• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Две страны и бесценный опыт за год: Кирилл Шамиев о годе после выпуска

Год назад Кирилл Шамиев выпустился из нашего бакалавриата по политологии, сегодня он в Астане, Казахстан, и проходит стажировку в UNICEF - программе ООН, осуществляющей помощь детям и матерям по всему миру. Мы расспросили Кирилла о том, что с ним приключилось за последний год, потому что ему есть что рассказать.

Знали ли Вы наверняка, чем будете заниматься дальше, когда получали на сцене БКЗ "Октябрьский" диплом бакалавра прошлым летом?

О да, конечно, знал. Во-первых, мне нужно было закончить сборы военной кафедры, что было само по себе увлекательным приключением. Во-вторых, я знал, что в конце августа мне нужно будет лететь в Венгрию, чтобы продолжить обучение в магистратуре Центрально-европейского университета в Будапеште.

Как прошло Ваше лето после выпуска?

Это забавно, но я помню только сборы военной кафедры, а потом быстрые три с половиной недели каких-то сборов, встреч с друзьями, поездок с родственниками. В общем, всё пролетело в один миг. Кстати, по опыту рекомендую всем, чья жизнь после выпуска будет связана с какими-то кардинальными изменениями, планировать лето уже в мае. Иначе будете, как я, переживать, что ничего не успеете. Тем более, у вас обязательно будут какие-нибудь трудности, связанные с деятельностью других организаций и людей: то родственники захотят увидеть, то в посольство нужно будет лишний раз съездить и т.п.

Каково это — учиться в магистратуре за рубежом? И почему только один год, а не два, как на магистерских программах в России?

Если вы хотите получить наиболее объективное и комплексное мнение об учёбе за рубежом, рекомендую прочитать наш паблик Educational Emigration. Там не только мои мнения, но и других ребят тоже.

Мне было тяжело, нервно и трудозатратно. Весь первый семестр с сентября по декабрь я учился так, как на первом курсе Вышки — вставал в 7 утра, засыпал в два часа ночи после выполнения всех заданий. Более того, ужасно мотивировала среда — у меня был колоссально мотивированный класс, ребята были, в целом, старше меня, многие с опытом работы на свои национальные правительства, международные организации (например, у меня были однокурсники, работавшие в составе гуманитарной миссии в Сирии, Палестине и Африке), а также с уже законченными магистратурами. Конечно же, все они учились активно и старательно — чтобы не отставать от них, мне приходилось много работать.

Хотя у меня была и одногодичная программа, то по количеству ECTS-кредитов она была как 75% двухгодичной. Одногодичная программа позволяет не сильно оторваться от рынка труда, но получить в сжатые сроки колоссальное количество информации. Я думаю, она всё-таки рассчитана на тех, у кого уже был backgroundв социальных науках, либо хотя бы опыт работы в сфере public and international administration and policy-making.

Чем обучение в Будапеште было похоже на учебе в нашем бакалавриате? Что было совсем иначе?

Приятно было почувствовать, что, в целом, обучение напоминает Вышку. Атмосфера в университете тоже было свободной, но также честной и требовательной. Студентов отчисляли за неуспеваемость, а также за плагиат (к счастью, последних было всего несколько). Так что, если вы выпускник Вышки, вам повезло — вы умеете писать, вы знаете английский язык, вы понимаете, что такое академическая этика  — вам будет проще, чем другим студентам.

Из отличий — в Будапеште не было разделения на семинары и лекции, каждое занятие было дискуссионным, на каждое занятие надо было читать, очень часто были тесты по прочитанной литературе. Также у нас практически не было экзаменов, вместо них мы сдавали финальные работы. Это что-то вроде мини-курсовых на 2000-5000 слов с теорией и эмпирикой на выбранную, либо заданную тему в рамках курса. Написать хороший текст было сложно, всё-таки все работы надо было сдать в среднем в течение 1-2 недель.

Знали ли Вы наверняка, чем будете заниматься дальше, когда получали диплом магистра этим летом?

Да, я знал, что у меня будет стажировка в Казахстане, а также продолжение учебы на PhD-программе в Будапеште (зарубежная аспирантура —  примеч. редактора). Второй год я без нормального отпуска :) Хотя до объявления результатов отбора в аспирантуре я очень сильно переживал — искал вакансии, а также другие программы PhD, куда можно было поздно податься.

Каково это — стажироваться в UNICEF, да еще и в другой стране?

