• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар наставника "Медиапроизводство и медиааналитика"

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Семинар наставника. Управление медиапроектами» посвящен изучению и применению практических подходов к созданию и развитию медиапроектов сквозь призму медиабизнеса. Студенты узнают, как устроен современный медиа рынок, на чем могут зарабатывать медиапроекты, научатся выстраивать проектную деятельность в соответствии с принятыми стандартами. В ходе курса «Управление медиапроектами» студенты изучат экономические, финансовые и управленческие аспекты деятельности медиа – и в теории, и на конкретных примерах из медиабизнеса. В задачи курса входит освоение методов и инструментов управления проектами, методики инвестиционных расчетов, базовых принципов менеджмента. В процессе обучения студенты познакомятся с современными бизнес-моделями и лучшими практиками в медиасреде, смогут применить полученные знания при подготовке собственных проектов. 2 курс: Курс «Семинар наставника» реализуется с первого по третий модуль. Каждый модуль посвящен изучению отдельной темы, которая связана с карьерой в медиаиндустрии. Первый раздел модуля посвящен изучению медиаправа и практикам его применения при работе с контентом и предназначен для формирования у магистрантов системных знаний и практических навыков в области права, необходимых для успешной и законной профессиональной деятельности в цифровой медиасреде. Раздел фокусируется на правовых рисках, возникающих на всех этапах создания и распространения медиаконтента, а также на особенностях регулирования новых медиа и цифровых платформ. Занятия построены на анализе реальных кейсов из судебной практики и медийной сферы, что позволяет не только изучить теоретические нормы, но и выработать умение применять их в нестандартных ситуациях. Раздел «Искусственный интеллект и цифровые инструменты в медиа» готовит специалистов нового поколения, способных эффективно интегрировать технологии ИИ (ChatGPT, Kandinsky, генерация аудио) в медиапроизводство, журналистику данных и редакторскую работу. Студенты освоят создание мультиформатного контента, анализ больших данных, прогнозирование трендов, адаптацию материалов под цифровые платформы, а также научатся выявлять deepfake и минимизировать риски цифровой среды. Уникальность программы — в сочетании практической работы с нейросетевыми инструментами и развития критического мышления: от автоматизации контента до управления стратегиями в условиях цифровой трансформации. Выпускники приобретают ключевые компетенции для ролей продюсеров, редакторов и медиааналитиков, умея не только применять ИИ, но и оценивать его этические аспекты, что делает их востребованными в современной медиаиндустрии. Первая часть третьего модуля посвящена изучению новых медиаплатформ, их характеристикам, а также перспективам их развития. Студенты научатся анализировать влияние медиаплатформ на медиабизнес, а также оценят перспективы развития новых медиаплатформ и их влияние на медиасистему в целом. Во второй части модуля студенты изучат особенности корпоративных медиапроектов в B2C-компаниях. В ходе освоения курса студенты ознакомятся с технологией организации деловых, образовательных, развлекательных и других мероприятий (ивентов). Среди тем этого модуля также – законы медиабизнеса в близких индустриях – спорт, образование, музеи, театры, кино, шоубизнес, компьютерные игры и др. Часть тем посвящена изучению новых медиаплатформ, их характеристикам, а также перспективам их развития. Студенты научатся анализировать влияние медиаплатформ на медиабизнес, а также оценят перспективы развития новых медиаплатформ и их влияние на медиасистему в целом. Далее студенты изучат основные этапы управления проектом: от анализа потребностей и целей проекта и сбора команды до оценки результатов работы. Будут рассмотрены ключевые аспекты управления проектом: от анализа, планирования и разработки устава до коммуникаций, управления рисками, командой, бюджетом и юридического руководства для запуска медиаорганизации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить ключевые элементы бизнес-моделей современных СМИ и главные вызовы, стоящие перед менеджментом в медиабизнесе.
  • Научиться самостоятельно разрабатывать концепции медиапроектов, включая описание удовлетворяемой новым медиапродуктом потребности, необходимых ресурсов, сроков и условий выхода проекта на прибыльность.
