Интервью с доцентом Института востоковедения и африканистики Н.Н.Ким
Почему преподавателям в университете важно заниматься исследовательской деятельностью? Какими проблемами занимаются сотрудники Института востоковедения и африканистики, и кому могут быть интересны результаты их научной деятельности? Доцент кафедры корееведения Наталья Николаевна Ким рассказала нам о занятии наукой, о своих новых монографиях и представила топ-5 книг, обязательных для прочтения студентам-кореистам.
Наталья Николаевна, недавно у Вас вышло несколько монографий, это огромный труд. Почему для преподавателей важно заниматься научной деятельностью?
У преподавателя высшей школы есть несколько способов повышения квалификации – посещение специализированных курсов, регулярное участие в научных мероприятиях. Но основным, как мне кажется, способом является научно-исследовательская работа, посредством которой преподаватель расширяет знания о сфере своих научных интересов, знакомится с новыми источниками, методологическими подходами. Впоследствии эти новые знания преподаватель может применить в рамках читаемых курсов или разработать новые. Здесь можно возразить, сказав, что преподаватель и без проведения научного исследования способен расширить знания о предмете, прочитав новую литературу. Верно, но в отличие от простого чтения новой информации в процессе научного исследования вам приходится критически осваивать все источники, выверять данные, комплексно прорабатывать разные вопросы, возникающие по теме исследования, уметь предвидеть возможные критические замечания рецензентов, учитывать их в работе. Каждый раз, когда я заканчиваю работать над каким-то научным проектом, понимаю, что я поднялась на ступеньку выше, как специалист – историк-кореевед, и что я никогда не смогла бы приобрести эти знания и навыки, готовясь в обычном порядке к чтению того или иного предмета. При этом я стараюсь заниматься тематически разными проектами, хотя и связанными в целом с той проблематикой, которая меня интересует – власть, политическая культура, идеология, социальные отношения в Корее. Таким образом я постепенно осваиваю на достаточно глубоком уровне разные аспекты социально-политической проблематики в корееведении и учусь видеть взаимосвязь явлений из разных сфер общественной жизни.
Где применяются результаты Ваших исследований? Кому они могут быть интересны?
Если научный работник одновременно и преподаватель, то, конечно, в первую очередь результаты своих исследований будут применяться в рамках читаемых курсов. В моем случае чаще всего обновление читаемых курсов происходит за счет введения в оборот новых источников и подходов, с которыми я ознакомилась и освоилась в ходе работы над каким-то научным проектом. Помимо прочего, если проект каким-то образом коррелировал с текущими запросами в обществе, например, как проект про развитие прав женщин в Корее, то возможно использовать результаты научных исследований при публикации статей в популярных изданиях или как эксперт для какого-то правительственного задания. Так, после публикации книги «Женщины в Китае, Корее и Вьетнаме: от традиционного общества к современному» (2019) ко мне не один раз обращались из журнала «Forbes Woman» с просьбой дать комментарий или же подготовить статью по какой-то актуальной теме, касающейся женщин в РК и КНДР.
Кому могут быть интересны результаты моих исследований – это очень острый вопрос, на который у меня нет однозначного ответа. С одной стороны, порой мне кажется, что все, что я делаю как исследователь, интересно очень узкому круг лиц специалистов–корееведов и, как следствие, имеет малую социальную значимость. С другой стороны, есть проекты, которые могут вызвать интерес у более широкой публики. Чаще всего это касается каких-то актуальных тем современного общества: к примеру, «корейская волна», корейская бизнес-этика, северокорейский режим, феминизм, ядерная проблема Корейского п-ва и пр. Но здесь возникает методологический вопрос – чем исследователь в принципе должен руководствоваться при выборе темы исследования. Очевидно, что не все темы в гуманитарной сфере, в частности, в востоковедении, имеют социальную значимость и представляют какой-то интерес для современного читателя. Поэтому я выбираю те темы, которые в первую очередь удовлетворяют мое личное научное любопытство, но при этом это всегда темы, так или иначе поднимающие проблемы универсального характера – власти и социальных отношений. В этом смысле, хотя я и пишу только про корейские реалии, но эти реалии – всего лишь частный случай явлений более общего порядка, как мне кажется.
Расскажите немного о недавно вышедших книгах. О чем они? Есть ли какие-то интересные и неожиданные выводы, к которым Вы пришли?
