We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Curating, Entrepreneurship and Art Collaboration

2021/2022
Academic Year
ENG
Instruction in English
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 2 module

Instructor


Суворова Анна Александровна

Course Syllabus

Abstract

Дисциплина посвящена вопросам менеджмента и маркетинга в музее как некоммерческом социальном институте. Несмотря на то, что системы управления и маркетинговой деятельности очень похожи на те, что применяются в коммерческом секторе, имеется ряд особенностей, характерных именно для музея. В программе буду освещены вопросы управления такими направлениями музейной деятельности, как учетно-хранительская, экспозиционно-выставочная, культурно-образовательная. Также отдельно будут освещены вопросы управления финансовыми потоками в музее, безопасностью музея и управление персоналом. В итоге, студенты будут иметь как представление об управлении музеем и его основными направлениями деятельности, так и о положении музея в пространстве креативных индустрий.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Целями освоения дисциплины «Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности» являются формирование у студентов системы представлений о менеджменте и маркетинге в музейной работе, навыков успешного создания и продвижения музейного продукта; получение студентами знаний о возможных финансовых источниках музейной деятельности, их особенностями и правилами работы с ними; формирование знаний о правилах и формах управления финансами музея в зависимости от источника их получения.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • знает основные статьи расходов и доходов музейной организации; организует формирование грантовых и краудфандинговых проектов.
  • знает особенности управления экспозиционными и выставочными проектами; формирует и анализирует тематико-экспозиционный план (ТЭП).
  • знает различные форматы культурно-образовательной деятельности музея; владеет инструментами анализа и продвижения культурно-образовательного продукта.
  • знает функции и основные направления деятельности современного музея
  • понимает необходимость обеспечения безопасности не только для музейных предметов, но и для сотрудников и посетителей.
  • понимает особенности музейного маркетинга; владеет инструментами маркетингового исследования в музее; умеет формировать музейный продукт и продвигать его.
  • понимает особенности применения различных музейных автоматизированных информационных систем (АИС) для управления музейными коллекциями и работы с Госкаталогом РФ.
  • понимает функциональные обязанности сотрудников различных музейных отделов, знает инструменты для их мотивации и контролю; готов к формированию новых музейных профессий.
  • умеет применять PEST и SWOT анализ для формирования стратегического плана развития музейной организации: понимает необходимость формулирования миссии музея.
Course Contents