Очень хорошо. UNICEF — отличная организация, реально помогающая людям, защищающая права детей и матерей, включая право на жизнь. За этими принципами, хорошо описанными в Конвенции о правах ребенка/правах человека, а также многочисленных международных договорах, стоят реальные программы, снижающие детскую (до 5 лет) и младенческую (до 1 года) смертность, количество суицидов среди подростков, улучшающие качество воспитания, образования детей и многое другое. UNICEF — одна из самых эффективных организаций ООН. Всё-таки приоритет благополучия детей признается всеми политическими режимами, религиями, этносами и политическими силами.

Я тут полноценно работаю по заранее согласованному со штаб-квартирой в Нью-Йорке ToR (Terms of Reference). Было приятно почувствовать, что в работе я применяю многочисленные навыки, полученные в учёбе, но самое главное — у меня есть понимание того, что и как надо делать.
Астана — хороший город, новая столица Казахстана. Мне тут приятно находиться, местные жители очень оптимистичные, шутливые и дружелюбные. Когда узнают, откуда я, обязательно расспросят, как мне Астана, порекомендуют что-либо. Ещё приятно осознавать, что наши страны активно сотрудничают друг с другом.

Постарайтесь вспомнить себя в момент поступления в бакалавриат. Что бы Вы себе тогда посоветовали, знай Вы, где Вы окажетесь через пять лет?

Я не думаю, что корректно сравнивать меня в начале бакалавриата и меня сейчас, потому что в 2013 году я жил в кардинально другом мире и стране, как мне кажется. У меня был приоритет моего дальнейшего развития в России, я хотел принимать участие в развитии моей страны. Однако ситуация поменялась, и мне отчасти пришлось переориентироваться на заграницу, международное развитие и аналитическо-академическую работу. Конечно, я бы с удовольствием хотел, например, работать в UNICEF-Россия, но российский офис был закрыт в 2012 году.
Однако я не теряю связь с Россией и моими коллегами, друзьями и просто хорошими людьми на Родине. В эпоху интернета и самолётов я могу быть на связи буквально моментально, поэтому стараюсь поддерживать контакты, участвовать в каких-то проектах, помогать, когда это требуется.

А что бы Вы посоветовали нашим нынешним абитуриентам?

Однажды один из ведущих современных (полит)экономистов Дани Родрик, выступая в ЦЕУ, сказал, что он рекомендует студентам быть flexibleи уметь понимать разные точки зрения, концепции, парадигмы и теории. Я согласен с ним, поэтому, во-первых, рекомендую быть открытыми новым идеям, рефлексировать, освобождаться от навязанных идеалов, норм, взглядов и понятий. Как политологи, пытайтесь понять любой общественный процесс с точки зрения отношений по поводу власти, влияния государства и политики на людей.

Пробуйте понять политику, государство и общество сами — общайтесь с разными людьми, принимайте участие в максимальном количестве университетских, государственных и международных проектов на общественно-политические темы.

Я со второго курса занимаюсь политикой безопасности, в частности — военной политикой. Поэтому, например, будучи в воинской части на сборах я не терял времени и дополнительно общался с офицерами и солдатами, пытаясь изнутри понять, как функционируют армия, армейские отношения, какие есть проблемы и как их решить. Когда я однажды пришёл в полицию, я вспоминал занятия с А.А. Вандышевой, заранее понимая интересы полицейский, институциональные ограничения и способы их преодоления для достижения моей личной цели — принятия заявления. Мне кажется, это очень полезно и позволяет адекватно применять теории к практике и делать обоснованные заключения, в том числе, в прикладной работе.

Также я рекомендую четко следовать всем требованиям по учёбе. Старайтесь реально отлично учиться, самостоятельно читать все тексты, активно участвовать в дискуссиях. Знайте, что кроме вас есть десятки тысяч таких же будущих политологов. Ориентируетесь на конкуренцию за границей, а не в России. Да, в России Вышка — один из лучших университетов, и лучший по политологии, но мыслите шире: и в Европе, и в США огромное количество отличных университетов. Когда вы будете думать, что вам сложно, представляйте, что есть студенты Чикагского университета, Кембриджа и Стэнфорда, которые страдают так же, как и вы. Поэтому не сдавайтесь :)

Вообще советов может быть ещё больше, но тогда мой ответ займёт несколько страниц :)

 

Мы благодарим Кирилла за интервью и желаем ему успехов в его дальнейшем личностном и карьерном развитии. Напомним, что Кирилл был первым выпускником нашей программы, поступившим на программу Public policy в Центрально-европейский университет в Будапеште (до этого наши выпускники поступали в ЦЕУ только на программы по политологии). Прочитать подробнее об историях наших выпускников в Венгрии можно здесь.

Также о наших выпускниках можно прочитать в разделе "Выпускники" на странице программы .