• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
02
Октябрь

О программе

Образовательная программа «Востоковедение» открыта в 2014 году. Она сочетает лучшие традиции петербургской востоковедной школы с новейшими достижениями науки о Востоке и социогуманитарного знания в целом. Программа направлена на подготовку cовременных специалистов мультикультурального уровня. К базовому профессиональному образованию востоковеда добавляется ещё одно профессиональное направление. Таковым может быть экономист, социолог, культуролог, психолог, международник, правовед и многие другие. 


В условиях глобальной неопределенности такие «бинарные» специалисты нужны и государственным структурам, и частным компаниям - как российским, так и зарубежным. В таких специалистах нуждается и современная наука; их знания питают интернет-пространство, без них немыслимо современное образование. Именно таких специалистов готовит бакалаврская программа «Востоковедение». Уникальные специалисты, имеющие наряду с востоковедным образованием еще одну, а порой, и две смежные специальности, и преподают на программе «Востоковедение», которая в 2021-2022 учебном году объявляет свой восьмой набор.

Обращение к абитуриентам руководителя Департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, профессора Евгения Зеленева.

1. О востоковедении и востоковедном образовании

Общепринятого определения востоковедения нет, но есть общепринятое представление о том, что востоковедение – это комплексное изучение стран Азии, а африканистика переносит этот принцип и на Африку. В результате рождается могучий тандем «востоковедения и африканистики», названный Министерством науки и высшего образования РФ образовательным направлением, по которому в настоящее время в 22 университетах России, включая НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, можно получить востоковедное образование.

По официальным данным 2018 года на всех уровнях востоковедного образования в России обучалось примерно 5,5 тысячи студентов, что составляет чуть более 0,1% от общих 4,7 млн. российских студентов.

Вывод: востоковедное образование остается уникальным, труднодоступным и, добавлю от себя, крайне востребованным на рынке труда образовательным продуктом.

2. О востоковедах

Для понимания того, кто такой современный востоковед, нужно различать востоковедение как образовательную модель и востоковедение как область и методологию научного знания, иными словами востоковедение в сфере образования и академическое востоковедение в сфере науки, требующие к себе принципиально разного подхода.

Итак, востоковед может быть востоковедом-преподавателем и востоковедом-ученым. Сферы их деятельности могут и даже должны пересекаться. Например, в востоковедном проекте питерской Вышки наряду со штатными преподавателями участвуют ученые из Института востоковедения, Института Дальнего Востока и Института Африки РАН в Москве, Института восточных рукописей, Эрмитажа, Кунсткамеры, Музея религии Санкт-Петербурга и других академических центров. Я даже затруднюсь сказать, какая из двух категорий вносит больший вклад в образовательный процесс – профессиональные преподаватели или приглашенные преподавать ученые: каждая категория привносит свое ценное и неповторимое. Тем более, что любой преподаватель НИУ ВШЭ обязан ежегодно научными публикациями подтверждать свою научную состоятельность – посмотрите на персональные страницы наших преподавателей-востоковедов на сайте Вышки, где отражены их научные достижения, к слову сказать, весьма впечатляющие. 

А как же быть с теми, кто получил востоковедное образование, но выбрал не научную или преподавательскую сферу деятельности, а стал, например, дипломатом МИД или служащим иного министерства, уехал работать по зарубежным проектам Роснефти, Газпрома, РЖД, Лукойла и многих других компаний и учреждений, ушел в медиа сферу или политику? Они остались востоковедами по образованию и в душе, но профессионально перешли в категорию востоковедов-практиков, чья профессия стала определяться спецификой их практической деятельности.

Я сам, многие годы работавший за рубежом, как принято говорить, на практической работе, остаюсь убежденным сторонником того, что настоящий профессиональный востоковед должен пройти три этапа обучения: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру, то есть защитить кандидатскую диссертацию или получить степень PhD в России или за рубежом. Только тогда, сменив или совместив научно-педагогические занятия с любым другим видом деятельности, он останется профессиональным востоковедом.

3. О востоковедной образовательной модели НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга

Во-первых, востоковедный бакалавриат в петербургском кампусе — пятилетний, как и у наших коллег в московской Вышке, что позволяет учащимся получать полноценное не только языковое, но и гуманитарное, в нашем случае я бы сказал академическое образование. Некоторое время назад мы с академическим руководителем востоковедного бакалавриата Миланой Юрьевной Илюшиной уже рассказывали об особенностях востоковедного пятилетнего образования в нашем кампусе и возможности для наших студентов в рамках надотраслевого востоковедного подхода к изучению Востока найти собственный уже отраслевой ракурс (филологический, исторический, антропологический, политологический, культурологический, социологический, религиоведческий или какой-либо другой) изучения стран и регионов Азии и Африки.

Посмотрите эти материалы, информация в них остается актуальной.

