• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Социология и социальная информатика»

Социальная информатика от А до R: что это и зачем она современному специалисту?

Проектировать приложения, создавать интерфейсы или разрабатывать программу по внедрению продукта — значит коммуницировать с людьми. Без исследований пользователя сейчас невозможно представить ни одно бизнес-решение, и тем более — решение в области государственного управления, а современная наука уже третье десятилетие изучает поведение людей в digital сфере.

Социальная информатика от А до R: что это и зачем она современному специалисту?

Photo by Amith Nair on Unsplash

Сегодня мы расскажем, чем полезна обществу социальная информатика, почему без нее нельзя обойтись социологу и в каких сферах найти работу молодому специалисту, освоившему инструменты социальной информатики.

Что такое «социальная информатика»?

Социальная информатика (или цифровая социология) — молодая и междисциплинарная область исследований, в современном виде она существует около 15 лет. Простыми словами, специалисты этой сферы применяют инструменты анализа больших данных, моделирование и другие информационные технологии для решения разнообразных социальных задач. Социальная информатика применяется в интернет-исследованиях, работе социальных медиа, разработке компьютерных и мобильных игр, принятии бизнес-решений, продуктовой аналитике и еще в десятке областей современной жизни, которую уже невозможно представить без информационных технологий.

Чем социальная информатика пригодится современному специалисту (не только социологу) рассказывает руководитель программы Немировская Анна Валентиновна.

Немировская Анна Валентиновна

Анна Валентиновна Немировская

Академический руководитель программы "Социология и социальная информатика"

Название программы отражает современное содержание профессии социолога. Оно показывает, как изменились социология и жизнь людей из-за цифровизации. Появляются новые онлайн и офлайн-сообщества, люди начинают общаться в новых форматах и иначе осмыслять самих себя. Ну и конечно, появляются новые данные, пользователи разных сервисов и приложений производят их сами. Эти данные тоже нужно изучать. Если социолог хочет анализировать соцсети или онлайн-сообщества, влияние цифровой экономики и интернета на людей, ему недостаточно владеть классическими методами исследования — интервью или включенным наблюдением. Исследователям нужны другие методы и технологии для сбора и анализа цифровых данных.

Раньше у социологов всегда была проблема: как получить от людей честные ответы на вопросы о жизни и тратах во время опросов или интервью. Важно было не давить и очень аккуратно задавать вопросы на деликатные темы, чтобы человек ответил честно и результаты не исказились. Сейчас искренние мнения людей отследить проще, если посмотреть на их действия на разных сайтах или в соцсетях. Люди оставляют цифровые следы, благодаря которым можно узнать о настроении пользователей, их предпочтениях, интересах, круге общения, покупках и прочем.

Комплексные исследования, в которых сочетаются классические и цифровые методы, нужны не только научному сообществу, но и бизнесу. Социологи помогают улучшать продукты и сервисы, изучают клиентов, предлагают способы, как улучшить корпоративную культуру внутри компании. Все зависит от цели исследования и сферы, для которой оно проводится. 

Социальная информатика необходима не только для принятия решений в бизнесе или государственном управлении, но и помогает в работе некоммерческих организаций, предлагая инструменты для решения социальных проблем.

В конце марта студенты программы "Социология и социальная информатика" приняли участие в студенческом хакатоне по данным известной в Санкт-Петербурге благотворительной организации "Ночлежка".
О своей поездке в Ереван и участии в научной конференции AINL 2023, посвященной исследованиям в области искусственного интеллекта и обработки естественного языка, рассказывает студент 3 курса Семён Босоногов.

«Ещё здорово понимать, что за этими цифрами (и их анализом) стоят люди, которое делают очень доброе дело. Оказывается, в НКО тоже есть данные (и их много) и есть те, кто с ними работает. Статистика может быть не такой бездушной и при этом не такой научной, но всё такой же полезной, удивляюсь каждый день!» (Алина Чистякова, студентка 4 курса ОП "Социология и социальная информатика")

Где и кем работать потом?

Сферы применения социальной информатики безграничны. Например, социологи изучают как люди защищают свою приватность в соцсетях с помощью опросов, регрессионного анализа и моделирования структурными уравнениями. Социальная информатика помогает узнать о доверии при взаимодействии людей и искусственного интеллекта, выяснить, какая политика повышает доверие людей к вакцинации и чем различается индивидуальный и коллективный процессы принятия решения.

