• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социологическое выступление политологов: опыт участия в The International Student Research Conference

 

Иногда обычный проект, выполненный в рамках какой-либо дисциплины, превращается в интересную исследовательскую работу, достойную презентации на большой научной конференции. Студентки второго курса ОП «Политология» – Анастасия Акимкина, Екатерина Гузиева, Полина Малахова, Николь Фукс и Снежана Юрьева – решили показать, как это работает, на собственном примере. И вот что из этого получилось.

Начать стоит с того, что конференция, состоявшаяся в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург 2-3 февраля, – это действительно масштабное событие. Участниками конференции стали студенты из самых разных городов России – от Петербурга, что естественно, до Новосибирска. Кроме того, свои исследования представили спикеры из Беларуси, Германии, Дании, Норвегии, Украины, Финляндии и Эстонии.

Формат конференции в этом году удивил участников своей необычностью. Часть докладов была представлена в классическом виде – презентации докладчиков и серия вопросов от аудитории после завершения выступления. Оставшиеся участники также представляли свои исследования, но в «постерном формате», то есть вкратце рассказывали о работе, приглашая ознакомиться с ней подробнее во время постерной сессии. Это позволило не только поделиться информацией и результатами в необычном формате, но и выслушать подробную «обратную связь» от коллег-исследователей, что называется, тет-а-тет.

Студенткам второго курса ОП «Политология» удалось провести хорошее исследование на тему «Восприятие буллинга учащимися 8-9 класса Санкт-Петербургских школ (на базе 2 школ Санкт-Петербурга)» в рамках учебного курса «Качественные методы». Именно поэтому девушки не захотели останавливаться на оценке в зачетной книжке в LMS и при поддержке преподавателя Департамента социологии Эльвиры Ариф решили улучшить свою работу, чтобы выступить на конференции. Мы попросили каждую из участниц рассказать о своих впечатлениях, о серьезной командной работе, волнении и опыте участия в таком большом научном мероприятии.

Николь Фукс: «Участие в групповом проекте дало мне большой опыт слаженной работы в команде. Проводить исследование и писать тезисы одному – сложно. Впятером, как ни парадоксально, оказалось ни капли не легче. Но вместе мы смогли выполнить большой объем работы по сбору данных (автобиографий), по их анализу, а также по их интерпретации. С моей точки зрения, для первого опыта исследовательской деятельности, у нас получилось очень даже неплохо. Главное, чему мы научились – распределять обязанности, слушать коллег по команде, доверять друг другу, и также стали более дисциплинированными, потому что мы несли ответственность не только за себя, но и за всю команду».

Снежана Юрьева: «Работать в исследовательской группе очень здорово. Во-первых, одновременно с выполнением проекта ты усваиваешь навык работы с другими. Во-вторых, качество группового проекта оказалось лучше, чем если бы я делала все одна, так как работа распределена между участниками, осознающими свою ответственность перед остальными членами команды. Наконец, работать в команде очень интересно: проведение такого исследования – это ведь не только чтение литературы и сбор данных, но и обмен опытом и эмоциями.

Как оказалось, научная конференция – это не страшное мероприятие, а приятная дружеская встреча студентов, заинтересованных в науке. Мне очень понравился новый для меня постерный формат. Он позволяет избежать многих недостатков традиционного формата: презентации не растягиваются на неопределённое время; никто не задаёт вымученные вопросы, участники не испытывают волнения и не торопятся, задавая вопросы и отвечая на них; им не приходится скучать, слушая получасовые обсуждения не интересующих их тем».

Полина Малахова: «Сама тема нашего исследования была нам всем очень близка и интересна, и это, конечно, повлияло на результат самым наилучшим образом. За все время работы между членами группы не возникло никаких серьезных споров или конфликтов, все было четко, слаженно и, кстати говоря, весело. Но всю прелесть подготовки группового исследования я ощутила именно на конференции. Когда выходишь рассказывать о проделанной работе перед большим количеством студентов из разных городов, а также именитыми профессорами, очень сложно контролировать волнение. Но стоило только взглянуть на девочек, все переживания улетучивались сами собой».

Екатерина Гузиева: «Это был мой первый опыт участия в конференциях. Было очень полезно попасть в ситуацию, когда твоя большая работа должна быть изложена за три минуты. В этом есть свои плюсы и минусы. Так же здорово, что все было на английском. Только лекции от приглашенных на конференцию спикеров порой оставались для меня скучными и непонятными. В остальном было клево, и я и впредь обязательно буду участвовать в таких мероприятиях».

Анастасия Акимкина: «Было здорово поучаствовать на конференции. Но поскольку это мой первый опыт как участника, могу сказать, что ожидания и реальность расходятся. Как мне казалось, конференция – это нечто очень ответственное, где все участники так и стремятся тебя «завалить», задав какой-нибудь каверзный вопрос. Но на деле, выступление на конференции – это не столько защита проделанной тобой работы (поскольку никто не стремится тебя «завалить»), сколько развитие каких-то ораторских навыков, способности преодолеть волнение и т.д. Очень советую всем почаще участвовать в подобных мероприятиях: они дают возможность послушать действительно стоящие лекции от более чем авторитетных лиц, да и к тому же получить возможность лично с ними пообщаться. Кроме того, это очень ценно – услышать профессиональный отзыв о проекте, в который ты вкладываешь массу своих сил, нервов и времени; позволяет понять свои сильные и слабые стороны, то, в какую сторону стоит развиваться и над чем работать».

В ходе постерной сессии у второкурсниц несколько раз спрашивали, а есть ли у этого исследования будущее? Пожалуй, это единственный вопрос, который остался без ответа, хотя участниц воодушевил комментарий директора Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Елены Омельченко, которая, дав пару важных советов, посоветовала студенткам подумать над написанием и публикацией статьи.

Заметим, что в этом году в конференции участие приняли не только студентки второго года, но и Владислав Костин, обучающийся на третьем курсе. Влад представил работу, позволившую ему в прошлом учебном году занять призовое место на Конкурсе научных работ имени Макса Вебера.

 

Текст подготовила Полина Малахова,
студентка второго курса ОП «Политология»,
член Вольной редакции