Книжные итоги года: чем 2021 порадовал и удивил
2021 год показал, что литературная индустрия успешно справляется со сложностями и запретами, вызванными коронавирусом. Наш книжный обозреватель Татьяна Трубина рассказала, что изменилось в мире литературы, какие премии и фестивали проводились за год, и какие произведения и авторы стали особенно популярны.
автор ютуб-канала Bookовски и инстаграм-блога Bookovski_books, финалистка премий «Блог-пост» 2019 и «Литблог» 2020
Год назад казалось, что книжная индустрия ещё долго будет оправляться от нанесённого пандемией удара. Фестивали ушли в онлайн, издательства и книжные магазины терпели колоссальные убытки и только сервисы электронных книг горделиво хвастались статистикой по привлечению новых пользователей. Однако уже весной 2021 стало ясно, что самое сложное позади, и траурные одежды можно сменить на яркие наряды.
Эпоха онлайна в книжном мире закончилась мартовской выставкой Non/Fiction, собравшей в Гостином дворе всех любителей современной литературы, не испугавшихся массового мероприятия в разгар очередной волны коронавируса. В 2021 Non/Fiction прошёл дважды, в марте и декабре, и этот опыт оказался настолько успешным, что организаторы решили и впредь проводить ярмарку интеллектуальной литературы дважды в год, весной и осенью.
Вдохновившись опытом Non/Fiction, в офлайн вернулись и другие книжные выставки-ярмарки, что поспособствовало появлению новых мероприятий подобного формата. Теперь своими книжными фестивалями могут похвастаться Новосибирск («Сверхновая книга»), Благовещенск («Берег»), Кемерово («Книжная площадь») и прочие города, жители которых не избалованы интересными событиями.
За прошедший год воплотились в жизнь сразу несколько значимых для российского литературного мира проектов. Во-первых, создана ассоциация писателей и издателей России, задача которой — поддерживать отечественную литературу и литераторов на всех уровнях, от информационного до юридического. Во-вторых, при литературной премии «Ясная Поляна» организована Школа литературной критики имени Валентина Курбатова, на бесплатное обучение в которой может претендовать любой книжный журналист, критик или блогер, пишущий на русском языке. И в-третьих, на базе «Дома творчества писателей в Переделкино» начала работать постоянная программа литературных резиденций, предоставляющая участникам возможность три недели проживать на территории Дома творчества и заниматься своим проектом, не отвлекаясь на бытовые проблемы.
2021 дал нам возможность по-новому взглянуть на современную российскую литературу. Список номинантов литературных премий значительно омолодился и пополнился незнакомыми именами. Дискуссия «о чём пишет молодое поколение» не обходит стороной программу ни одного книжного фестиваля. На вершине списка тем, больше всего волнующих русскоязычных писателей, место сталинских репрессий заняла психотравма, а исторический роман уступил пальму первенства автофикшну, самому обсуждаемому жанру прошлого года.
Теперь, говоря о Пелевине, стоит добавлять, имеешь ты в виду Виктора или Александра, а признаваться, что не читал романы Алексея Поляринова, стало так же неловко, как некогда признаваться в том, что не знаком с творчеством Евгения Водолазкина или Михаила Шишкина.
Появление большого количества молодых писателей повлияло и на то, как выглядит мир книгоиздания. Всё больше авторов отказываются от традиционного формата работы с издательством и предпочитают селф-паблишинг. Такие платформы, как Ridero и Rugram, перестали восприниматься как прибежище тех, на чьи письма не отвечают редакторы, а стали полноценными игроками рынка и получили право выдвигать сотрудничающих с ними авторов на соискание литературных премий.
