• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Искусство» написания научной статьи

Что такое «академический стиль» письма?

Итогом Вашей научной деятельности, исследования или эксперимента будет статья для академического издания. Секретом успеха такой публикации является не только то ценное содержание, которое Вы вкладываете в свой научный труд, но и правильно подобранный стиль подачи материала. Особенностям «академического стиля» посвящено большое количество литературы, на основе которой можно вывести следующие руководящие принципы.

Формулируйте свои идеи точно, но избегайте категоричности:
Вербализация итогов Ваших научных экспериментов требует точности и хорошего владения профессиональными терминами, которые используются в той или иной области знаний. При этом важно понимать, что Ваша целевая аудитория не обязана владеть специфической терминологией. Соответственно, Вы должны уметь разъяснить ключевые концепты, на которых строится исследование, доступно и четко, избегая многозначности и подмены понятий. Однако, важно не путать точность формулировок с категоричностью Ваших научных умозаключений. Даже точные науки не всегда могут «позволить» себе использовать собственные выводы как неоспоримые постулаты. Стиль письма должен отражать понимание того, что наука не делится на «чёрное и белое», и любая теория имеет право на ошибку и/или потенциал к усовершенствованию.


Используйте безличные предложения и официальный стиль повествования: Зачастую даже самые передовые разработки и эксперименты не стоит формулировать безличными предложениями. Таким образом, Вы сможете избежать негативного резонанса со стороны академического сообщества, если не все его представители согласны с Вашими идеями, и не рискуете обойти вниманием вклад тех ученых, которые уже работали над той же темой до Вас. При этом стиль всей статьи должен быть официальным: без сокращений, жаргонизмов и упрощенной грамматики. Приветствуются номинальные словосочетания и конструкции, но важно не перестараться с такого рода формулировками, т. к. они сделают текст тяжелым для восприятия и могут нарушить логическую целостность всей статьи.

 
Предоставление информации о существующих теориях и практиках требует убедительных формулировок: Большинство исследований и академических работ основано на предыдущем опыте ученых в каждой из областей знаний. Поэтому важной составляющей статьи является обзор литературы. С точки зрения формы – а именно академического стиля – это означает, что часть статьи, посвященная трудам предшественников, будет использовать внушительное количество глаголов для передачи информации и представления мнения других ученых. В этом случае разумно было бы сформировать некий набор фраз, которые делают подачу материала более убедительной, чем нейтральные глаголы «рассказывать», «говорить» и «утверждать».



Написание научной статьи в качественное академическое издание – трудоемкий и небыстрый процесс. Однако, эту нетривиальную профессиональную задачу можно облегчить, если верно подобрать принцип организации всех составляющих процесса.


Как организовать работу над статьей?

Сам процесс написания статьи можно условно разделить на несколько этапов. На первой стадии Вы исследуете существующие источники по заинтересовавшей Вас проблеме. Определив охват Вашего будущего научного труда, Вы можете приступать к интенсивной стадии изучения литературы – поиску и отбору трудов внутри сформулированной и уже более узкой проблематики. Третьим этапом становится план будущей статьи, который схематично отражает логику исследования и одновременно является «укрупненной» картиной Вашего научного труда. Затем часть за частью статья должна быть написана в соответствии с планом, а финальный этап – это пересмотр и необходимые исправления.


Как организовать статью?:

Организация самой статьи не менее важна, чем правильно выстроенный процесс работы над исследованием. Самый простой руководящий принцип – это привести статью в соответствие с сформулированным заранее планом. Главное не позволять изначальным представлениям и ожиданиям диктовать то, как Вы работаете со статьей. Вполне распространена практика использования «рабочих» названий и «черновых» структур. В процессе написания статьи Вы зачастую можете найти более необычный или более интересный ракурс для своих исследовательских целей. В этом случае гораздо проще поменять название конечной статьи и переставить элементы структуры, чем пытаться превзойти «творческий тупик», жестко следуя плану.

