О программе
Образовательная программа «Востоковедение» открыта в 2014 году. Она сочетает лучшие традиции петербургской востоковедной школы с новейшими достижениями науки о Востоке и социогуманитарного знания в целом. Программа направлена на подготовку cовременных специалистов мультикультурального уровня. К базовому профессиональному образованию востоковеда добавляется ещё одно профессиональное направление. Таковыми могут быть экономика, социология, культурология, психология, международные отношения, правоведение и многие другие.
В условиях глобальной неопределенности такие «бинарные» специалисты нужны и государственным структурам, и частным компаниям - как российским, так и зарубежным. В таких специалистах нуждается и современная наука; их знания питают интернет-пространство, без них немыслимо современное образование. Именно таких специалистов готовит бакалаврская программа «Востоковедение». Уникальные специалисты, имеющие наряду с востоковедным образованием еще одну, а порой, и две смежные специальности, и преподают на программе «Востоковедение», которая в 2023-2024 учебном году объявляет свой десятый набор.
Обращение к абитуриентам академического руководителя программы «Востоковедение» Марии Солощевой
Дорогие абитуриенты, уважаемые родители и все те, кто интересуется востоковедной программой ВШЭ в Санкт-Петербурге!
Как академический руководитель программы я рада приветствовать всех, кто заинтересован в получении востоковедного образования, или ещё не принял решение, куда поступать, но думает, что востоковедение может быть тем направлением образования, которое сочетает в себе и романтику, и прагматизм, и заинтересованность в получении уникальных знаний.
Современное образование в России, как и во всем мире, переживает кризис роста. Мир меняется, меняются условия труда, меняется политическая система мира, меняется культура, экономика перестаёт подчиняться привычным законам.
Вопросы, которые в связи с этим сегодня задают и в России, и в Китае, и в США, и в Японии:
- Как и чему учить новое поколение?
- Что оно должно знать, что оно должно уметь?
- Каким критериям должен соответствовать современный образованный человек?
Я попытаюсь представить нашу образовательную программу как ответ на эти вопросы.
В XXI веке многие страны Востока демонстрируют удивительную динамику не только экономического, но и культурного развития. Страны Востока становятся авангардом, лидером глобальных культурных преобразований. В то же время коллективный Запад остаётся крупнейшей экономикой и военной силой современного мира. В этом непростом динамичном балансе родился наш образовательный проект.
В качестве идеальной цели мы рассматриваем подготовку универсального специалиста, который не только имеет базовые знания по нескольким производственным и научным отраслям, но и способен быстро реагировать на потребности рынка труда, а главное, способен самостоятельно достраивать и реконструировать здание своего образования. В рамках нашего образовательного проекта вы можете получить знания по широкому спектру предметов.
1. Прежде всего, студент востоковедной программы НИУ ВШЭ СПб изучает 2 европейских и 2 восточных языка. Образовательный процесс идёт на русском и английском языках. Основной восточный язык студент нашего бакалавриата изучает все 5 лет обучения. В этом году основным восточным языком может быть арабский, китайский, корейский, хинди или японский.
Второй восточный язык мы рассматриваем как часть специальности наравне с первым восточным языком. 3-годичный курс второго восточного языка позволяет студенту получить не только вторую востоковедную специальность, но и перейти с уровня специалиста по конкретной стране (страноведа) на уровень регионального специалиста, а в определенных случаях – межрегионального. Дело в том, что только в нашем востоковедном проекте, наряду со вторым языком основного региона можно выбрать язык совершенно другого региона. К примеру, китаист может изучать вьетнамский, корейский, хинди, японский, или арабский, персидский, турецкий, иврит. Это, безусловно, ответ на вызов современной эпохи.
Одна из концепций нашего образования – дать студентам возможность проявить инициативу, интуицию, в определённом смысле даже предвидение. Студент-востоковед должен учиться чувствовать этот мир, гибко реагировать на происходящие в нем изменения и искать собственный путь, где он сможет использовать тот незаурядный багаж знаний, который он у нас получит.
Второй европейский язык (немецкий, французский или испанский, тоже по выбору) делают наше образование ещё более универсальным.
2. Наряду с лингвистической подготовкой мы ставим на второе место историческую, культурологическую, религиоведческую подготовку. Важное значение в востоковедном образовании имеет изучение отношений России со странами Востока, понимание того, что в этих отношениях является ценностью, а что влияет на них негативно. Все это – часть востоковедного образования.
