We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Curating

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 3 module

Instructor


Ялова Анна Львовна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина посвящена вопросам менеджмента и маркетинга в музее как некоммерческом социальном институте. Несмотря на то, что системы управления и маркетинговой деятельности очень похожи на те, что применяются в коммерческом секторе, имеется ряд особенностей, характерных именно для музея. В программе буду освещены вопросы управления такими направлениями музейной деятельности, как учетно-хранительская, экспозиционно-выставочная, культурно-образовательная. Также отдельно будут освещены вопросы управления финансовыми потоками в музее, безопасностью музея и управление персоналом. В итоге, студенты будут иметь как представление об управлении музеем и его основными направлениями деятельности, так и о положении музея в пространстве креативных индустрий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности» являются формирование у студентов системы представлений о менеджменте и маркетинге в музейной работе, навыков успешного создания и продвижения музейного продукта; получение студентами знаний о возможных финансовых источниках музейной деятельности, их особенностями и правилами работы с ними; формирование знаний о правилах и формах управления финансами музея в зависимости от источника их получения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает функции и основные направления деятельности современного музея
  • умеет применять PEST и SWOT анализ для формирования стратегического плана развития музейной организации: понимает необходимость формулирования миссии музея.
  • понимает особенности применения различных музейных автоматизированных информационных систем (АИС) для управления музейными коллекциями и работы с Госкаталогом РФ.
  • знает основные статьи расходов и доходов музейной организации; организует формирование грантовых и краудфандинговых проектов.
  • понимает функциональные обязанности сотрудников различных музейных отделов, знает инструменты для их мотивации и контролю; готов к формированию новых музейных профессий.
  • понимает особенности музейного маркетинга; владеет инструментами маркетингового исследования в музее; умеет формировать музейный продукт и продвигать его.
  • знает особенности управления экспозиционными и выставочными проектами; формирует и анализирует тематико-экспозиционный план (ТЭП).
  • знает различные форматы культурно-образовательной деятельности музея; владеет инструментами анализа и продвижения культурно-образовательного продукта.
  • понимает необходимость обеспечения безопасности не только для музейных предметов, но и для сотрудников и посетителей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социокультурные функции музея: генезис и современное состояние
    Современный музей выполняет 4 основных социокультурных функции: учетно-хранительскую, научно-исследовательскую, культурно-образовательную и экспозиционно-выставочную. Данная тема посвящена генезису и эволюции основных социокультурных музейных функций. Рассмотрены основные этапы развития музейных функций и их современное состояние.
  • Современный музейный менеджмент. Планирование. Миссия музея
    Тема посвящена планированию деятельности музея как социокультурного института. Несмотря на то, что музей - это некоммерческая организация, живет он по схожим с коммерческими структурами принципам. Однако существуют и особенности музейного менеджмента. Также тема освещает проблемы миссии музея: ее формирование и следование ей.
  • Управление музейными коллекциями: необходимость АИС
    В теме раскрываются особенности автоматизированных музейных систем (АИС): принципы их устройства, необходимость, проблемы и преимущества их использования, связь с Госкаталогом музейных предметов Российской Федерации. Освещаются вопросы применения АИС в управлении коллекциями.
  • Управление музейными финансами
    Тема раскрывает особенности работы с финансами в музейном учреждении: статьи основных расходов, возможности дополнительного финансирования (грантовые и краудфандинговые проекты). Особенности аутсорсинга и краудсорсинга в музейных проектах.
  • Управление персоналом музея
    Управление персоналом музея: функции, задачи сотрудников разных отделов, их мотивация. Новые музейные профессии - какие и для чего.
  • Особенности музейного маркетинга. Разработка музейного продукта
    Освещаются вопросы музейного маркетинга, выявляются его особенности. Рассматриваются маркетинговые музейные исследования: основные цели, задачи, этапы. Рассматриваются особенности изучения музейной аудитории с помощью цифровых технологий. Изучается эволюция музейного продукта за последние 30 лет (от экскурсии до виртуальных музеев и проч.). Музейный сувенир - необходимость или блажь?
  • Экспозиционно-выставочная деятельность: проблемы управления
    Изучаются проблемы управления экспозиционно-выставочной деятельностью: разработка и создание, особенности включения современных технологий, развитие и продвижение.
  • Управление культурно-образовательной деятельностью. Работа с посетителями
    Рассматриваются вопросы работы с посетителями: традиционные (экскурсии, мастер-классы, учебные занятия, лекции) и инновационные форматы (онлайн-академии, образовательные и обучающие онлайн-ресурсы, подкасты). Сравнивается отечественный и зарубежный опыт.
  • Безопасность музея: управленческие решения
    Безопасность - одна из важнейших задач современного музея, когда опасность угрожает не только музейным предметам и коллекциям в экспозиционном пространстве (кража), но и сотрудникам с посетителями. Отдельно рассматриваются вопросы глобальных опасностей, таких как вооруженные конфликты: эвакуация музейных ценностей, борьба с "черным рынком".
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Домашнее задание: Инструменты краудфандинга
  • неблокирующий Презентация: инструменты изучения музейной аудитории
  • неблокирующий Презентация: модернизация экспозиционно-выставочного пространства
  • неблокирующий Домашнее задание: бенчмаркинг музейных онлайн образовательных ресурсов
  • неблокирующий Презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Домашнее задание + 0.1 * Домашнее задание: бенчмаркинг музейных онлайн образовательных ресурсов + 0.1 * Домашнее задание: Инструменты краудфандинга + 0.1 * Презентация + 0.1 * Презентация: инструменты изучения музейной аудитории + 0.1 * Презентация: модернизация экспозиционно-выставочного пространства + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лозик Н.Ф., Кузина М.Н., Царегородцев Д.В., Семенова А.А. - Стратегический менеджмент - Русайнс - 2020 - 150с. - ISBN: 978-5-4365-1070-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/934086
  • Лукасевич, И. Я. Испoльзoвaние пapaдигмы интеллектуaльных АИС при автоматизации анализа банковской деятельности [Электронный ресурс] / И. Я. Лукасевич // Компьютеризация обучения: теория и практика. Тез. докл. межвузовской научно-практической конференции по проблемам совершенствования преподавания в вузах в условиях перехода страны к рыночному хозяйству. - Москва : Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации, 1994. - с. 54-55. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/465445
  • Лысикова, О. В. Музеи мира [Электронныйресурс]: учебно пособие /О. В. Лысикова — 5-изд. стер — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 130 с: Ил. – ISBN 978-5-89349-184-5. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048007
  • Майстровская М.Т. - Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля. - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2016 - 672с. - ISBN: 978-5-89826-447-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77253
  • Мартиросян Р.М. - Инновационные модели привлечения внеюджетных средств: фандрейзинг, краудфандинг, эндаумент. Учебное пособие - Русайнс - 2018 - 99с. - ISBN: 978-5-4365-2982-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931111
  • Молчанова О. П. - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 261с. - ISBN: 978-5-534-00757-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/strategicheskiy-menedzhment-nekommercheskih-organizaciy-433470
  • Петелин, В.Г. Основы менеджмента выставочной деятельности: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000), специальностям «Коммерция» (351300) и «Реклама» (350400) / В.Г. Петелин. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 447 с. - ISBN 978-5-238-00935-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028738
  • Сафонов А. А., Сафонова М. А. - МУЗЕЕВЕДЕНИЕ. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 300с. - ISBN: 978-5-534-10773-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/muzeevedenie-431506
  • составитель и научный редактор Н. А. Никишин - Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века - Издательство "Прогресс-Традиция" - 1999 - 216с. - ISBN: 5-89826-037-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77032
  • Тульчинский Г. Л., Терентьева В. И. - БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТ. БРЕНДИНГ И РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 255с. - ISBN: 978-5-534-05503-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/brend-menedzhment-brending-i-rabota-s-personalom-437894
  • Шляхтина Л.М. - Основы музейного дела: теория и практика: учебное пособие - Издательство "Лань", "Планета музыки" - 2019 - 248с. - ISBN: 978-5-8114-2076-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/113995