  • Уметь организовать управление творческой командой и принимать эффективные управленческие решения, оценивать ключевые параметры эффективности проекта - финансовые и аудиторные, выстраивать долгосрочные партнерства с другими игроками рынка, клиентами и инвесторами.
  • Сформировать у магистрантов комплексную правовую культуру и практические компетенции, позволяющие минимизировать юридические риски при производстве, распространении и анализе медиаконтента, эффективно защищать свои права и права правообладателей, а также ориентироваться в динамично меняющемся медиазаконодательстве.
  • Сформировать навыки осознанного применения ИИ-инструментов в медиапроизводстве — от создания контента до его анализа и распространения, с учетом этических и правовых норм.
  • Развить критическое мышление для работы в цифровой среде: выявления манипуляций, оценки достоверности информации и минимизации рисков, связанных с нейросетевыми технологиями.
  • Развитие способности оценивать влияние новых медиаплатформ на аудиторию.
  • 5. формирование навыка применения принципов и технологий производства медиапродуктов и медиапроектов в рамках коммуникационных задач компаний других отраслей, как близких к медиаиндустрии, так и далеких от нее;
  • 6. понимание основных задач и путей развития медиакомпаний, умение сопоставлять стоящие перед компанией задачи с собственными компетенциями студента – будущего работника, видеть свои сильные и слабые стороны, уметь эффективно решать задачи развития в медиакомпании, а также восполнять имеющиеся дефициты знаний или опыта;
  • 7. умение вести профессиональный диалог в бизнес-среде, формулировать собственные идеи, уметь презентовать и защищать их, оценивать чужие идеи, находить точки для сотрудничества и кооперации;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет проводить первичный анализ трендов и инноваций, а также оценку рисков при создании медиапроектов.
  • Способен создавать научно-исследовательские тексты и проекты
  • Владеет представлениями о тенденциях в современных медиапроектах.
  • Способен создавать и презентовать медиапроекты на любой стадии их реализации
  • Студент способен разработать бизнес-модель медиапроекта, способен описать актуальную рыночную потребность, медиапродукт, который удовлетворяет эту потребность; способ производства этого продукта, дистрибуции и модель монетизации.
  • Умеет определять профиль аудитории, подбирать каналы для распространения медиапродукта, выстраивать стратегию продаж – включая описание профиля клиента, характеристики коммерческого продукта, ценовую стратегию, план продаж.
  • Умеет составлять бюджет медиапроекта и план движения денежных средств, понимает ключевые различия этих документов. Способен сделать оценку стоимости медиаактива, для медиапроекта – рассчитать потребность в инвестициях и срок окупаемости инвестиций.
  • Способен самостоятельно провести анализ каналов и инструментов коммуникации, используемых компанией, предложить концепцию медиапроекта (рекламной/коммуникационной/pr кампании), наилучшим образом служащего решению стратегических коммуникационных задач фирмы.
  • - понимает, как решать коммуникационные задачи компаний В2С сегмента с помощью корпоративных медиапроектов;
  • умеет использовать инструменты медиааналитики для управления эффективностью таких проектов.
  • Способен оценивать влияние новых мемедиаплатформ на аудиторию.
  • Умеет анализировать состояние и перспективы развития медиакомпании, как работодателя;
  • Оценивает уровень внутреннего предпринимательства в компании;
  • Оценивает собственный опыт и компетенции, может спрогнозировать траекторию собственного развития внутри компании;
  • Умеет вести профессиональный диалог в бизнес-среде
  • Понимает систему правовых ограничений свободы массовой информации и их обоснование.
  • Знает юридические определения ключевых понятий: авторское произведение, объект смежных прав, порочащие сведения, реклама, персональные данные.
  • Понимает различия в правовом статусе и ответственности традиционных СМИ, онлайн-изданий и блогеров.
