Время собирать яблоки и говорить о литературе
Наш книжный обозреватель Татьяна Трубина только-только вернулась из Ясной Поляны, где в последнюю неделю августа прошла Первая школа литературной критики. Татьяна рассказала, как прошла отбор в школу, что было в программе и насколько удачным оказался для неё этот опыт.
С 22 по 27 августа в Ясной Поляне состоялась Первая школа литературной критики имени Валентина Курбатова. Идея собрать в толстовских местах несколько десятков молодых критиков принадлежит праправнуку Льва Николаевича Владимиру Ильичу Толстому и его дочери Анастасии. По мнению организаторов школы, главная её задача — формирование нового поколения критиков, объективно и беспристрастно оценивающих современный литературный процесс, как это делал покойный член жюри премии «Ясная Поляна», литературовед и критик Валентин Яковлевич Курбатов. Для проведения лекций, мастер-классов и семинарских занятий были приглашены вузовские преподаватели литературоведения и литературного мастерства, редакторы литературных журналов, писатели, журналисты и критики: Наталья Ломыкина, Майя Кучерская, Лев Данилкин, Павел Басинский, Евгений Чижов и другие.
Для участия в школе критиков необходимо было пройти конкурсный отбор:
- написать эссе о незаконченном произведении Л.Н. Толстого «История вчерашнего дня»;
- составить мотивационное письмо;
- предоставить ссылки на ранее опубликованные критические работы.
Всего организаторы получили 70 заявок из разных уголков России, а также Казахстана, Беларуси и Молдовы. По результатам отбора был приглашён 21 участник, адресные приглашения для тех, кто не предоставлял материалы на общих условиях, не рассылались. Участие в школе критики было полностью бесплатным, все расходы взяли на себя музей-усадьба «Ясная Поляна» и компания Samsung, долгое время являющаяся главным спонсором литературной премии «Ясная Поляна».
Мероприятий для литературных критиков, тем более обучающих и бесплатных, у нас в стране проводится ничтожно мало, поэтому подать заявку в яснополянскую школу я решила сразу же, как узнала об открытом наборе, в начале июня. Манили меня две вещи: во-первых, возможность улучшить свой навык написания критических текстов, во-вторых, возможность лично познакомиться как с лучшими представителями индустрии, так и с молодым поколением критиков, также страстно увлечённых литературой и говорением о ней, как и я.
Первый блин, как нетрудно догадаться, получился немного комом. Организация работы школы периодически прихрамывала на обе ноги, что особенно было заметно на начальном этапе, когда общение организаторов с участниками происходило только в рамках групповых рассылок по электронной почте. Объявить результаты конкурса организаторы обещали не позднее 16 июля, однако письмо с приглашением было отправлено только 22 июля. Дальше «всё страньше и страньше»: молчание в ответ на вопрос о транспорте из Москвы в Ясную Поляну, неясность, связанная с условиями проживания и питанием (формулировка «предоставляется» менялась на «компенсируется» и обратно). Хоть какая-то конкретика появилась только 20 августа, за 2 дня до выезда в Ясную Поляну из Москвы, что, согласитесь, не очень удобно, если ты живёшь в 3500 километрах от столицы и билеты на единственный рейс нужно покупать заранее, как минимум за несколько недель. Уже в Ясной Поляне организационная часть заметно исправилась, хотя нет-нет, но автобус уезжал без кого-нибудь из участников (а то и без всей семинарской группы), не все преподаватели появились на своих занятиях, а писатели, которые 25 августа приехали на ежегодные яснополянские встречи, и вовсе не были предупреждены, что их программу совместили с программой участников школы критики, так что они просто не смогли адаптировать свои выступления под другую аудиторию.