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Базаров Т. Ю. - ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 381с. - ISBN: 978-5-534-11660-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-upravleniya-personalom-445855
  • Беляков Г. И. - ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 143с. - ISBN: 978-5-534-09831-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pozharnaya-bezopasnost-433756
  • К выставке готов! Экспотренинг: Практикум / Алексеев А. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 286 с.: ISBN 978-5-9614-6946-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002497
  • Карпова С. В., Мхитарян С. В., Русин В. Н. ; Под общ. ред. Карповой С.В. - МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 181с. - ISBN: 978-5-534-05522-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovyy-analiz-teoriya-i-praktika-438593
  • Майстровская М.Т. - Музей как объект культуры. XX век. Искусство экспозиционного ансамбля - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2018 - 680с. - ISBN: 978-5-89826-508-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102182
  • Нечепуренко, М. Ю. Межкультурная музейная коммуникация : монография / М. Ю. Нечепуренко, Ю. В. Привалова ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2017. - 83 с. - ISBN 978-5-9275-2482-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1020571 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1021535
  • Под ред. Романовой Ю.Д. - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ (УПРАВЛЕНИИ) 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 411с. - ISBN: 978-5-534-11745-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnye-tehnologii-v-menedzhmente-upravlenii-446052
  • Сафаргалиев М.Ф. - Организация фандрайзингового финансирования инновационной деятельности в техническом университете - Русайнс - 2019 - 86с. - ISBN: 978-5-4365-3834-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933916
  • Скобкин С. С. - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 442с. - ISBN: 978-5-534-10546-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/strategicheskiy-menedzhment-v-industrii-gostepriimstva-i-turizma-430795
  • Тураев Б.А. - Опись коллекции древностей, привезенных из Египта весной 1909 года (таблицы I–VIII) - Издательство "Лань" - 2014 - 22с. - ISBN: 978-5-507-37452-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/44599
  • Фёдоров Н.Ф. - Долг авторский и право музея - Издательство "Лань" - 2014 - 5с. - ISBN: 978-5-507-39835-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/50660