3. Ядро образовательной программы, состоящее в первую очередь из языковых и исторических дисциплин, составляет около 50% программы. Вторую половину образования представляют дисциплины по выбору студентов, которые могут специализироваться в таких областях как культурология, политология, экономика, социология и, конечно, традиционные филология и история стран изучаемого региона. У нас нет ни одного, если так можно выразиться, стандартного выпускника. Но их объединяет прекрасная языковая подготовка и глубокое знание стран и регионов изучаемых языков. Поэтому, поступая на нашу востоковедную программу, абитуриент может планировать дальнейшее развитие практически в любом образовательном пространстве.
Приобретая универсальный набор компетенций, за значительную их часть студенты несут личную ответственность, выбирая из большого разнообразия то, что соответствует их склонностям и способностям. Это и есть образование XXI века, когда ответственность за выбор содержания и, соответственно, за качество образования несут как преподаватели, так и студенты.
Более подробно я всегда готова рассказать о нашей программе на Днях открытых дверей, на которые с удовольствием приглашаю всех тех, кто хочет сделать правильный выбор своего жизненного пути.
Учебный план
Профессиональные дисциплины учебного плана делятся на три раздела; базовые (обязательные) дисциплины, дисциплины по выбору и практическая подготовка.
Первый и второй восточные языки относятся к блоку дисциплин по выбору, так же как и второй европейский язык.
Первый восточный язык - арабский, китайский, корейский, хинди или японский - студенты выбирают при поступлении. На втором курсе студенты выбирают один из девяти вторых восточных языков: арабский, иврит, персидский, турецкий, хинди, вьетнамский, китайский, корейский, или японский.
Европейские языки.
На первом и втором курсе студенты изучают английский язык. Начиная со второго курса Учебный план предусматривает преподавание дисциплин на английском языке.
На третьем курсе студенты слушают годовой базовый курс по второму европейскому языку — немецкому, французскому или испанскому на выбор.
Конкурентоспособность выпускников дополнительно возрастает благодаря наличию в учебном плане концентраций дисциплин по выбору обучающихся:
- «Политическое и экономическое развитие стран Востока»,
- «Общество и культура стран Востока».
Изучение дисциплин этих концентраций длится с 3 по 5 курс.
Учебный план предусматривает чтение курсов по актуальным вопросам востоковедения в тесном взаимодействии со Школой востоковедения НИУ ВШЭ в Москве. В частности, студенты нашей программы слушают межкампусные дисциплины, лекторами которых выступают преподаватели обоих кампусов.
Практическая подготовка включает учебную и научно-педагогическую практики, написание индивидуальных исследовательских работ (курсовых и ВКР), а также выполнение индивидуальных и групповых проектов. Каждый из студентов должен выполнить за 4-5 курсы не менее четырёх практико-ориентированных или исследовательских проектов, таких как поддержка пабликов на восточных языках или посвящённых странам Востока, подготовка субтитров для видео на восточных языках, организация мероприятий, перевод текстов и т.д. Проекты студенты выбирают сами, в зависимости от своих склонностей и способностей.
В учебном плане методики научного анализа, выработанные современными общественными науками (социологией, политологией, экономикой, культурной антропологией и др.), уникальным образом сочетаются с классическими востоковедными традициями, связанными с изучением современных и древних восточных языков, рукописных памятников и редко встречающихся в современной повседневной жизни форм культуры.
Дополнительные специализации (Майноры)
На 2-3 курсах студенты-востоковеды могут выбрать майнор - дополнительную специализацию, состоящую из четырех дисциплин, изучаемых последовательно.Существуют традиционно широкие для ВШЭ возможности специализироваться в области международной экономики и международного менеджмента, есть и другие направления, такие как анализ больших данных, креативные индустрии, социология, психология, дизайн и многое другое.