Вывод: принципиальное отличие востоковедной образовательной модели НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга от других программ востоковедного профиля в российских университетах состоит в том, в нашем случае студент в значительной степени сам выбирает отраслевое направление своей профессионально-научной деятельности, причем делает это не в момент поступления, а на протяжении всех лет учебы в бакалавриате, имея возможность три-четыре первых года «искать себя» в безбрежном море научного знания. Мы остаемся последовательны и не меняем курс на усиление роли личности самого студента в выборе как научного направления своей деятельности, так и увязанного с этим выбором его будущего профессионального пути.

4. О новшествах в востоковедном бакалавриате 2021 года

Высшая школа экономики – это очень динамичный образовательный субъект. Зная это, многие абитуриенты спрашивают, а какие изменения грядут в востоковедном образовании Питерской Вышки в 2021 году.

Во-первых, мы просим всех внимательно посмотреть на программу первого и второго года обучения, в которой заметно усилились упоминавшиеся выше академический и отраслевой аспекты образования. Теперь на первом и втором курсах востоковедного бакалавриата, чтобы успешно справиться с программой, нужно много и «правильно», то есть вдумчиво, порой даже конспектируя, читать научную литературу по самому широкому кругу современных отраслевых дисциплин. Кратких, порой непрофессиональных, интернет-блоков, дайджестов и роликов будет фатально недостаточно. Поэтому, если Вы привыкли к информационному интернет-суррогату, то стоит посомневаться в целесообразности поступления на одну из самых сложных образовательных программ современной России – на востоковедную. 

Чего только стоит один «Исследовательский семинар», растянутый на два первых года еженедельных занятий! В рамках это курса студенты встретятся и смогут дискутировать (мы ведь говорим о семинаре) с преподавателями, представляющими все основные гуманитарные направления питерской и московской Вышки. Более информативным и прагматичным стал курс «Введение в востоковедение», который познакомит студентов со структурой культурно-исторических и политико-экономических регионов Азии и Африки, базовыми сведениями о мировых и национальных религиях. Расширилась тематика курсов «История восточных цивилизаций» и «Социальная антропология Востока». Наконец, на первом курсе появился принципиально новый предмет «География стран Востока», который будет общим, более того синхронным для Санкт-Петербурга и Москвы: его одновременно будут слушать около 300 студентов в обеих столицах в режиме онлайн с последующей проработкой материала на семинарских занятиях уже в малых группах в очном формате. Отметим, что этот курс будет принципиально отличаться от географии школьного уровня и вполне смог бы украсить программу географического факультета любого университета.

Второе новшество: таких композитных, то есть подготовленных силами востоковедов двух кампусов для всех студентов-востоковедов питерской и московской Вышки, дисциплин в следующем учебном году будет несколько на всех курсах. Вести их будут специалисты высочайшего класса всех трех категорий: преподаватели, ученые и практики-востоковеды. Наряду с межкампусными композитными курсами, до 25% остальных теоретических курсов в следующем году станут общими для Петербурга и Москвы. Речь идет о курсах по выбору, часть из которых будут вести питерские преподаватели, а часть московские, а изучать их будут студенты всех кампусов – те, кто изъявит желание и запишется на них. Проделана колоссальная работа по унификации расписания, чтобы курсы не накладывались друг на друга по времени, а график студента позволял ему сочетать занятия оффлайн и онлайн.

Вывод же таков: фактически со следующего года между востоковедными образовательными пространствами Санкт-Петербурга и Москвы по крайней мере внутри НИУ ВШЭ больше не будет непреодолимой границы, напротив, место учебы уже не будет полностью определять характер образования, поскольку сам студент сможет выбрать больше курсов у питерских преподавателей или москвичей, и, что самое оптимальное, всерьез задуматься о том, каким специалистом он хочет стать и приступить к построению  собственной образовательной траектории, руководствуясь не эмоциями и фантазиями, а рекомендациями и помощью своих научных руководителей и преподавателей-наставников обеих столиц.

5.О востоковедной магистратуре и аспирантуре НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Вернусь к тезису о том, что полноценный востоковед должен, на мой взгляд, завершить не только бакалавриат и магистратуру, но и попытаться стать кандидатом наук или получить степень PhD. По аналогии с известной пословицей – плох тот студент-востоковед, который не мечтает стать востоковедом-ученым.  Не только в мечтах, но и на практике это теперь можно будет себе позволить в образовательном пространстве НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга, где, наряду с уже действующей практикоориентированной, в 2022 г. открывается новая преимущественно академически  ориентированная  магистратура.  Что это значит для абитуриентов, которые только еще собираются поступать на востоковедный бакалавриат? Это означает, что уже с первого года учебы в НИУ ВШЭ СПб студент получает возможность планировать свою учебно-образовательную траекторию таким образом, чтобы тематика майнора на втором курсе и востоковедной модерации на третьем курсе, а также темы двух курсовых работ на третьем и четвертом курсах и диплома (ВКР) на пятом были взаимосвязаны или по крайней мере перекликались с темой магистерской, а затем и кандидатской диссертации. Такая последовательность и целеустремленность откроет перед Вами исключительно благоприятную возможность не только получить качественное образование, но и с высокой степенью вероятности гарантировать будущее трудоустройство, что в наше непредсказуемое время, стоит дорого.

