• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Есть ли жизнь после диплома: записки четвертого курса

Чуть менее четырех лет назад они получили свои студенческие и пришли на первые пары. Начали постигать тайны электорального авторитаризма и исследовательского дизайна, пытаться себя во внеучебной деятельности, формировать научные интересы и, конечно, заводить новые знакомства, некоторые из которых останутся с ними на всю жизнь. Университетские годы в бакалавриате практически подошли к концу. «Вольная редакция» поговорила с четверокурсниками о том, какие эмоции они испытывают в этот непростой период, и выяснила, как пережить написание диплома с минимальными издержками.

Какие эмоции вы испытали на первом курсе: от поступления в Вышку, окружающих вас людей и преподавателей? Получилось ли реализовать себя за эти четыре года?
 
Гадир Мамедов: Так как я узнал о существовании Высшей Школы Экономики, когда случайно зашел в университет подавать документы, то особых ожиданий у меня не было. Помню, что политологи немного расстроились, когда нам пришлось первые полгода учиться на Промышленной, 14 – в небольшом узком коридоре в здании завода. Сейчас новых студентов только пугают теми временами, но атмосфера была прекрасной.

Как школьник я ожидал «школу с учителями». Чего я совершенно не ожидал, так это увидеть энергичных преподавателей, которые обращались к нам как к коллегам. Помню первый день знакомства со всеми. Нас по очереди поднимали, и каждый говорил, почему он сюда поступил. Все были из разных городов и регионов, но схожи в одном. Мы все не поступили куда-то. Кто-то на «международку», кто на юрфак, а кто-то на экономический.
 
Смог ли я реализовать себя? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. При поступлении я и не знал про свои способности. В этом смысле университет подарил или выявил какие-то навыки, о которых я сам не подозревал. Мне кажется, реализовать эти способности полностью никогда и не получится, потому что всегда есть, куда расти.
 
Арина Солодкова: Вначале я не верила, что это происходит со мной. Ведь я окончила простую среднюю школу с тройкой в аттестате, а среди моих однокурсников в Вышке были золотые медалисты, выпускники лицеев и гимназий, победители всероссийских олимпиад. И я среди них. По идее, у меня не было шансов усвоить всю программу Вышки, так как уже на старте мне не хватало базовых знаний. Но мой пример доказывает, что неважно, из какой ты школы и что имеешь за плечами, — если захотеть, можно получить от университета все и даже больше. Вышка – это не место для самобичевания. Нужно учиться и брать от нее все.
 
Тем не менее, все способности реализовать не удалось: не стоит распыляться на первых курсах и пробовать себя во всем. Опыт показал, что стоит развиваться в том, в чем ты уже хорош. Я, к примеру, пела со 2-го класса школы, писала музыку, но в Вышке ушла в другое направление. В итоге, к 4-му курсу поняла, что хочу наверстать упущенное, и как только появилось свободное время в момент написания диплома (а оно было!), я начала усиленно работать над тем, о чем мечтала.
 
Вместо того, чтобы как все бросаться на 1-м и 2-м курсах в организацию мероприятий, следует пользоваться уже имеющимся багажом способностей. Он, как правило, самый полезный.
 
Владислав Костин: Я достаточно хорошо помню свой первый курс, однако, он был настолько насыщенным, что тяжело воспроизвести все детали. Несмотря на не самый завидный корпус (Промышленная, 14а), эмоции были очень яркими и светлыми. Каждый поход в университет был похож на приключение: хотелось познакомиться со всеми студентами вокруг и показать себя умным перед преподавателями. Наверное, на первом курсе было больше десятка новых знакомств каждую неделю.
 
Естественно, я не успел добиться высоких результатов в каждой сфере за эти 4 года, однако попробовал многое: КВН, кураторство, конференции, летние школы… Один раз был первым в рейтинге и даже публиковался!
 
Оксана Прокопова: Честно сказать, при поступлении о питерском кампусе я знала совсем мало, в то время как о московской Вышке слышала много крутых отзывов. В 18 лет я еще не понимала, чего именно хочу, а мое поступление на политологию было интуитивным — я тогда просто не знала, чего ожидать. Что меня особенно порадовало – это преподаватели и та атмосфера, которой нет во многих других университетах (сужу по рассказам друзей). Проблемы и несогласия есть повсюду, но если таковые возникали, у нас их всегда старались решить. За 4 года я ни разу не услышала от одногруппников, что они не могут повлиять на происходящее, хотя десятки раз слышала подобное от друзей и знакомых из других университетов.
 
Я не из активных ребят в плане внеучебной деятельности. Была волонтером, некоторое время сотрудничала с редакцией, но мои основные внеучебные интересы лежат за пределами университета. В Вышке есть много студенческих организаций, но у меня с ними не сложилось. Это не плохо, просто я нашла себя в другой деятельности, и она отнимает много свободного времени.
 