  • Знает основные источники медиаправа (нормы Конституции РФ, Гражданский кодекс, законы «О СМИ», «Об информации...», «О рекламе»)
  • Анализирует сложные правовые ситуации (кейсы) на стыке права и этики, предлагает стратегии их решения
  • Готов к выявлению и минимизации правовых рисков на всех этапах медиапроизводства – от разработки концепции до публикации и распространения контента
  • Готов к самостоятельному непрерывному отслеживанию изменений в медиазаконодательстве и судебной практике
  • Готов к принятию взвешенных и юридически обоснованных управленческих решений в медийной сфере
  • Умение эффективно использовать ИИ-инструменты (YandexGPT, GigaChat, Kandinsky, нейросетевые редакторы) для создания и редактирования медиаконтента.
  • Навыки промпт-инжиниринга для точной генерации текстов, изображений и аудио.
  • Владение методами фактчекинга и проверки достоверности контента. Способность интегрировать ИИ в рабочие процессы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Медиабизнес и медиаменеджмент
  • Раздел 2. Инвесторы и финансы
  • Раздел 3. Маркетинг и коммуникации
  • Раздел 1. Правовые риски в медиа: выявление и управление
  • Раздел 2. Искусственный интеллект и цифровые инструменты в медиа
  • Раздел 3. Законы и принципы медиабизнеса в проектах B2C-компаний и близких индустриях
  • Раздел 5. Презентация проектов ВКР.
  • Раздел 6. Управление креативными проектами.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проектная работа 1
    В ходе освоения курса «Управления медиапроектами» студентам будет предложено выполнить две проектные работы в течении двух модулей. Любая из двух проектных работ предполагает выполнение поставленных задач и подготовку доклада с презентацией по итогу выполнения проектной работы. Каждая проектная работа максимально может быть оценена на 10 баллов. Проектную работу можно выполнять как индивидуально, так и в группе (до 4 человек). Объем презентации – не меньше 5 слайдов, объем доклада – до 7 страниц. Общий объем доклада 25 минут, из которых 5 минут отводится на дискуссию по теме доклада и ответы на вопросы от преподавателя и аудитории. Выбор темы и СМИ для анализа студент обсуждает заранее с преподавателем до начала работы, тогда же назначается дата семинара, к которому студент готовит доклад с презентацией. Студенты направляют работы преподавателю также по электронной почте не позднее чем за 2 дня до презентации доклада, затем представляют ее на семинаре.
  • неблокирующий Деловая игра
    в ходе проведения семинарских занятий преподаватель озвучивает тему деловой игры и описание ее сюжета, раздает студентам описание ролей в игре и просит продумать свои реплики в соответствии с описанной для роли цели и задачей всей игры. Студенты участвуют в игре в качестве ее героев либо в качестве судей и комментаторов. Все реплики - в устной форме. После выполнения сценария игры студенты вместе с преподавателем анализируют достигнутые результаты, предлагают альтернативные способы достижения поставленных целей.
  • неблокирующий Проектная работа 2
    Проектную работу можно выполнять как индивидуально, так и в группе (до 4 человек). Объем презентации – не меньше 5 слайдов, объем доклада – до 7 страниц. Общий объем доклада 25 минут, из которых 5 минут отводится на дискуссию по теме доклада и ответы на вопросы от преподавателя и аудитории. Выбор темы и СМИ для анализа студент обсуждает заранее с преподавателем до начала работы, тогда же назначается дата семинара, к которому студент готовит доклад с презентацией. Студенты направляют работы преподавателю также по электронной почте не позднее чем за 2 дня до презентации доклада, затем представляют ее на семинаре.
  • неблокирующий Задание 1
    адание заключается в создании плана онлайн-курса по любой выбранной тематике. Курс должен включать в себя все темы, представленные в разделе 2. В плане необходимо указать основные моменты каждой темы и предложить возможные задания для участников курса. Задание может быть выполнено в группах до 3 человек. Форма сдачи - презентация и доклад. Количество слайдов в презентации - на усмотрение авторов.
