• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Миша Улицкий, выпускник программы "Социология" 2017 года, маркетинговый аналитик в "Яндексе": "Запарился тогда с подготовкой и до сих пор горжусь собой"

Факты о Мише:

— Как получилось, что вас взяли в маркетинг?

— Сразу на собеседовании сказал, что знаю не всё. Брали с условием, что нужно в целом шарить, а маркетингу научат. Специального обучения не было, всё - в процессе работы. Погружение в плане требований и уровня задач было постепенное - но в итоге “кинулся в реку и выплыл”. Но знания хорошо бы иметь.

— Есть такие работы, где ты сам по себе, а есть - в команде. Как у вас это устроено?

— У нас всё очень сильно построено на общении: если ты не общаешься, то ничего и не добьешься. Руководители очень сильно пушат, чтобы была синергия между людьми. Всё сильно завязано на то, чтобы понимать, что происходит на сервисе; аналитик должен не просто решать спускаемые задачи, а следить за всеми состояниями на сервисе. Нужно его продвигать, ведь аналитик - центр всех знаний, какие-то вещи видит только он (вместе с продуктовым менеджером), задаёт фронт работ. Для этого ходят на все ключевые менеджерские встречи: если что-то планируется, нужно участвовать в обсуждении, задавать вопросы: предлагают что-то сделать, а ты помнишь, что был такой эксперимент и это удалось, а это - нет. Важно контролировать целесообразность изменений и экспериментов: если мы что-то делаем – зачем? почему? чего мы хотим добиться, что именно улучшить?

Моя роль сейчас - маркетинг медиасервисов: кинопоиск, музыка, афиша, - у них различаются бизнес-модели и бизнес-задачи.

Как переживали ситуацию в сентябре-октябре, когда однокурсники поступили, а вы ожидали собеседования?

— Не был до конца уверен, чем буду заниматься, но летом были проектные работы: нашел подработку через знакомых знакомых, был ещё проект с К.А. Маслинским. К осени проекты закончились, активно искал работу: просматривал буквально сотни вакансий. Все в это время пошли в магистратуру, рассказывали, что у них происходит.

— Что тогда помогало?

— Мы встречались пару раз очень тепло после выпуска летом. Запомнил, что в электричке на дачу выполнял тестовое. Обсуждал с ребятами: интересная вакансия, можно попробовать. Тут ещё такой вопрос, что найм в "Яндекс" идет с перерывами, это может длиться месяцами. И надежда на следующий этап поддерживала: все учатся, а у меня - собеседование. То, что ты веришь, что дальше получится, помогает.

— А что за этапы?

— Ну, первое - тестовое задание. Задачка на рассчитать вероятность. Было еще про А/В тесты, рассчитать, сколько нужно проводить тест, чтобы он был значим, с учетом посещаемости сайта и т.д. Было еще в формате открытого ответа, на порассуждать и объяснить. И еще написать код минимально. Ждал ответа почти месяц.

— Что-то доучивали между этапами?

— Ну да, заполнял своё время тем, что проходил курсы. Есть очень крутой курс от "Биоинформатики" на Степике по статистике, там всё очень классно. На Курсере копошился. Но это не пригодилось, по большому счёту, потому что на собеседованиях было другое. Дальше было скайп-собеседование: там были аналитик и будущий руководитель. Вопросы были на соображалку: рассчитать площадь равнобедренного треугольника со стороной 1, например, - все задания на то, как рассуждаешь или как справляешься с неожиданными заданиями, как аргументируешь свою позицию.

— Это второй этап.

— Да. А потом - поездка в Москву, это в октябре. Рассчитывал, что будут стресс-сессии, шесть часов собеседования...  Приехал с конспектом по статистике, перелистывал его в метро. Сразу с поезда пришел. Сначала говорил с руководителем маркетинга: "Больше нравится работать с таблицами или с людьми?" (Я там объяснял по-всякому, но, зная Яндекс, нужно, конечно, с людьми работать на моей позиции, это важная часть работы.) Потом ещё собеседование с аналитиком из сервиса - там были вопросы, например: вот, у нас есть такая задача, мы сделали вот это. Как оценить эффективность?

Мне пригодилась тогда какая-то общая эрудированность. У меня абсолютно случайные интересы привели к чему-то позитивному. Читал на vc.ru про разные маркетинговые кейсы, читал их из интереса - и пригодилось. Еще задавали вопросы на понимание работы интернета, про куки: это важно для аналитика, это же сервисы онлайн.

Я почему-то ждал, что сразу будет видна реакция: прошел или нет. Почему-то решил, что не прошел, очень расстроился. И вот я в 12 дня выхожу из офиса: не знал, что делать. Шлялся по Москве. Теперь понимаю, что кандидатов много и для собеседователей это превращается в рутину. Не надо поспешно решать, что "шеф, все пропало" или "я точно-точно прошел".

А потом еще две недели ждал фидбэка - вот это было самым мучительным. Уже вложил в это много, и было бы очень обидно на этом этапе отвалиться: весь сентябрь-октябрь потратил. Я вообще запарился тогда с подготовкой и до сих пор горжусь собой.

Потом мне звонят: мы делаем вам оффер. Обсудили вопросы релокации, она оплачивается. Было классно. Я переехал с котом. Но я целый день на работе - он целый день дома, так что кот поехал обратно. Он сейчас в деревне на отдыхе, сейчас фото покажу.

Дайджест

  • Между людьми в команде должна быть синергия.
  • То, что ты веришь, что дальше получится, помогает.
  • Задания при собеседовании, кроме задач, - на то, как рассуждаешь или как справляешься с неожиданными заданиями, как аргументируешь свою позицию.
  • Не надо после собеседования поспешно решать, что "шеф, все пропало" или "я точно-точно прошел".
  • Общая эрудированность и интересы помогают в профессии.


Материал готовили Анна Широканова и Анастасия Кузнецова; профессиональная лексика героев сохранена