Много вопросов вызывает и сама программа мероприятия: за неделю было только одно практическое занятие, на котором участники под руководством мастеров (писателей Павла Басинского, Владислава Отрошенко или Алексея Варламова, в зависимости от того, в какую группу попал тот или иной участник) разбирали написанные к семинару тексты о произведениях из лонг-листа премии «Ясная поляна» за 2021 год. Времени на обстоятельный разбор катастрофически не хватало, в результате чего из-за задержки группы, занимавшейся под руководством Владислава Отрошенко, пришлось сдвигать обед и следующий за ним семинар критика Льва Данилкина. И это ещё не самый худший вариант развития событий, потому как Алексей Варламов вообще не приехал на собственное занятие, и его группу отдали Наталье Ломыкиной и Наталье Ивановой, не знакомым с работами и потратившим половину занятия на то, чтобы ученики школы зачитали свои рецензии вслух. Невозможность вместить больше практики можно было бы оправдать загруженностью программы, но в другие дни среди лекций и круглых столов проскакивали и такие непонятные звери, как полуторачасовой сбор яблок или просмотр фильма Робера Брессона «Деньги» (1983) в местном Доме культуры.
Огрехи в организационной части легко прощались учениками мероприятия благодаря уникальной возможности свободно контактировать со всеми, кто задействован в работе школы критики. Владимир Ильич и Анастасия Владимировна Толстые создали настолько тёплую и дружескую атмосферу, что ученики школы легко и непринуждённо могли общаться со всеми спикерами мероприятия, как на занятиях, так и за его пределами, например, на совместном ужине или завтраке. Никакого снисходительного отношения именитых критиков к своим молодым коллегам не наблюдалось, а от организаторов с первого до последнего дня веяло только радушием и заинтересованностью. Наверняка, и приехавшие в Ясную Поляну писатели и издатели тоже имели шанс вписаться во всё происходящее, если бы были информированы о том, что помимо них будут и гости немного из другой области литературного процесса.
Несколько иначе обстояли дела внутри самого коллектива молодых литературных критиков. Во-первых, несмотря на общие интересы, у участников школы оказался слишком разный бэкграунд: кто-то уже давно свой в литературно-критической тусовке, много издаётся и приехал просто завести новые знакомства, а кто-то писал разве что для сайта отзывов LiveLib и не рассматривает критику как свою основную деятельность. Я лично почувствовала несколько высокомерное отношение со стороны авторов, печатающихся в толстых литературных журналах, к книжным блогерам, которых они представляют себе исключительно как глупеньких подростков с ушками, кривляющихся на камеру или изливающих восторги по поводу софт тач обложки какой-нибудь книжной новинки в Instagram. Во-вторых, 21 человек — всё-таки не самое комфортное количество, когда речь идёт даже не о тесном дружеском общении, а хотя бы о том, чтобы просто запомнить, как кого зовут и чем кто занимается.
Зато уже упомянутые различия и яркая индивидуальность участников школы отлично пригодились им в одном из самых интересных событий всей программы — круглом столе «Критика нового поколения — что это?». В начале недели ученики получили задание выбрать двух спикеров от каждой из трёх семинарских групп и подготовить десятиминутные выступления о том, что такое литературная критика нового поколения. Единого мнения, конечно, не прозвучало, зато было очень много интересных мыслей о том, кто же сейчас является адресатом литературной критики, на каком языке с ним говорить и на каких платформах писать, чтобы найти свою аудиторию. Так, например, Иван Жиркин предложил перестать наконец считать, что литература — это всеми любимый футбол, и понять, что, на самом деле, сейчас она, скорее, водное поло, а телеграм-блогер Кирилл Копылов оспорил значимость и ценность толстых литературных журналов, сказав, что его читатель с большей вероятностью прочитает издания «Афиша Daily» или «Эсквайр», чем журналы «Знамя» или «Урал», но это не значит, что он не любит литературу и не хочет в ней разбираться.
Несмотря на все вышеописанные недостатки организации и программы мероприятия, я рада, что у меня была возможность поучаствовать в первом наборе яснополянской школы литературной критики, и надеюсь, что это начинание обязательно будет продолжено. Здорово, если каждый год десятки молодых критиков и писателей со всей страны смогут встречаться за одним столом и спорить о литературе до поздней ночи, ведь произведение искусства приобретает ценность только тогда, когда находит путь из текста на бумаге или полотна в рамке в реальную жизнь!
Материал подготовила Татьяна Трубина.