  • неблокирующий Доклад 2
    подготовка докладов на заданную тематику. Доклад предполагает подготовку материала по заданной теме (разбор существующего успешного медиапроекта). Доклад должен соответствовать заявленным темам, которые преподаватель озвучивает на занятии, должны отличаться содержательностью и укладываться в заранее оговоренные временные рамки. Данное задание максимально может быть оценено на 10 баллов. Работа выполняется в небольших группах до 3-4 студентов. Доклад сопровождается презентацией (количество слайдов - на усмотрение выступающей группы). Доклад длится до 12 минут, из которых: 5 минут отводится на обсуждение материала доклада после его презентации и на вопросы от аудитории и преподавателя. Во время подготовки к докладу студенты обязаны самостоятельно провести анализ актуальной литературы и создать список рекомендуемой литературы и источников по заданной тематике (не менее 3 источников).
  • неблокирующий Проект ВКР
    Необходимо представить презентацию и устный доклад о проекте вашей выпускной квалификационной работы. Презентация проекта ВКР длится до 15 минут, из которых: 5 минут отводится на обсуждение материала доклада после его презентации и на вопросы от аудитории и преподавателя. Количество слайдов - на усмотрение студента. Студент должен представить введение, рассказать об основной части и сформулированных выводах.
  • неблокирующий Тест.
    Тест выполняется в системе Smart LMS или в письменном виде (аудиторно), оценивается по 10-ти бальной шкале. Тест состоит из вопросов, которые могут содержать один или несколько правильных ответов. Некоторые вопросы содержат в себе возможность вписать необходимое слово/словосочетание, или привести краткий ответ. Тест состоит из 10 вопросов, на решение теста отводится 80 минут. В рамках учебного курса предусмотрено 2 теста, каждый из которых может быть оценен на максимальную оценку 0,3 от 1.
  • неблокирующий Задание 1. Юридический аудит медиапроекта.
    Студенту предоставляется детализированное описание запускаемого медиапроекта (например, новый аналитический YouTube-канал о кино, студия подкастов, нишевый новостной Telegram-канал). В описании намеренно заложено 10-12 правовых рисков и «точек напряжения» из всех пройденных тем. Задача студента — провести полный юридический аудит проекта и составить письменный отчет-заключение для «внутреннего использования». Формат сдачи: Индивидуальный или групповой письменный отчет объемом от 5 тыс. знаков.
  • неблокирующий Задание 2. Генерация аналитического эссе
    Студенты должны сгенерировать (~7 000 знаков) с последующей адаптацией под разные платформы (лонгрид, упрощённая и краткая версии). В полной версии эссе должно содержать ссылки и список литературы. В авторах указана нейронная сеть. Каждая версия должна содержать как минимум 1сгенерирвоанное изображение.
  • неблокирующий Проектная работа 1. Генерация видеоэссе.
    В данной программе под видеоэссе мы будем понимать форму мультимедийного анализа и выступления, представленная в виде видеозаписи или короткого фильма. в которой автор сочетает визуальный ряд (видео, изображения, анимацию) с текстом, голосовым комментарием или звуковым сопровождением для передачи идеи, аргумента или критического анализа. Студенты должны создать видеоэссе продолжительностью 5 минут, полностью сгенерировав видеоряд, звуковую дорожку и графику с помощью ИИ-инструментов или цифровых технологий. Допускается редактирование сгенерированных материалов или их использование без изменений. Видеоэссе должно содержать четкую структуру (введение, аргументация, вывод), а также ссылки на источники в описании или финальных титрах. Необходимо явно указать использованные ИИ-инструмент
  • неблокирующий Доклад
    Доклад предполагает подготовку материала по заданной теме (разбор существующего успешного медиапроекта). Доклад должен соответствовать заявленным темам, которые преподаватель озвучивает на занятии, должны отличаться содержательностью и укладываться в заранее оговоренные временные рамки. Данное задание максимально может быть оценено на 10 баллов. Работа выполняется в небольших группах до 3-4 студентов. Доклад сопровождается презентацией (количество слайдов - на усмотрение выступающей группы). Доклад длится до 12 минут, из которых: 5 минут отводится на обсуждение материала доклада после его презентации и на вопросы от аудитории и преподавателя. Во время подготовки к докладу студенты обязаны самостоятельно провести анализ актуальной литературы и создать список рекомендуемой литературы и источников по заданной тематике (не менее 3 источников).