 

Для того, чтобы писать, научитесь читать! 
Для того, чтобы развивать исследовательские и публикационные навыки, прежде всего, необходимо приобрести навык чтения научных работ. Во-первых, вы получите представление о том, что уже сделано в вашей области, во-вторых, вы ознакомитесь со структурой научной работы, форматом, интересными методами исследования и способами обработки данных.

Как читать эффективно?:
Старайтесь читать регулярно: откажитесь от привычки читать только тогда, когда у вас “будет свободное время”.  Уделяйте чтению хотя бы несколько минут каждый день. Старайтесь использовать каждую свободную минуту, например, по дороге на работу.
Читайте активно, а не пассивно: поскольку чтение отнимает много времени, сначала определитесь, стоит ли читать книгу или научную работу, которая у вас в руках. Просмотрите содержание, глоссарий и бегло просмотрите несколько страниц. Если вы решите, что на данную работу стоит потратить время, во время чтения “общайтесь с текстом”, задавайте мысленно вопросы, согласны ли вы с прочитанным, какие другие можно было сделать выводы, какие другие методы исследования можно применить 
и т. п.
Старайтесь охватить большой объём информации: Вы можете столкнуться с тем, что, на первый взгляд, по вашей теме написано очень мало научных работ. В этом случае необходимо обратить внимание на другие аспекты исследуемого вами вопроса, а также на междцисциплинарные исследования.
Делайте различные пометки и замечения: сегодня это можно делать как обычным способом (читать “с карандашом в руке”), так и с помощью различного программного обеспечения. В процессе чтения отмечайте: основные аргументы, интересные эмпирические данные, важные факты, вашу реакцию всё это, выбранные методы исследования, отрывки для цитирования, взаимосвязь с другими исследованиями 

 

Приступая к написанию Вашей научной работы учтите следующие моменты.

Прежде всего, необходимо преодолеть психологический барьер, который возникает вследствие убеждённости начинающих исследователей в том, что то, что, у них выходит с трудом, у других получается очень легко и непринуждённо. В действительности, процесс написания научных работ представляет собой проблему даже для опытных исследователей. Как только вы преодолеете психологический барьер, вы увидите, что написание статей – это очень увлекательный процесс.

Когда начинать? На самом деле, не существует такого благоприятного момента, когда можно с уверенностью сказать, что можно приступить к написанию. Написание научной работы – это непрерывный процесс, состоящий из нескольких этапов. Поскольку навык написания научных работ не является врождённым, трудно переоценить необходимость начинать писать как можно раньше. Процесс написания работы и проведение исследования должны идти параллельно. На ранних этапах можно подготовить следующее:

  1. несколько абзацев, которые содержат заметки, сделанные в процессе активного чтения;
  2. аналитические данные;
  3. обзор литературы;
  4. изложение исследуемой проблемы;
  5. заявка на исследование (например, для получения финансирования)

Планируйте и структурируйте вашу работу. Существуют следующие причины для планирования и структурирования:

  • уяснение исследуемой научной проблемы;
  • чёткое формулирование научных доводов и аргументов;
  • формирование корпуса данных, которые будут использованы в работе;
  • нет необходимости записывать всё, что приходит в голову по исследуемому вопросу. 

Планирование и структурирование можно осуществлять разными способами: общаться с коллегами и критически обсуждать вашу научную работу и ваши аргументы, составлять ассоциативных карт, составлять списка аргументов и подкрепляющих их данных, сделать набор карточек с выдвигаемыми тезисами и комбинировать их в зависимости от решаемой задачи и т. п. 

У академической статьи есть своя "архитектура". Подобно тому, как для строительства нужны кирпичи и цемент, научная работа состоит из следующих “строительных” материалов:

  • научная проблема (или проблемы);
  • способ её решения;
  • всевозможные научные данные, доказывающие правильность выбранного способа (либо эмпирические данные, либо выводы, сделанные другими учёными, а чаще всего – и то, и другое). 

