общий объем доклада 25 минут, из которых 5 минут отводится на дискуссию по теме доклада и ответы на вопросы от преподавателя и аудитории. Выбор темы и СМИ для анализа студент обсуждает заранее с преподавателем до начала работы, тогда же назначается дата семинара, к которому студент готовит доклад с презентацией. Студенты направляют работы преподавателю также по электронной почте не позднее чем за 2 дня до презентации доклада, затем представляют ее на семинаре.
  • неблокирующий Деловая игра
    в ходе проведения семинарских занятий преподаватель озвучивает тему деловой игры и описание ее сюжета, раздает студентам описание ролей в игре и просит продумать свои реплики в соответствии с описанной для роли цели и задачей всей игры. Студенты участвуют в игре в качестве ее героев либо в качестве судей и комментаторов. Все реплики - в устной форме. После выполнения сценария игры студенты вместе с преподавателем анализируют достигнутые результаты, предлагают альтернативные способы достижения поставленных целей. Данное задание проверяет следующие образовательные результаты: 1. Способность анализировать и интерпретировать информацию, связанную с управлением медиапроектами. 2. Умение работать в команде, грамотно распределять роли в соответствии с поставленными задачами. 3. Навыки презентации и публичных выступлений. 4. Знание основных принципов управления медиапроектами. 5. Умение планировать и организовывать свою работу, включая распределение времени и ресурсов. 6. Навыки использования программного обеспечения для создания презентаций и подготовки докладов. 7. Умение принимать решения и находить компромиссы в рамках групповой работы. 8. Развитие критического мышления и способности к самооценке. Итоговая оценка для каждого студента (от 0 до 10 баллов) рассчитывается исходя из использованных в игре навыков, продемонстрированной усвоенности предшествовавшего теоретического материала и других параметров – в частности, умения правильно и понятно доводить свою точку зрения до аудитории, участвовать в дискуссии.
  • неблокирующий Проектная работа 3
    Проектную работу можно выполнять как индивидуально, так и в группе (до 4 человек). Объем презентации – не меньше 5 слайдов, объем доклада – до 7 страниц. Общий объем доклада 25 минут, из которых 5 минут отводится на дискуссию по теме доклада и ответы на вопросы от преподавателя и аудитории. Выбор темы и СМИ для анализа студент обсуждает заранее с преподавателем до начала работы, тогда же назначается дата семинара, к которому студент готовит доклад с презентацией. Студенты направляют работы преподавателю также по электронной почте не позднее чем за 2 дня до презентации доклада, затем представляют ее на семинаре.
  • неблокирующий .
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.1 * Деловая игра + 0.1 * Задание 1. Юридический аудит медиапроекта. + 0.1 * Задание 2. Генерация аналитического эссе + 0.3 * Проектная работа 1. Генерация видеоэссе + 0.1 * Проектная работа 2 + 0.3 * Проектная работа 3
  • 2026/2027 3rd module
    1 * .
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Уваркин, Г. И. Медиаправо : учебное пособие / Г.И. Уваркин. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 300 с. — (Высшее образование). — DOI 10.12737/2076750. - ISBN 978-5-16-018899-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2076750

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Авдонина, Н. С. Новостная интернет-журналистика : учебное пособие / Н. С. Авдонина. — Архангельск : САФУ, 2018. — 137 с. — ISBN 978-5-261-01302-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/161784 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Котюкова Анастасия Васильевна