Никита Словогородский: На первом курсе я был зелёным, как кустик. Неопытным, как нерадивый ученик из шаблонных фильмов про восточные единоборства. Зато какой я сейчас! Делаю таблички на миллион строк и переменных за сутки, поднимаю качественные методы за световой день. Впечатления от людей были хорошими: я сразу нашёл прекрасных ребят, с которыми мы до сих пор вместе. Преподаватели тоже всегда были моей большой любовью, а с некоторыми я очень хочу когда-нибудь сходить в бар. В общем, крутая дружелюбная атмосфера: от одногруппников до сотрудников учебного офиса! Кстати, отдельно спасибо хочу сказать нашему учебному офису – это замечательные люди!
 
Каждый год я менялся в самую лучшую сторону: находил много хороших людей и смог достичь уровня «Ок, я сделаю эту невероятную кучу работы уже завтра».
 
Анна Петросянц: На первом курсе я много училась, не тусила и была очень прилежной. Все это по причине того, что я не поступила на бюджет, куда очень хотела перевестись, и это желание не давало мне покоя. Вообще, первый курс прошел для меня одинаково тяжело и легко, радостно и грустно, тревожно и спокойно. Это прекрасные чувства. Однако я почти не помню себя и свои эмоции от поступления. Все было для меня сплошным кошмаром, потемками. Я была сильно расстроена тем, что очень плохо сдала ЕГЭ и все планы о поступлении были разрушены. Кажется, все было грустно, но уже после первой сессии я поняла, что у меня началась крутая жизнь.
 
Что касается реализации возможностей, мне кажется, нет ничего конечного и завершенного. Везде можно ставить многоточие. Реализовать все способности за 4 года— это как стать Дамблдором. Невозможно. За 4 года я лишь поняла, что у меня и способностей, и возможностей стало в разы больше и нет предела для самореализации и совершенства.
 
Арсений Батуев: Помню 1 курс, как будто это было вчера. Представьте кучку неуверенных в своем выборе свежеиспеченных студентов, большинство из которых попали в комнату по воле случая (но не случайно). И группу поменьше из преподавателей, в глазах которых отражается любовь к тому, чем они занимаются. Таково мое первое впечатление.
 
Думаю, за эти 4 года я смог реализовать намного больше, чем изначально планировал. Не помню точный источник фразы, идея которой мне близка: хороший преподаватель – не просто тот, кто сможет дать нужные знания, но тот, кто сможет заинтересовать в своем предмете, в своем деле. На политологии в Вышке именно такие преподаватели.

Другой важный момент – я заметил, что умение и желание заинтересовать есть и у студентов. Мои однокурсники и однокурсницы, впоследствии ставшие друзьями, подталкивали меня пробовать разные идеи и направления, которые я без их напутствий не узнал бы и не полюбил. В результате получается хорошо работающая экосистема обмена знаниями и интересами. Это отличная реализация идей, которые, как мне кажется, заложены в основе программы и Вышки.
 
Какими были ожидания от Политологии на 1 курсе, и совпали ли они с реальностью?
 
Гадир: Мне казалось, что Политология ­­- это супертеоретическое направление, а мое обучение не выйдет за рамки чтения Платона и углубленного курса обществознания. Но каким было мое удивление, когда оказалось, что политология – это еще и математика, статистика и куча других страшных для гуманитария слов. То, что я понимаю под политологией сейчас, и то, что понимал тогда, — это два абсолютно разных представления о предмете.
 
Конечно, это не значит, что я теперь понимаю квантовую физику и умею решать сложные математические уравнения. Но умение мыслить логически и понимать статистические связи стало заметно выше, чем до поступления. Реальность такова, что политология – это всеобъемлющая, вездесущая, везде-нос-сующая наука. В этом одновременно ее прелесть и беда. Она настолько универсальна, что в ней каждый найдет свое место, даже любитель гороскопов или прогноза погоды. Но от этого появляется ощущение того, что занимаешься всем и ничем. Поэтому самое сложное в политологии, как мне кажется, – это найти свое место в ней и доказать его важность.
 
Но даже если отойти от научного взгляда, политология позволяет посмотреть на мир комплексно и систематически, одновременно глазами и юриста, и экономиста. Такая способность позволяет понять корень многих зол, а также людей с другими взглядами, что жизненно необходимо в этом противоречивом мире.
 
Арина: Ожидания от учебы оправдались, хотя были сомнения, и большие. Но к концу 4-го курса картинка сложилась. Как к этому прийти? Больше практики! Начиная с 3-го курса стоит работать, подрабатывать, писать прикладные дипломы на любимую тему - общаться с экспертами, погружаться в поле исследования. Если этого не делать, то не будешь ощущать политологию: все будет где-то в облаке, в теории.