Course Contents

  • Социокультурные функции музея: генезис и современное состояние
  • Современный музейный менеджмент. Планирование. Миссия музея
  • Управление музейными коллекциями: необходимость АИС
  • Управление музейными финансами
  • Управление персоналом музея
  • Особенности музейного маркетинга. Разработка музейного продукта
  • Экспозиционно-выставочная деятельность: проблемы управления
  • Управление культурно-образовательной деятельностью. Работа с посетителями
  • Безопасность музея: управленческие решения
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Самостоятельная работа
  • non-blocking Экзамен
  • non-blocking Домашнее задание
  • non-blocking Домашнее задание: Инструменты краудфандинга
  • non-blocking Презентация: инструменты изучения музейной аудитории
  • non-blocking Презентация: модернизация экспозиционно-выставочного пространства
  • non-blocking Домашнее задание: бенчмаркинг музейных онлайн образовательных ресурсов
  • non-blocking Презентация
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2021/2022 2nd module
    0.3 * Экзамен + 0.1 * Презентация: инструменты изучения музейной аудитории + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.1 * Презентация + 0.1 * Домашнее задание: Инструменты краудфандинга + 0.1 * Презентация: модернизация экспозиционно-выставочного пространства + 0.1 * Домашнее задание + 0.1 * Домашнее задание: бенчмаркинг музейных онлайн образовательных ресурсов
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Лукасевич, И. Я. Испoльзoвaние пapaдигмы интеллектуaльных АИС при автоматизации анализа банковской деятельности [Электронный ресурс] / И. Я. Лукасевич // Компьютеризация обучения: теория и практика. Тез. докл. межвузовской научно-практической конференции по проблемам совершенствования преподавания в вузах в условиях перехода страны к рыночному хозяйству. - Москва : Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации, 1994. - с. 54-55. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/465445
  • Лысикова, О. В. Музеи мира [Электронныйресурс]: учебно пособие /О. В. Лысикова — 5-изд. стер — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 130 с: Ил. – ISBN 978-5-89349-184-5. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048007
  • Майстровская, М. Т. Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля / М. Т. Майстровская. — Москва : Прогресс-Традиция, 2016. — 672 с. — ISBN 978-5-89826-447-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/77253 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Мартиросян Р.М. - Инновационные модели привлечения внебюджетных средств: фандрейзинг, краудфандинг, эндаумент - Русайнс - 2018 - ISBN: 978-5-4365-2982-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931111
  • Молчанова О. П. - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 261с. - ISBN: 978-5-534-00757-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/strategicheskiy-menedzhment-nekommercheskih-organizaciy-433470
  • Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века : сборник / составитель и научный редактор Н. А. Никишин. — Москва : Прогресс-Традиция, 1999. — 216 с. — ISBN 5-89826-037-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/77032 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Петелин, В.Г. Основы менеджмента выставочной деятельности: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000), специальностям «Коммерция» (351300) и «Реклама» (350400) / В.Г. Петелин. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 447 с. - ISBN 978-5-238-00935-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028738
  • Сафонов А. А., Сафонова М. А. - МУЗЕЕВЕДЕНИЕ. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 300с. - ISBN: 978-5-534-10773-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/muzeevedenie-431506
  • Семенова А.А., Кузина М.Н., Лозик Н.Ф. - Стратегический менеджмент - Русайнс - 2020 - ISBN: 978-5-4365-1070-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/934086
  • Тульчинский Г. Л., Терентьева В. И. - БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТ. БРЕНДИНГ И РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 255с. - ISBN: 978-5-534-05503-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/brend-menedzhment-brending-i-rabota-s-personalom-437894
  • Шляхтина Л.М. - Основы музейного дела: теория и практика: учебное пособие - Издательство "Лань", "Планета музыки" - 2019 - 248с. - ISBN: 978-5-8114-2076-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/113995

Recommended Additional Bibliography

  • Базаров Т. Ю. - ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 381с. - ISBN: 978-5-534-11660-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-upravleniya-personalom-445855
  • Беляков Г. И. - ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 143с. - ISBN: 978-5-534-09831-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pozharnaya-bezopasnost-433756
  • К выставке готов! Экспотренинг: Практикум / Алексеев А. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 286 с.: ISBN 978-5-9614-6946-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002497
  • Карпова С. В., Мхитарян С. В., Русин В. Н. ; Под общ. ред. Карповой С.В. - МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 181с. - ISBN: 978-5-534-05522-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovyy-analiz-teoriya-i-praktika-438593
  • Майстровская, М. Т. Музей как объект культуры. XX век. Искусство экспозиционного ансамбля / М. Т. Майстровская. — Москва : Прогресс-Традиция, 2018. — 680 с. — ISBN 978-5-89826-508-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102182 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Нечепуренко, М. Ю. Межкультурная музейная коммуникация : монография / М. Ю. Нечепуренко, Ю. В. Привалова ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2017. - 83 с. - ISBN 978-5-9275-2482-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1020571 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1021535
  • Под ред. Романовой Ю.Д. - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ (УПРАВЛЕНИИ) 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 411с. - ISBN: 978-5-534-11745-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnye-tehnologii-v-menedzhmente-upravlenii-446052
  • Сафаргалиев М.Ф. - Организация фандрайзингового финансирования инновационной деятельности в техническом университете - Русайнс - 2019 - ISBN: 978-5-4365-3834-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933916
  • Скобкин С. С. - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 442с. - ISBN: 978-5-534-10546-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/strategicheskiy-menedzhment-v-industrii-gostepriimstva-i-turizma-430795
  • Тураев, Б. А. Опись коллекции древностей, привезенных из Египта весной 1909 года (таблицы I–VIII) / Б. А. Тураев. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2014. — 22 с. — ISBN 978-5-507-37452-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/44599 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Фёдоров, Н. Ф. Долг авторский и право музея / Н. Ф. Фёдоров. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2014. — 5 с. — ISBN 978-5-507-39835-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/50660 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.