Майноры реализуются в межкампусном формате, а это значит, что можно слушать лекции преподавателей всех четырех кампусов ВШЭ. Вот примеры некоторых майноров, на которых учатся наши студенты:
Управление городской культурой и креативными индустриями
Современное искусство: введение в историю и музейно-выставочную практику
Трудоустройство и правовое регулирование трудовых отношений
Язык, культура и преподавание иностранных языков
Международный бизнес в зарубежных странах в эпоху санкций
Международная безопасность и управление конфликтами
Институты, идеи и процессы в современной политике
Финансовые рынки и финансовая аналитика
Религии мира: традиции и тексты
Прошлое в настоящем: исторические процессы в локальном и мировом контексте
Практика и стажировки
Для студентов, обучающихся на программе, предусмотрено прохождение нескольких видов практик в музеях, библиотеках, архивах, исследовательских институтах, редакциях СМИ, туристических компаниях, органах и учреждениях исполнительной власти Санкт-Петербурга и Москвы, в частности в структурах Министерства иностранных дел.
На 4-5 курсах предусмотрено прохождение студентами проектной практики по выбору, инициаторами которой могут стать сами студенты. Большой популярностью среди студентов-востоковедов пользуются такие проекты, как организация работы профильных клубов (Китайский клуб, Ближневосточный клуб, Японский клуб, Корейский клуб и др.), проведение конференций и других научных мероприятий в рамках Студенческого научного общества, субтитрирование видео на восточных языках, запись видеоэкскурсий на восточных языках и др.
Программой предусмотрены языковые и исследовательские стажировки в странах изучаемых восточных языков различной продолжительности (от краткосрочных до 10-месячных).
Наши преимущества
- Высокая вариативность Учебного плана;
- Изучение 2-х восточных и 2-х европейских языков;
- Развитие практических навыков экспертного анализа и взаимодействия со странами Востока;
- Сильнейший преподавательский состав;
- Наличие военной кафедры.
Интервью с профессором Миланой Юрьевной Илюшиной об особенностях обучения на программе
Профессор программы «Востоковедение» Милана Юрьевна Илюшина рассказывает об особенностях обучения, нововведениях, языковой подготовке и перспективах студентов в области востоковедения.
— Милана Юрьевна, в 2021 году востоковедная программа НИУ ВШЭ снова заняла первое место по качеству приема бюджетных студентов и второе, после МГУ, — по качеству студентов, принятых на внебюджетной основе. Это выдвигает «Востоковедение» Питерской Вышки в ряд самых рейтинговых с точки зрения абитуриентов программ современной России. Как вы можете прокомментировать эти факты?
— В последние годы к нам действительно поступают лучшие выпускники петербургских и московских школ, а также средних учебных заведений всех регионов России. Многих абитуриентов привлекает программа обучения, рассчитанная на пятилетний, а не на четырехлетний период, что влияет на качество обучения, а также наш принципиальный подход к востоковедению как комплексному и мультидисциплинарному изучению стран Востока, а к востоковедному образованию — как к творческому процессу, в котором студент имеет право и возможность влиять на формирование своей образовательной траектории. И, конечно, это качество преподавания восточных языков, о чем я готова рассказать подробнее.
— Качество языковой подготовки на востоковедной программе — безусловно, важнейший вопрос, который интересует абитуриентов. Расскажите, что нового ожидает тех, кто поступит на вашу программу в 2021 году?
— Во-первых, это тот новый образовательный контент, проще говоря — содержание учебной программы первых трех лет обучения, с которым можно познакомиться на сайте. И во-вторых, речь идет о предоставляемом пятилетним бакалавриатом широком спектре применения восточных языков — от чтения классических древних текстов до овладения речевой культурой масс-медиа и специальной лексикой коммерческих переговоров и документов. В этом году абитуриенты в качестве основного восточного языка смогут выбрать арабский, китайский или японский. При условии успешного освоения пятилетней программы выпускники будут владеть им на профессиональном уровне, достаточном и для научно-исследовательской деятельности, и для прикладной переводческой работы.
Занятия в языковых группах по разным аспектам ведут два-три преподавателя, в том числе носители языка. На старших курсах к преподаванию восточного языка привлекаются не только преподаватели-практики, но также кандидаты, доктора наук и ученые со степенью PhD. Их занятия проходят в формате лингвострановедческих коллоквиумов, которые дают не меньше знаний, чем обычные лекции и семинары.
— И все-таки, что нового будет в языковом компоненте программы?
— Если совсем новое — хинди в качестве второго восточного будет предложен студентам, которые поступят на нашу программу в 2022 году. Индия — страна с богатой культурой, огромным демографическим потенциалом, устойчивой демократической системой и одной из крупнейших (по объему ВВП) экономик мира. Изучение этого языка откроет совершенно новые перспективы профессионального роста для будущих востоковедов, прежде всего арабистов и китаистов.