Из-за этого у многих студентов проблема - они не понимают, для чего учат все это. А нужно четко понимать и связывать себя с определенной профессией - журналиста, полит-технолога и т.п. Тогда учиться будет интереснее, даже если вы решите уйти в другую область (например, решите заняться продвижением бизнеса в соц. сетях): вам будет проще увидеть, какие предметы нужны, чем помогают курсы на английском языке и т.п. Нужно хоть как-то связывать учебу с работой, изучать поле профессии, создавать себе имя.
 
Владислав: На первом курсе я думал, что мы будем постоянно обсуждать политику, как это делают по телевизору. Однако, к счастью, в универе никто этим не занимался.
 
Никита: У меня никогда не было ожиданий от чего-либо в жизни. Если что-то хотелось взять, то я подходил и брал, как завещал нам один казахский музыкант. От Вышки я взял очень много и понял, что могу всё. Разве что-то может пойти не так, когда ты под конец четвёртого курса настолько вдохновлён своей работой, что можешь не спать два дня к ряду, лишь бы её выполнить?
 
Анна: У меня не было ожиданий, буду честной. Я ни о чем не думала на первом курсе. Просто получала удовольствие от новой жизни. Как бы банально и пафосно ни звучало, но я жила и, кажется, еще живу моментом.
 
Арсений: Реальность намного превысила мои ожидания. Не уверен, что послужило причиной: низкие ожидания на старте или все те неожиданные и непредвиденные моменты и перевороты, которые сказались на финише. В любом случае, такой разрыв можно смело трактовать как успех программы в моих глазах.
 
Честно сказать, весь 1 и 2 курс я жалел о том, что пошел на политологию, а не экономику, когда у меня был такой шанс. К середине 3 курса мне все еще нравилась экономика, но я начал относиться к политологии как к реальности альтернативной, но не негативной. С середины третьего курса я начал понимать, что сделал возможно авантюрный, но верный выбор. Сейчас мне все еще нравится экономика, и я готов дальше двигаться именно в этом направлении, но нисколько не жалею о том, что попал на политологию.
 
Поговорим о наболевшем: поделитесь лайфхаками, как написать диплом, сдать госы и не впасть в уныние от объема работы?
 
Гадир: Самое чудесное в дипломе – это то, что он напишется в любом случае. Дедлайн творит чудеса. И если вопрос касается только того, чтобы сдать что-то и в определенное время, то можно не заморачиваться. А если вы хотите написать диплом-диплом, который вам интересен, то вы и нужного научного руководителя найдете, и начнете раньше. И тут у каждого уже свои способы. Но скорее всего, загруженность маленькими эссе и семинарами не даст вам сделать это раньше.
 
Как оказалось, госы – это не страшно. Страшно, что нас не учат сдавать экзамены устно. Но я даже не знаю, хорошо это или плохо. Лайфхак: начните раньше и взаимодействуйте с однокурсниками. Кооперация всегда выигрышнее. Госы – это как нарды. Если вы профессионал, то выиграете, а если не очень, – то надейтесь на себя и удачу.
 
Арина: Главное – это помнить, что нет какой-то критической даты начала написания диплома. Начали в декабре - молодцы, в марте - все отлично, не парьтесь, в начале мая и сдача через две недели - все хорошо, просто делайте то, что должны. Как студент я знакома с примерами третьего варианта, когда у таких ребят получался хороший результат. Должна быть осознанность, и лучше всего писать очень прикладную работу о том, что происходит здесь и сейчас.
 
Моя тема связана с регулированием в интернете, где стоит острая социальная проблема блокировки сайтов и ресурсов, в том числе «Телеграма». Я провела экспертные интервью с теми, кто непосредственно являются участниками этих процесс и защищает права владельцев ресурсов: проблема на ладони, легко войти в поле и получить информацию, тема актуальная. Все, вот и весь секрет. И еще: я часто представляла, как защищаю диплом. Постоянно спрашивала себя: какие выводы? В чем здесь политология? И отвечала на эти вопросы не без помощи научного руководителя.
 
Кстати, помощью стоит пользоваться. И не только научного руководителя: можно обратиться к любому преподавателю Вышки, причем не только питерской. Например, консультантом моей работы был преподаватель из Московской ВШЭ. Чем больше людей увидят вашу работу, тем лучше вы ее скорректируете и доведете до ума, как говорят. Исследовательское сообщество открыто для таких взаимодействий, и надо этим пользоваться.
 
Владислав: У меня всего два лайфхака: коммуникация с коллегами и внутренняя логика исследования. Во-первых, нужно дать понять научному руководителю, рецензенту и будущим членам комиссии, что вы такой же адекватный человек, которому интересно исследовать свою тему. Однако в то же время обозначить, что вы всего лишь двадцатилетний бакалавр, а не нобелевский лауреат по экономике.
 