На фоне таких приятных новостей информация о кризисе книгопечатания выглядит незначительной мелочью, однако не следует недооценивать масштабы проблемы. За 2020 год 40 типографий по всей стране объявили о полной остановке производства, бумага и картон стали дефицитом, что привело к увеличению стоимости печатной продукции и очередям на печать. Российский книжный союз сообщил, что с января по ноябрь 2021 года бумага подорожала на 34%, картон на 50%, а Союз предприятий печатной индустрии попросил Минпромторг о субсидиях на производство. Всё это привело к очередному падению тиражей и увеличению стоимости книг: за 2021 год книги подорожали на 18%, что, конечно, не так ужасно, как обещанное в начале года всеми СМИ двукратное подорожание, но всё равно вдвое больше официальной инфляции.
Свои пять копеек в проблему загруженности типографий и роста цен на печать вставил и крупнейший игрок на рынке художественной литературы — холдинг «Эксмо-АСТ». В начале сентября группа компаний поглотила ближайшего конкурента, холдинг «Азбука», а заодно и приобрела расположенную в Тверской области типографию «Парето-Принт», занимающую второе место на российском рынке по совокупному выпуску продукции. Часть издательств, до того печатавших продукцию именно в «Парето-Принт», предпочла уйти в другие типографии. Оставшиеся пока надеются на лучшее, хотя уже понятно, что типография будет отдавать предпочтение «Эксмо-АСТ», а остальным придётся не только дольше ждать очереди на печать, но и больше платить за аналогичные услуги.
Окололитературных скандалов и интриг в 2021 было столько, что с лихвой хватило бы и на следующие несколько лет. Главные их поставщики в этом году — литературный критик и шеф-редактор портала Storytel Константин Мильчин и автор бестселлера «Мятная сказка», писатель Александр Полярный. Первый взбудоражил общественность дважды. Сначала заявил на церемонии объявления финалистов премии «Блог-пост», что «на конкурс номинировались лишь те, кто о книгах говорят в формате традиционного и очень плохо написанного текста, а фотография для них лишь бедная родственница». Затем написал у себя в Facebook пост о том, что так называемый «креативный врайтинг» — штука абсолютно бесполезная, потому как в школах писательского мастерства говорят, что книгу написать может каждый, а на самом-то деле «нет, вы не можете». Второй решил, что хватит собирать донаты и обещать покончить жизнь самоубийством, если продажи новой книги будут не так хороши, как хотелось бы, лучше потратить это время на защиту в суде своих чести и достоинства, публично попранных книжными блогерами. В итоге на замену череды обзоров на «Мятную сказку» пришли ролики о том, как проходят суды буктьюберов с её автором.
Ещё один громкий скандал произошёл летом прошлого года вокруг литературного портала «Печорин.net». Создатели портала предложили публикующимся на нём критикам брать деньги с начинающих авторов за рецензии на их работы. Критики решили пойти ещё дальше и в список предоставляемых платных услуг вписали не только рецензирование, но и «помощь в издании» и «номинации на литературные премии». Возмущённые читатели тут же начали обвинять всех критиков в продажности, а создатели «Печорин.net» оправдываться фразами в духе «всё не так, как вы подумали». Сколько нужно заплатить за номинацию на «Большую книгу», известно так и не стало.
А вот с книжными лидерами продаж, как всегда, никаких интриг и скандалов. На первом месте уже который год остаётся антиутопия Джорджа Оруэлла «1984», только за 2021 год продано почти 190 тысяч экземпляров бумажных изданий. Вторую строчку занимает новинка от всеми любимой Гузель Яхиной «Эшелон на Самарканд» с результатом в 135,5 тысяч, а на третьем — ещё один бессменный лидер российского топа продаж — «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда и его 119,5 тысяч. Впечатляющий результат у культовой манги Масаси Кисимото «Наруто Удзумаки. Книга 1»: за полгода, что прошло с выхода переиздания, книга продалась тиражом более 106 тысяч экземпляров.
Прошлый год наглядно продемонстрировал, в какую сторону двигается российский книжный мир, что является его традиционными ценностями, а что в скором времени исчезнет. Будем надеяться, что в 2022 появится ещё больше полезных инициатив и интересных мероприятий, а все кризисы индустрии останутся позади.
Материал подготовила Татьяна Трубина.
Редактор Анастасия Попова.