• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Время собирать яблоки и говорить о литературе

Наш книжный обозреватель Татьяна Трубина только-только вернулась из Ясной Поляны, где в последнюю неделю августа прошла Первая школа литературной критики. Татьяна рассказала, как прошла отбор в школу, что было в программе и насколько удачным оказался для неё этот опыт.

Время собирать яблоки и говорить о литературе

Фото Татьяны Трубиной, коллаж Катерины Маловой

С 22 по 27 августа в Ясной Поляне состоялась Первая школа литературной критики имени Валентина Курбатова. Идея собрать в толстовских местах несколько десятков молодых критиков принадлежит праправнуку Льва Николаевича Владимиру Ильичу Толстому и его дочери Анастасии. По мнению организаторов школы, главная её задача — формирование нового поколения критиков, объективно и беспристрастно оценивающих современный литературный процесс, как это делал покойный член жюри премии «Ясная Поляна», литературовед и критик Валентин Яковлевич Курбатов. Для проведения лекций, мастер-классов и семинарских занятий были приглашены вузовские преподаватели литературоведения и литературного мастерства, редакторы литературных журналов, писатели, журналисты и критики: Наталья Ломыкина, Майя Кучерская, Лев Данилкин, Павел Басинский, Евгений Чижов и другие.

Для участия в школе критиков необходимо было пройти конкурсный отбор: 

  • написать эссе о незаконченном произведении Л.Н. Толстого «История вчерашнего дня»;
  • составить мотивационное письмо;
  • предоставить ссылки на ранее опубликованные критические работы.
Фото Татьяны Трубиной

Всего организаторы получили 70 заявок из разных уголков России, а также Казахстана, Беларуси и Молдовы. По результатам отбора был приглашён 21 участник, адресные приглашения для тех, кто не предоставлял материалы на общих условиях, не рассылались. Участие в школе критики было полностью бесплатным, все расходы взяли на себя музей-усадьба «Ясная Поляна» и компания Samsung, долгое время являющаяся главным спонсором литературной премии «Ясная Поляна».

Мероприятий для литературных критиков, тем более обучающих и бесплатных, у нас в стране проводится ничтожно мало, поэтому подать заявку в яснополянскую школу я решила сразу же, как узнала об открытом наборе, в начале июня. Манили меня две вещи: во-первых, возможность улучшить свой навык написания критических текстов, во-вторых, возможность лично познакомиться как с лучшими представителями индустрии, так и с молодым поколением критиков, также страстно увлечённых литературой и говорением о ней, как и я.

Татьяна Трубина на Школе литературной критики в Ясной Поляне
Фото предоставлено Татьяной Трубиной

Первый блин, как нетрудно догадаться, получился немного комом. Организация работы школы периодически прихрамывала на обе ноги, что особенно было заметно на начальном этапе, когда общение организаторов с участниками происходило только в рамках групповых рассылок по электронной почте. Объявить результаты конкурса организаторы обещали не позднее 16 июля, однако письмо с приглашением было отправлено только 22 июля. Дальше «всё страньше и страньше»: молчание в ответ на вопрос о транспорте из Москвы в Ясную Поляну, неясность, связанная с условиями проживания и питанием (формулировка «предоставляется» менялась на «компенсируется» и обратно). Хоть какая-то конкретика появилась только 20 августа, за 2 дня до выезда в Ясную Поляну из Москвы, что, согласитесь, не очень удобно, если ты живёшь в 3500 километрах от столицы и билеты на единственный рейс нужно покупать заранее, как минимум за несколько недель. Уже в Ясной Поляне организационная часть заметно исправилась, хотя нет-нет, но автобус уезжал без кого-нибудь из участников (а то и без всей семинарской группы), не все преподаватели появились на своих занятиях, а писатели, которые 25 августа приехали на ежегодные яснополянские встречи, и вовсе не были предупреждены, что их программу совместили с программой участников школы критики, так что они просто не смогли адаптировать свои выступления под другую аудиторию.