Во-вторых, нужно сделать исследование без логических ошибок, т.к самое главное в работе – это соответствие процесса работы ее заявленному плану. И еще: обязательно скажите о недостатках своей работы первым, ведь лучшая защита – это нападение.
 
Оксана: ВКР и ГИА – самое неприятное для меня на 4 курсе и вообще за все время обучения. При написании диплома все попытки самоорганизоваться и применить уловки тайм-менеджмента не работали. Ты просто настолько перегружен учебой, работой и практикой под конец года, что не хочешь делать ничего. Все откладывается на последний момент.
 
Так вот. Во-первых, не делайте так. Вам все равно придется смириться и написать его, поэтому лучше начать и закончить раньше. Во-вторых, вспомните, ради чего вы занимаетесь этой темой. Мое дальнейшее образование будет тесно связано с тем, чем я занимаюсь сейчас, и своей темой я «горела». В моменты сильной усталости помогало осознание, что все делается не зря и принесет в скором будущем свои результаты. И да, без мотивационных «пинков» от друзей тоже не обходилось. Никто не поймет вас лучше, чем такой же студент, как и вы.
 
Никита: Как написать диплом (go hard edition):
 
1. Выбрать тему, которая нравится;
2. Структурировать работу;
4. Потеряться в дедлайнах;
5. Не заметить, что в этом списке нет пункта «3»;
6. Понять, что если не начнёшь сейчас, то всё будет ужасно;
7. Писать, пока не отвалятся руки;
8. Дело сделано!

При госах повторить, только времени ещё меньше…
 
Анна: Я хотела рассказать о том, что нужно распределять свое время, писать диплом по частям. Но меня учили не врать, поэтому я так не сделаю.

У меня нет лайфхака. Скажу лишь одно: на этапе выбора темы задумайтесь всерьез о том, действительно ли она представляет для вас интерес. Если да, то сроки написания становятся не так важны. Все идет легче. Хотя бы потому, что вам нравится то, над чем вы работаете. Диплом пишется с нервами, но пишется.

Что касается ГИА, я рада за тех, кому не придется сдавать госы. В этом изнурительном процессе нет ничего логичного и полезного: нет ничего, кроме того, что он подрывает эмоциональное состояние. Однако, если случится так, что кому-то сдавать госы все-таки придется, то намного приятнее и спокойнее к ним готовиться, когда рядом сидит такой же несчастный, как и ты, и вы учите вместе.
 
Арсений: Мне нравятся марафоны. Люблю полностью погружаться в процесс, не отвлекаясь на любые другие дела (даже на поесть). Не люблю растягивать написание/подготовку, чтобы не терять поток мыслей и не искать спустя время их начало и конец. Так у меня складывается целостная картинка того, что я получаю и что еще должен получить при написании работы, или механизм работы моделей и процессов при подготовке к экзамену. Но если посмотреть на это с другой стороны, то весь шарм спадает, и это больше похоже на процесс подготовки ленивого студента, который все делает в последний момент.
 
Так что дам 3 банальных совета по подготовке к госам. Старайтесь не учить, а понимать (хотя отдельные члены комиссии очень любят спрашивать имена различных ученых). Как сказал один мой друг, знайте свои сильные стороны и варианты выхода на них через любой билет. И, наконец, не выбрасывайте и не удаляйте свои записи, заметки и домашние работы (например, по МО): это кажется очевидным, но изредка появляющееся желание почистить рабочий стол и корзину меня очень подвело.
 
Самочувствие на финишной прямой бакалавриата в одном предложении?
 
Гадир: Надо выспаться и идти дальше.
 
Арина: Мысленно я уже поступаю в магистратуру в Москве.
 
Владислав: Чувствую, что нужно сделать еще очень многое в ближайшее время, но страха перед будущим совсем нет.
 
Оксана: Уже совсем скоро моё обучение закончится, и я буду скучать. Знаю, что многих раздражает любовь студентов ВШЭ к своему университету, но мой опыт показал, что его есть, за что любить.
 
Никита: Хочу спать.
 
Анна: Я, кажется, без пяти минут политолог, без пяти минут счастлива и без пяти минут грущу оттого, что студенческая жизнь в бакалавриате завершается. Такой, знаете ли, неконсолидированный режим чувств. (9 билет, блок Сравнительная политология)
 
Арсений: У меня есть два противоречивых чувства, поэтому позволю себе 2 предложения (3 вместе с этим). С одной стороны, чувствую удовлетворенность и логичное окончание своей бакалаврской жизни. С другой, – неопределенность, но твердое желание двигаться вперед (экономика ждет).

Текст подготовила Малахова Полина
студентка 3 курса ОП «Политология и мировая политика»
член «Вольной редакции» портала
 
Фото: личные архивы героев