— В недавнем обращении руководителя Департамента востоковедения и африканистики Евгения Ильича Зеленева говорится о стратегическом курсе вашей программы на усиление роли студента в выборе его индивидуальной траектории обучения. Расскажите подробнее, в чем состоит эта свобода выбора и как студент практически ее реализовывает?
— В первые дни сентября происходит выбор основного восточного языка. Окончательное решение о распределении по языковым направлениям принимает по итогам собеседования Академический совет программы. Разумеется, мнение студента, указанное в его документах при поступлении, учитывается, но при этом может быть скорректировано, если объективные данные указывают на то, что студенту целесообразно изучать другой основной восточный язык. Это одновременно и первый выбор, и первый серьезный тест на соответствие желаний первокурсника его возможностям.
Со второго курса начинается изучение второго восточного языка, который студенты выбирают самостоятельно. Это может быть арабский, иврит, персидский, турецкий, вьетнамский, китайский, корейский и японский и, наконец, названный мною выше хинди (при условии набора необходимого для формирования группы числа студентов).
Концепция изучения второго восточного языка имеет для нас принципиальное значение и предполагает, что студент уже на бакалаврском уровне будет использовать этот язык в своих исследовательских и учебных целях. Иными словами, речь идет не о дополнительном восточном языке, а о вполне самостоятельном аспекте образования, который может принципиально повлиять на будущую карьеру.
— Есть ли у вас есть примеры, когда второй восточный язык для карьеры оказывался важнее первого?
— Да, такое бывает, когда студенты с основным китайским и вторым вьетнамским, корейским, японским и даже арабским, а арабисты со вторым турецким или ивритом отправляются на языковую стажировку на четвертом курсе в страну, соответствующую второму восточному языку. Так, студенты, изучающие вьетнамский язык, иногда выбирают для языковой стажировки университеты Вьетнама, студенты-китаисты проходят стажировки в Японии и Корее. Некоторые студенты продолжают образование на магистерских программах в университетах стран своего второго восточного, например, в Турции. Будем откровенны — это скорее исключения из правил, но они прекрасно иллюстрируют ту свободу выбора, которую имеют наши студенты, формируя свою образовательную траекторию.
Кроме того, в учебный план включено изучение второго (помимо английского) европейского языка, выбор которого студенты также осуществляют самостоятельно и также, нередко, в соответствии с изучаемым восточным языком. Например, для арабистов это может быть французский или испанский, а для тюркологов — немецкий.
— Значит ли, что ваша программа, в первую очередь языковая?
— Действительно, в основе нашей программы лежит глубокое и всестороннее изучение восточных языков. Но это только основа, фундамент, инструмент, используя который студент продолжает строить свою индивидуальную образовательную траекторию, а затем — и профессиональную карьеру. К слову, востоковедные карьеры бывают весьма причудливыми и удивительными — от исследовательской кабинетной работы до практической деятельности в странах Азии и Африки в самых разных сферах — экономических, дипломатических, политических. Важным элементом подготовки к непредсказуемым поворотам карьеры востоковеда является майнор — полноценный учебный день занятий по практически любой невостоковедной программе на втором и третьем курсах, который студенты выбирают самостоятельно. Майнор дает дополнительные знания и навыки по политологии, data science, филологии, менеджменту, антропологии, экономике и праву и позволяет нашим студентам расширить свой востоковедный интеллектуальный багаж знаниями из других научных дисциплин.
— Какие востоковедные дисциплины, помимо языков, входят в программу обучения?
— На первых двух курсах студенты осваивают базовые востоковедные дисциплины — лингвистику, историю и источниковедение, географию стран Азии и Африки, антропологию. На третьем курсе — самый важный шаг после выбора основного восточного языка: разделение на две специализации. Первая специализация — «Общество и культура стран Азии и Африки» — ориентируется на развитие навыков академической и исследовательской деятельности. Вторая — «Политическое и экономическое развитие стран Азии и Африки» — имеет практико-ориентированный характер, сохраняя элементы научно-исследовательской работы. Обе специализации дают студентам возможность в будущем заниматься как научной, так и практической деятельностью, лишь на два-три года откладывая принципиальное решение вопроса, к какому роду востоковедной деятельности (исследовательскому, преподавательскому или практико-ориентированному) посвятить следующий этап своей жизни.