«Главное, не думать, что если ты получаешь образование социолога, то можно отправлять заявки только на эту должность, большинству работодателей важны навыки и опыт, а не название специальности» (Алёна Оборина, выпускница ОП "Социология и социальная информатика")

Пул приобретаемых навыков позволяет выпускникам программы устраиваться гейм-аналитиками, аналитиками в сфере бизнес-образования, использовать навыки анализа данных в маркетинговых исследованиях, получить приглашение на стажировку в отдел разработки корпоративного поиска “Газпром нефть” и на должность продакт-менеджера или маркетингового аналитика в Яндексе.

«Пригодились, конечно же, навыки анализа данных. Хоть от меня не требуют кодинга или использования каких-то программ помимо Excel, довольно часто гораздо проще, и даже привычнее, проанализировать какую-то базу данных в MySQL или даже в R» (Анна Щербакова, студентка программы, исследователь в маркетинговой компании)

Какие курсы на программе помогут стать студенту специалистом в области социальной информатики?

Information Systems. Курс охватывает теоретические и практические основы работы с количественными данными в социальных науках. Вначале, на первом курсе, студенты начинают с основ взаимодействия с Excel, в дальнейшем изучают логические функции, сводные таблицы и текстовые данные. Значительная часть курса посвящена языку программирования R. На втором году обучения этот курс также познакомит студентов с визуализацией данных с помощью пакетов ggplot2 и tidyverse. работе с базами данных информационных источников и научного цитирования, обучает навыкам картрирования области знаний, а на третьем году в рамках этой дисциплины преподается анализ данных в Python.

Algebra and Analysis. Его цель — познакомить учащихся с языком математики и основными понятиями векторов, матриц, вывода и интегрирования. Это незаменимые инструменты любой области науки, использующей данные.

Data Analysis in Sociology преподается на 2-4 курсах, от самых основ и методов описательной статистики до продвинутых методов анализа данных в R. Курс включает обсуждение культуры данных, управление данными, конструирование выводов и последующее прогнозирование.

Databases. На курсе студенты изучают теорию баз данных, характеристики современного ландшафта СУБД, реляционную алгебру, моделирование отношений сущностей в различных областях, SQL и его диалекты, различные подходы к моделированию данных.

Social Network Analysis. Курс представляет собой базовый курс анализа социальных сетей с особым вниманием к эмпирическим исследованиям, включая внутриорганизационные сети, творческие сети, криминальные сети, сети политической мобилизации и т.д.

Machine Learning. Машинное обучение относится к семейству дисциплин, связанных с анализом реальных данных, основанных на применении математической статистики, анализе данных, распознавании образов, извлечении закономерностей из данных. В этом курсе классические алгоритмы машинного обучения на основе табличных, текстовых данных и изображений рассматриваются с точки зрения применимости моделей для социологического анализа.

Computational Methods for Text Analysis рассматривает базовую статистику слов, различные исследовательские методы, контролируемое и неконтролируемое моделирование текстовых явлений. Студенты изучают методы предварительной обработки и преобразования текстовых данных, а также контролируемых и неконтролируемых методов анализа текста, таких как тематическое моделирование, классификация, семантический анализ.

Information Management рассказывает с теоретической и практической точек зрения об  информационных системах управления (MIS) в инновационной цифровой экономике. Курс содержит примеры и анализ современной практики разработки и внедрения корпоративных информационных систем (EIS) в российских компаниях и за рубежом. Рассматриваются как методы, используемые в процессе анализа данных, так и интеллектуальные, сложные алгоритмы машинного обучения, используемые в современном анализе данных, интеллектуальный анализ данных и машинное обучение с помощью Python.

Все курсы программы можно посмотреть на сайте.

«“Социальная информатика” в названии программы – это не напускной пафос, а реальная возможность уйти в сферу анализа данных, статистики и даже разработки. Уже с первого курса у нас был предмет об информационных системах, в конце которого мы создали настоящую компьютерную игру! При этом стоит уточнить, что в школе я даже не пыталась понять информатику, но в Вышке большинство предметов преподается с самых основ, которые позволяют сначала усвоить фундаментальные понятия, а потом уже с их помощью создать что-то крутое, поэтому я буквально влюбилась в кодинг и аналитику на первом курсе». (Анна Щербакова, студентка программы «Социология и социальная информатика»)

Анна Валентиновна, почему быть социологом с инструментами программирования и анализа данных лучше, чем просто быть программистом?

Прежде всего социолог ставит задачи, исследовательские цели, озвучивает гипотезы. Он выступает дизайнером исследования, разработчиком проекта, аналитиком. Знания социальной информатики и навыки программирования нужны ему для того, чтобы собирать или анализировать данные, создавать новые инструменты для опросов. Программирование расширяет методический арсенал социолога.

Автор

Гладченко Екатерина Андреевна

Младший научный сотрудник Центра молодежных исследований