  • неблокирующий Доклад 2
    подготовка докладов на заданную тематику. Доклад предполагает подготовку материала по заданной теме (разбор существующего успешного медиапроекта). Доклад должен соответствовать заявленным темам, которые преподаватель озвучивает на занятии, должны отличаться содержательностью и укладываться в заранее оговоренные временные рамки. Данное задание максимально может быть оценено на 10 баллов. Работа выполняется в небольших группах до 3-4 студентов. Доклад сопровождается презентацией (количество слайдов - на усмотрение выступающей группы). Доклад длится до 12 минут, из которых: 5 минут отводится на обсуждение материала доклада после его презентации и на вопросы от аудитории и преподавателя. Во время подготовки к докладу студенты обязаны самостоятельно провести анализ актуальной литературы и создать список рекомендуемой литературы и источников по заданной тематике (не менее 3 источников).
  • неблокирующий Проект ВКР
    Необходимо представить презентацию и устный доклад о проекте вашей выпускной квалификационной работы. Презентация проекта ВКР длится до 15 минут, из которых: 5 минут отводится на обсуждение материала доклада после его презентации и на вопросы от аудитории и преподавателя. Количество слайдов - на усмотрение студента. Студент должен представить введение, рассказать об основной части и сформулированных выводах.
  • неблокирующий Проектная работа 2
    придумать креативный проект (группа студентов 4 - 6 человек в одной группе) согласно деятельности выбранного студентами вида медиаорганизации, описать основную идею этого проекта, описать жизненный цикл этого проекта, указать и раскрыть следующие элементы, ориентируясь на лекционный материал: 1. Краткое описание идеи проекта. 2. Цели и задачи проекта. 3. Обоснование реалистичности и/или перспектив проекта, вариант УТП Наличие четких критериев (показателей) успешности проекта 5. Этап концептуализации и планирования (описание процесса, участники, инструменты, риски). 6. Этапы производства и реализации (кратко опишите творческий процесс, команду, распределение обязанностей, технологические решения). 7. Подробный график реализации проекта (этапы, сроки, примерный бюджет). 8. Старт проекта и первые шаги выхода на рынок (стратегии продвижения, коммуникации с аудиторией). 9. Фаза мониторинга и коррекции (оценка эффективности, изменение планов, реакция аудитории). 10. Завершение проекта (финансовое заключение, отчетность, перспективы развития). Цели задания: изучение процесса формирования этапов подготовки и реализации креативного проекта, а также в развитии навыков визуализации информации и публичного выступления, командной работы и распределения работы внутри команды. Далее в рамках курса именно это задание станет основой для последующей работы студентов над выбранным креативным проектом.