Я хотела бы рассказать о трех проектах, по итогам которых были изданы монографии. Во-первых, это российско-южнокорейский проект по написанию истории российско-корейских отношений. Главная особенность проекта заключалась в том, что корейские и российские авторы освещали отдельные периоды корейской истории в параллельном формате. Таким образом, читатели могут увидеть, как интерпретируются одни и те же события корейской истории в российском корееведении и южнокорейской историографии. Проект был приурочен к 30-летию установления дипломатических отношений Республики Корея и РФ. В течение трех лет ученые из разных университетов, исследовательских центров двух стран работали над книгой. По причине пандемии коронавируса публикация работы задержалась на год, и, несмотря на возникшую напряженность в отношениях между нашими странами в прошлом году, в сентябре 2022 года все-таки удалось опубликовать результаты труда в нескольких томах на русском и корейских языках – «Российско-корейские отношения в формате параллельной истории» (М.: Аспект-пресс, 2022) и «한러 관계사» (Сеул, 2022). Корейское издание осуществлялось при поддержке Корейского фонда, а российское – МГИМО. В рамках этого проекта я писала главу по истории переходного периода в истории Кореи – 1945-1948-е гг. Это не было новой для меня темой в силу того, что я ранее над ней уже работала, издав в 2015 г. книгу «Южная Корея 1945-1948. Политическая история» (М.: Восточная литература, 2015). Правда, до этого я занималась только южнокорейской историей, а здесь надо было освещать и северокорейские события с разделения по 38 параллели до провозглашения КНДР. История «эпохи освобождения» (1945-1948) – это история раскола корейской нации. Без знания особенностей развития политической ситуации в этот период не удастся понять причины текущего противостояния Юга и Севера сегодня и перспектив объединения Кореи.
Второй проект – это тоже участие в коллективной монографии, посвященной проблемам исторической памяти в незападных обществах. Проект был инициирован А.И. Миллером, известным российским историком, специалистом в области исторической памяти о Второй мировой войне в России и Европе. На этот раз идея заключалась в том, чтобы показать, какие нарративы о Второй мировой войне существуют в Азии, Латинской Америке, как они формировались и развивались, под влиянием каких факторов. Книга вышла в августе 2022 г. под названием «Память о Второй мировой войне за пределами Европы» (СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2022). Я писала главу о том, как в Южной Корее вспоминают Вторую мировую войну. В виду того, что Корея не была суверенным государством и участвовала в войне на стороне Японии, будучи ее колонией, то память о самой войне имеет лапидарный характер. Корейцы вспоминают войну сквозь призму принудительной трудовой, военной мобилизации, навязанной им японским колониальным режимом. Поэтому это скорее память о колониальном прошлом, чем просто о войне, в которую они были вовлечены не по своей воле.
Третий проект – это уже индивидуальная монография о политической деятельности и наследии южнокорейского президента Но Мухёна (2003-2008). Идея о том, чтобы написать книгу об этом политике-прогрессисте возникла очень давно. Но Мухён был единственным корейским президентом, кто после завершения срока службы совершил самоубийство, сбросившись со скалы возле своей родной деревни Понхва 23 мая 2009 г. Честно сказать, это вызвало у меня шок, особенно в контексте российской политической культуры. Изначальным мотивом было разобраться в политической ситуации, которая могла подтолкнуть политика такого масштаба к самоубийству. Помимо прочего, я в целом симпатизировала прогрессистским предложениям «правительства участия» Но Мухёна. В итоге я написала книгу о том, как происходило возвышение Но Мухёна на политический олимп Южной Кореи, с какими трудностями и вызовами он столкнулся, и по каким причинам провалились отдельные предложения прогрессистов. В целом, эта работа – начало длинного пути в исследовании современной южнокорейской политической идеологии, противостояния двух главных течений – прогрессизма и консерватизма.
Какие ещё книги Вы бы могли рекомендовать как топ-5 книг, обязательных для прочтения студентам-кореистам или абитуриентам, которые планируют поступать на корейское направление?
1. Современная Корея. Метаморфозы турбулентных лет (2008-2020) / А.В. Торкунов, Г.Д. Толорая, И.В. Дьячков. – М.: Просвещение, 2021.
2. Внешняя политика и дипломатия Республики Корея: учебное пособие. Под общей ред. М.П. Куклы. – Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2022.
3. Женщины в Китае, Корее и Вьетнаме: от традиционного общества к современному / Бакланова М.А., Верченко А.Л., Ким Н.Н., Синецкая Э.А. – М.: Наука, 2019.
4. Акуленко В.С. Этногенез корейцев в работах учёных Южной и Северной Кореи. – Владивосток : Изд-во ДВФУ, 2019.
5. Ланьков А.Н. Корея: рывок в современность. – Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2021.