Наиболее важные советы по структурированию научной работы размещены в разделе "Искусство написания статьи" нашего сайта. 


Будьте увереннее.
Неопытные авторы научных работ часто испытывают смущение, которое не позволяет найти им свою, авторскую интонацию. Так, например, это выражается в постоянном использовании таких слов, как “возможно”, “вероятно”,  “по всей видимости”. Вместе с тем, если вы действительно в чём-то не уверены, то вы не должны использовать это в своей работе. Другим признаком неуверенности является чрезмерные ссылки на уже существующие научные работы и обильное цитирование. Нет никакой необходимости давать по десять ссылок на десять научных трудов через каждые три предложения. Что же касается цитирования, то имеет смысл прибегать к нему в двух случаях: 1) вы детально исследуете отрывок из чужой научной работы, 2) вы используете цитаты для подкрепления собственных положений.

Пишите для читателя. В процессе написания научной работы всегда помните, для кого вы её пишите. С одной стороны, работа должна быть написана понятно, с другой – вы не должны делать скидку на ленивого читателя и прояснять те места, которые требуют от читателя интеллектуальной работы. По этой причине рекомендуется дать рукопись своей работы нескольким коллегам, чтобы они дали свой отзыв и комментарии.

Важно помнить:

  1. Помните, что у вашего текста есть личностное и политическое измерение. Хотя большинство авторов научных работ стараются писать объективно, мы всё равно привносим личностный, политический и национальный элемент в свою работу. Иногда это остаётся незаметным даже для самих авторов, но, тем не менее, это иногда приводит к таким дискуссиям, как, например, необходимость писать от первого или  третьего лица.
  2. Рассматривайте проблему с разных точек зрения. Особенно это касается работ, написанных в соавторстве, а также работ, в которых приводятся полярные мнения респондентов.
  3. Пишите всё так, как оно есть. Иногда научное повествование линейно, хотя в действительности всё происходит в другом порядке. Сохраняйте хронологию научного нарратива в вашей работе.
  4. Не бойтесь противоречий. Не избегайте в своей работе логических или теоретических противоречий. Хотя эти противоречия могут быть вам неприятны, они могут показать недостатки современных методов исследования и послужить началом новой научной работы. 

 

Общие советы при написании научных статей:
  1. Cтарайтесь писать “кратко” и понятно.
  2. Cтарайтесь не использовать пассивный залог в английском языке (The man walked the dog vs. The dog was walked by the man). Как видите, предложения сосказуемом в пассивном залоге длиннее, чем в активном. Если вы пишете текст в активном залоге на 6000 слов, то перевод предложений в пассивный залог добавит в среднем ещё 3000 слов.
  3. Не пытайтесь удивить или поразить читателя длиной предложений, различными придаточными оборотами, сложноподчинительными конструкциями и т. п. Подобные предложения трудно воспринимать, а подобный стиль может вызвать у читателя раздражение.
  4. Ежедневно пишите короткие тексты.
  5. Старайтесь писать так, как вы говорите, чтобы избежать пафоса, но помните, что в разговорной речи мы часто полагаемся на невербальные способы передачи информации.
  6. Эффективно используйте визуальные способы передачи информации – графики, таблицы, фотографии, диаграммы и т. п.
  7. Помните, что простое перечисление каких-либо научных фактов ещё не является выражением вашей точки зрения. Вы должны изложить именно свои взгляды на научную проблему.
  8. Если вам трудно структурировать ваши идеи, поделитесь ими с вашими коллегами.
  9. Всегда просите ваших коллег ознакомиться с рукописью до того, как вы отправляете её в редакцию. Серьёзно отнеситесь к замечаниям и комментариям ваших коллег.
  10. Не думайте, что вам удастся опубликовать вашу работу с первого раза и что вам не понадобится помощь других.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.