  • неблокирующий Задание № 3
    Работа студентов ( по 4 – 6 человек в группе) над своим креативным проектом (более ранние этапы раюоты над проектом рассматривали на занятиях в этом разделе ранее), добавив в него новый инструмент Jobs To Be Done (JTBD), необходимо протестировать выдвинутые гипотезы, исследовать «клиентский путь» и внести необходимые изменения в Устав проекта и дорожную карту проекта. Дополнительно уделить внимание изменениям в работе команды и взаимодействию в виду нововведений. Подготовить презентацию (8 – 10 слайдов) с отчетом о проделанной работе в ходе выполнения задания. Основные задачи: 1. Определите основные задачи клиентов (jobs), которые решает ваш проект, и сегментируйте пользователей по этим задачам. 2.Тестирование гипотез: Сформулируйте гипотезы о поведении пользователей и принятии вашего продукта. Разработайте экспериментальные сценарии для проверки гипотез (интервью, A/B-тестирование, опросы и т.д.). Проведите эксперименты и соберите данные для подтверждения или опровержения гипотез. 3.Клиентский путь (Customer Journey Map): Создайте карту путешествия клиента (customer journey map) для вашего проекта. Проанализируйте болевые точки, точки контакта и эмоции пользователей на каждом этапе взаимодействия с проектом. Выявите узкие места и предложите варианты улучшения. 4.Внесение изменений в Устав и дорожную карту проекта: На основании проведенных исследований и тестов сделайте выводы о необходимости внесения изменений в Устав и дорожную карту проекта. Актуализируйте Устав проекта, отметив новые цели, задачи и ожидания. Внесите изменения в дорожную карту проекта, скорректировав этапы и контрольные точки в соответствии с полученными данными. 5.Взаимодействие в команде в свете изменений: Проанализируйте, как изменения в проекте повлияют на работу команды. Предложите меры по сохранению мотивации и сплоченности команды в условиях перемен. Обсудите новые задачи и роли, возникающие в связи с внесенными изменениями. Цели задания: студенты узнают на практике, как с помощью JTBD выявлять скрытые потребности клиентов и лучше понимать их задачи и ожидания. Они смогут применять этот инструмент для изучения и улучшения своего креативного проекта. Студенты укрепят практические знания метода выдвижения и тестирования гипотез, что позволит студентам объективно оценивать правильность своих идей и принимать обоснованные решения на основе проверенных данных. Студенты научатся систематизировать и анализировать собранные данные, вносить изменения в Устав проекта и дорожную карту проекта, адаптируя их под полученные результаты исследований. Они усвоят, как новые изменения влияют на работу команды, научатся учитывать изменения в процессах взаимодействия и повышать эффективность командной работы. Студенты обретут способность эффективно сочетать теоретические знания и практические навыки, обогатят арсенал инструментов для анализа и управления проектами, улучшат свои компетенции в области управления командой и разработкой креативных проектов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.1 * Деловая игра + 0.1 * Деловая игра + 0.2 * Доклад 2 + 0.2 * Доклад 2 + 0.1 * Задание 1 + 0.1 * Задание 1 + 0.1 * Проект ВКР + 0.1 * Проект ВКР + 0.2 * Проектная работа 1 + 0.2 * Проектная работа 1 + 0.1 * Проектная работа 2 + 0.1 * Проектная работа 2 + 0.2 * Тест. + 0.2 * Тест.
  • 2025/2026 3rd module
    0.1 * Доклад + 0.1 * Доклад + 0.1 * Доклад 2 + 0.1 * Доклад 2 + 0.1 * Задание 1. Юридический аудит медиапроекта. + 0.1 * Задание 1. Юридический аудит медиапроекта. + 0.1 * Задание 2. Генерация аналитического эссе + 0.1 * Задание 2. Генерация аналитического эссе + 0.1 * Задание № 3 + 0.1 * Задание № 3 + 0.2 * Проект ВКР + 0.2 * Проект ВКР + 0.2 * Проектная работа 1. Генерация видеоэссе. + 0.2 * Проектная работа 1. Генерация видеоэссе. + 0.1 * Проектная работа 2 + 0.1 * Проектная работа 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и теория медиа - 978-5-7598-1188-6 - Кирия И.В., Новикова А.А. - 2017 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362024 - 362024 - iBOOKS
  • Мультимедийная журналистика : [учебник для вузов], , 2017
  • Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — (Учебники Высшей школы экономики) - 978-5-7598-1663-8 - Качкаева А. Г., Шомова С. А.; ред. - 2018 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382728 - 382728 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Авдонина, Н. С. Новостная интернет-журналистика : учебное пособие / Н. С. Авдонина. — Архангельск : САФУ, 2018. — 137 с. — ISBN 978-5-261-01302-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/161784 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Подледнов Денис Дмитриевич
  • Котюкова Анастасия Васильевна