Много вопросов вызывает и сама программа мероприятия: за неделю было только одно практическое занятие, на котором участники под руководством мастеров (писателей Павла Басинского, Владислава Отрошенко или Алексея Варламова, в зависимости от того, в какую группу попал тот или иной участник) разбирали написанные к семинару тексты о произведениях из лонг-листа премии «Ясная поляна» за 2021 год. Времени на обстоятельный разбор катастрофически не хватало, в результате чего из-за задержки группы, занимавшейся под руководством Владислава Отрошенко, пришлось сдвигать обед и следующий за ним семинар критика Льва Данилкина. И это ещё не самый худший вариант развития событий, потому как Алексей Варламов вообще не приехал на собственное занятие, и его группу отдали Наталье Ломыкиной и Наталье Ивановой, не знакомым с работами и потратившим половину занятия на то, чтобы ученики школы зачитали свои рецензии вслух. Невозможность вместить больше практики можно было бы оправдать загруженностью программы, но в другие дни среди лекций и круглых столов проскакивали и такие непонятные звери, как полуторачасовой сбор яблок или просмотр фильма Робера Брессона «Деньги» (1983) в местном Доме культуры.

Яблоневый сад в Ясной Поляне
Фото Татьяны Трубиной

Огрехи в организационной части легко прощались учениками мероприятия благодаря уникальной возможности свободно контактировать со всеми, кто задействован в работе школы критики. Владимир Ильич и Анастасия Владимировна Толстые создали настолько тёплую и дружескую атмосферу, что ученики школы легко и непринуждённо могли общаться со всеми спикерами мероприятия, как на занятиях, так и за его пределами, например, на совместном ужине или завтраке. Никакого снисходительного отношения именитых критиков к своим молодым коллегам не наблюдалось, а от организаторов с первого до последнего дня веяло только радушием и заинтересованностью. Наверняка, и приехавшие в Ясную Поляну писатели и издатели тоже имели шанс вписаться во всё происходящее, если бы были информированы о том, что помимо них будут и гости немного из другой области литературного процесса.

Несколько иначе обстояли дела внутри самого коллектива молодых литературных критиков. Во-первых, несмотря на общие интересы, у участников школы оказался слишком разный бэкграунд: кто-то уже давно свой в литературно-критической тусовке, много издаётся и приехал просто завести новые знакомства, а кто-то писал разве что для сайта отзывов LiveLib и не рассматривает критику как свою основную деятельность. Я лично почувствовала несколько высокомерное отношение со стороны авторов, печатающихся в толстых литературных журналах, к книжным блогерам, которых они представляют себе исключительно как глупеньких подростков с ушками, кривляющихся на камеру или изливающих восторги по поводу софт тач обложки какой-нибудь книжной новинки в Instagram. Во-вторых, 21 человек — всё-таки не самое комфортное количество, когда речь идёт даже не о тесном дружеском общении, а хотя бы о том, чтобы просто запомнить, как кого зовут и чем кто занимается.

Зато уже упомянутые различия и яркая индивидуальность участников школы отлично пригодились им в одном из самых интересных событий всей программы — круглом столе «Критика нового поколения — что это?». В начале недели ученики получили задание выбрать двух спикеров от каждой из трёх семинарских групп и подготовить десятиминутные выступления о том, что такое литературная критика нового поколения. Единого мнения, конечно, не прозвучало, зато было очень много интересных мыслей о том, кто же сейчас является адресатом литературной критики, на каком языке с ним говорить и на каких платформах писать, чтобы найти свою аудиторию. Так, например, Иван Жиркин предложил перестать наконец считать, что литература — это всеми любимый футбол, и понять, что, на самом деле, сейчас она, скорее, водное поло, а телеграм-блогер Кирилл Копылов оспорил значимость и ценность толстых литературных журналов, сказав, что его читатель с большей вероятностью прочитает издания «Афиша Daily» или «Эсквайр», чем журналы «Знамя» или «Урал», но это не значит, что он не любит литературу и не хочет в ней разбираться.

Несмотря на все вышеописанные недостатки организации и программы мероприятия, я рада, что у меня была возможность поучаствовать в первом наборе яснополянской школы литературной критики, и надеюсь, что это начинание обязательно будет продолжено. Здорово, если каждый год десятки молодых критиков и писателей со всей страны смогут встречаться за одним столом и спорить о литературе до поздней ночи, ведь произведение искусства приобретает ценность только тогда, когда находит путь из текста на бумаге или полотна в рамке в реальную жизнь!

Материал подготовила Татьяна Трубина.