• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как люди контролируют приватность в соцсетях и при чем здесь цифровая грамотность? Объясняет социолог Ядвига Синявская

В 2022 году Ядвига Эдуардовна Синявская из Лаборатории социальной и когнитивной информатики выпустила статью, посвященную приватности в социальных сетях. Это часть проекта лаборатории о том, как люди выстраивают связи и что им помогает. Поговорили с Ядвигой Эдуардовной о том, какими способами пользователи пытаются защищать личную информацию о себе и что делает эти меры более эффективными.

Как люди контролируют приватность в соцсетях и при чем здесь цифровая грамотность? Объясняет социолог Ядвига Синявская

iStock

Что такое приватность и как она работает в соцсетях

Приватность можно понимать как механизм, который регулирует взаимоотношения людей с окружающей средой — в том числе и с другими людьми. Однако само по себе это понятие очень широкое. 

Приватность подразумевает, что между человеком и его окружением появляются границы. Каждому важно бывать в одиночестве и контролировать доступ других к чему-то личному. Именно это помогает человеку формировать свою личность, чувствовать себя автономным. Однако границы не означают, что человек от всех закрывается. Наоборот, он может выбирать, в каких ситуациях открываться внешнему миру.

В онлайн-среде общение строится по-другому, поэтому и понимание приватности в ней меняется. Любое действие пользователя оставляет цифровые следы — от случайного лайка до запроса в поисковике. А это значит, все его действия становятся доступными для широкого и неопределенного круга лиц. Именно поэтому пользователи негативно реагируют на новости про утечки данных: они боятся, что кто-то использует их данные в корыстных целях.

Что угрожает приватности в соцсетях

Интернет нулевых был в меньшей степени связан с приватностью. Люди объединялись друг с другом по интересам на тематических форумах. При этом со знакомыми из офлайна они там пересекались редко. Ученые предполагали, что такая вовлеченность в онлайн-сообщества отвлекает людей от их реальной жизни и настоящего общения. 

Однако соцсети показали, что общение в интернете не обязательно приводит к утрате привычных социальных связей. Наоборот, оно помогает их поддерживать. По большей части соцсети — это слепок реального мира. Людям интереснее общаться с теми, кого они уже знают, и поэтому они переносят свои контакты в социальные медиа.

Но когда такой слепок с реальной жизни появился, пользователи соцсетей частично утратили контроль над данными и стали уязвимее. Речь идет не только о том, что бренды могут использовать личную информацию в своих целях, но и о социальных последствиях. Пользователи могут стать жертвами кражи личности, сталкинга или травли, и из-за этого пострадает их ментальное здоровье. При этом проблемы с приватностью — не самые редкие: 19 % моих респондентов сталкивались с кражей личности,  а 10 % — с утечкой личной информации.

Дополнительные ограничения добавляет то, что пользователи добавляют в друзья людей из разных социальных групп. Они не могут рассказать родителям или работодателям то, чем делятся с друзьями. Соответственно, у них пропадает возможность рассказывать о жизни так, чтобы соответствовать ожиданиям каждой из этих групп. Им приходится себя ограничивать.

Как люди защищают свою приватность в соцсетях

Хотя сохранять приватность в интернете стало сложнее, это все еще возможно. Некоторые заводят фейковые страницы или выдумывают какие-то истории о себе, чтобы их было сложнее идентифицировать. Некоторые создают закрытые страницы для узкого круга друзей и пишут там, что хотят. А некоторые сообщают о себе только ту информацию, которая максимально приемлема для всех социальных групп.

Сами соцсети тоже подхватили тренд на приватность. Например, во «ВКонтакте» раньше можно было закрывать альбомы от некоторых групп пользователей, но сейчас там его функции позволяют закрыть страницы полностью и делать посты для ограниченного круга пользователей.

Однако проблема с настройками приватности в том, что требует значительных инвестиций. Нужно понять, что, как и от кого хочется спрятать, а люди в целом не очень любят напрягаться. Люди начинают относиться к приватности в интернете с безразличием или даже цинизмом: зачем защищаться, если в полной мере это сделать не получится? В чем-то эта история схожа с профилактикой от COVID-19: людям сложно соблюдать защитные меры на регулярной основе, в какой-то момент им захочется расслабиться.

Что мотивирует людей защищать свои данные

В своей статье за 2022 год мне хотелось изучить, какие факторы влияют на приватное поведение. Исследование строилось вокруг жителей Вологды, которые зарегистрированы во «ВКонтакте». Они узнавали об исследовании через рекламное объявление, а дальше все желающие заполняли анкету на 44 вопроса о приватности в соцсетях. До конца прошли опрос 375 человек. Я изучила факторы, которые влияют на приватность, с помощью регрессионного анализа и моделирования структурными уравнениями.

Я предположила, что если пользователи столкнулись с негативным опытом — например, взломом аккаунта  или кражей личности, они будут стараться защищать себя. Такой эффект действительно есть, но он незначительный. То есть нельзя утверждать, что негативный опыт важен для людей, когда они принимают решение защитить свой профиль в соцсетях.

Еще одна гипотеза касалась беспокойства о вопросах приватности в целом: что более осведомленные о приватности больше волнуются насчет персональных данных. Но и здесь связь оказалась незначительной.

Зато оказалось, что на стремление защищать свои данные влияет то, насколько давно пользователь зарегистрирован в соцсети. То есть цифровая грамотность оказалась важнее, чем негативный опыт или тревога.

Как продолжится исследование приватности

Статья о влиянии негативного опыта и цифровой грамотности на приватность в соцсетях — только часть большого проекта Лаборатории социальной и когнитивной информатики. Для него мы еще построили сеть контактов и посмотрели, как связаны между собой опрошенные жители Вологды. По расположению человека в этой сети было видно, кто может узнавать что-то новое и необычное от разных социальных групп, а кто больше включен в собственную. Это хорошо соотносится с теорией сильных и слабых связей.

Сейчас я планирую дописать диссертацию о том, как приватное поведение связано с социальными благами. Можно ожидать, что социальные сети помогают поддерживать оставаться на связи со знакомыми или друзьями друзей. В будущем это может помогать человеку обрастать новыми знакомствами и искать работу. Но если закрываться от таких шапочных знакомых, есть риск потерять какие-то возможности. Вот это я и хочу проверить.