— В чем особенность востоковедного образования в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург по сравнению с востоковедными программами более чем двадцати других российских университетов?
— При всей внешней схожести востоковедного образования в различных университетах РФ, программы обучения в каждом из них совершенно разные, по-разному преподаются даже восточные языки, не говоря уже о страноведческих и общих теоретических дисциплинах.
Так вот, имея близкую по духу образовательную модель с нашими коллегами в НИУ ВШЭ Москвы, создавая общее востоковедное образовательное пространство, развивая межкампусные учебные курсы, мы сохраняем специфику и неповторимость наших образовательных программ. В чем же эта специфика и неповторимость востоковедного образования в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург?
Прежде всего, в востоковедной программе бакалавриата НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург делается упор не только на подготовку востоковедов-практиков, но и на развитие у студентов навыков научно-исследовательской работы в области фундаментальной востоковедной науки: лингвистики, литературоведения, истории, культурной и социальной антропологии, международных отношений, экономики, политологии, культурологии и ряда других отраслевых наук.
Буквально с первого курса наши студенты включаются в работу Студенческого научного общества Департамента востоковедения и африканистики, научно-учебных групп, которыми руководят самые опытные и авторитетные преподаватели, присоединяются к проектным исследованиям под руководством ученых из Российской академии наук, научных институтов и центров. Не стоит забывать, что во всем мире от Японии и Китая до США и Канады карьера ученого с международным именем — это не только весьма престижное, но и экономически выгодное занятие.
— Как быть тем, кто не видит или пока еще не видит себя в роли ученого или исследователя, кому по душе активный образ жизни и живое человеческое общение в сферах, далеких от академической науки, например, в бизнесе, медиасфере, политике или искусстве?
— Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на биографии крупных бизнесменов, топ-менеджеров, видных журналистов и политиков. Большинство из них, как принято говорить, «остепененные», то есть имеют степень кандидата, доктора наук или PhD. Полагаете, что это случайность? Едва ли! Нынешний президент России и его предшественник — кандидаты наук, почти все лидеры основных фракций российского парламента — доктора и кандидаты наук, то же самое можно сказать о многих министрах правительства и их заместителях, дипломатах и главах крупнейших корпораций. Ученые степени имеют ныне действующий заместитель министра иностранных дел РФ М. Л. Богданов, бывший посол РФ в Кувейте, Турции и Израиле П. В. Стегний, бывший посол РФ в Саудовской Аравии, а ныне профессор НИУ ВШЭ А. Г. Бакланов и многие другие видные российские дипломаты и политики. Есть, конечно, исключения, но и в этом случае «неостепененные» руководители стараются привлечь в свое окружение тех, кто имеет репутацию серьезного ученого или креативного исследователя. Чем дальше мы уходим от пресловутых 90-х и нулевых, тем острее осознается потребность в образованных, более того — дипломированных на самом высоком уровне специалистах. Гуманитарная сфера здесь совсем не отстает от естественных и технических наук, скорее наоборот: если в естественных и технических областях больше ценятся специалисты-практики, то в гуманитарной сфере — чем выше научная квалификация, тем более престижную и выгодную работу вам могут предложить.
Вывод из сказанного мы делаем такой: не всякому суждено и нужно становиться ученым, но в области востоковедения, где развитие науки идет опережающими темпами, каждому студенту следует попытать счастья на научном поприще, попробовать добиться научного признания, а уже потом решать, продолжать ли научную карьеру или использовать свое научное оснащение для построения карьеры в вышеназванных практических сферах, где научная квалификация, поверьте, будет оценена высоко — прежде всего благодаря ее уникальности.
Но и те студенты, которые не настроены на магистратуру и аспирантуру, найдут себя на нашей программе, на которой к базовому профессиональному образованию востоковеда добавляется ещё одно профессиональное направление. Таковым может быть экономист, социолог, культуролог, психолог, международник, правовед и многие другие.
В условиях глобальной неопределенности такие «бинарные» специалисты нужны и государственным структурам, и частным компаниям - как российским, так и зарубежным. В таких специалистах нуждается и современная наука; их знания питают интернет-пространство, без них немыслимо современное образование. И таких специалистов готовит бакалаврская программа «Востоковедение».