Вывод: последовательное продолжение работы над одной научной темой по крайней мере три года (последний год бакалавриата и два года в магистратуре) позволит существенно сократить время написания последующей кандидатской диссертации или работы PhD, как минимум компенсировав лишний год обучения в бакалавриате, а, возможно, и намного больше.      

Заключение

Современное гуманитарное образование немыслимо без востоковедного компонента. Причины этого следует искать в рождении новых глобальных центров силы – Китая, Японии, Индии, Турции, нефтедобывающих гигантов Ближнего Востока и других государств и межгосударственных объединений, которые влияют на глобальное экономическое, политическое и культурное развитие. Возрастающая роль востоковедения в современном образовании связана со стремительно формирующейся в цифровом пространстве новой глобальной культурой, в которой элементы Запада и Востока уже не противостоят, а дополняют друг друга, а также с официально заявленным «Поворотом на Восток» российской внешней политики, испытывающей напряжение во взаимоотношениях с условным Западом.

Где-то в середине нулевых произошел качественный скачек в сознании человечества. Востоковедное знание перестало быть экзотикой, став общедоступным. При этом понимание, почему страны Востока категорически отказались жить по лекалам Запада, выбрали собственные пути развития, причем каждая восточная страна избрала собственную модель движения в будущее, осталось нераскрытым. Просто об этом узнало больше людей и больше людей задумалось о причинах цивилизационного разнообразия мира.

На волне этого всеобщего стремления понять, что есть Запад, а что есть Восток и как им сосуществовать в новом глобальном мире, возник повышенный интерес к востоковедению, оказавшемуся способным ответить на эти вопросы.

Послесловие

Перечитав вышеизложенное, почувствовал неловкость: все выглядит так заманчиво и привлекательно, что невольно закрадывается сомнение в искренности и правдивости приведенных фактов и расставленных акцентов.

Должно же быть что-то, омрачающее столь благостную картину неминуемого успеха и удачи, которые ждут студента востоковедной программы? Вспомнив свои студенческие годы, эти пресловутые 4-5 часов сна, и почти полное его отсутствие ночами перед экзаменами, стопки толстенных тетрадей (компьютер тут не подходит) с выписанными незнакомыми словами восточного языка, бесчисленными контрольными и сочинениями, полки толстенных книг, которые сначала казались интеллектуально неподъемными, а потом вдруг стали родными и любимыми, я понял, что все вышесказанное относится к тем, кто уже выучился, кто завершил бакалавриат, написал первую, а затем вторую и так далее научные статьи, то есть стал востоковедом.   

Все это, увы, далось большим трудом и кучей нервных затрат, извините за сленг.

Вот она, эта капля дегтя в бочке меда: из 100% студентов, поступивших в 2016 г. на четырехлетний востоковедный бакалавриат, в 2019 году диплом получили только 51% студентов. Примерно 20% «пропустили» год, оказавшись за рубежом на стажировках разного уровня и характера, но 30% студентов не справилось с учебой: они вынуждены были отчислиться, уйти на другие программы или в другие вузы.

Такова реальность: востоковедное образование сложное, требует самоотдачи и где-то даже самопожертвования, силы воли, трудолюбия, терпения и последовательности, тогда успех Вам обеспечен.   

Учебный план

Дополнительные специализации (Майноры)

Практика и стажировки

Наши преимущества

«В основе нашей программы лежит глубокое и всестороннее изучение восточных языков»

В преддверии приемной кампании 2021 года академический руководитель программы «Востоковедение» Милана Юрьевна Илюшина рассказывает об особенностях обучения, нововведениях, языковой подготовке и перспективах студентов в области востоковедения.

— Милана Юрьевна, в 2020 году востоковедная программа НИУ ВШЭ заняла первое место по качеству приема бюджетных студентов и второе, после МГУ, — по качеству студентов, принятых на внебюджетной основе. Это выдвигает«Востоковедение» Питерской Вышки в ряд самых рейтинговых с точки зрения абитуриентов программ современной России. Как вы можете прокомментировать эти факты?

— В последние годы к нам действительно поступают лучшие выпускники петербургских и московских школ, а также средних учебных заведений всех регионов России. Многих абитуриентов привлекает программа обучения, рассчитанная на пятилетний, а не на четырехлетний период, что влияет на качество обучения, а также наш принципиальный подход к востоковедению как комплексному и мультидисциплинарному изучению стран Востока, а к востоковедному образованию — как к творческому процессу, в котором студент имеет право и возможность влиять на формирование своей образовательной траектории. И, конечно, это качество преподавания восточных языков, о чем я готова рассказать подробнее.

— Качество языковой подготовки на востоковедной программе — безусловно, важнейший вопрос, который интересует абитуриентов. Расскажите, что нового ожидает тех, кто поступит на вашу программу в 2021 году?

— Во-первых, это тот новый образовательный контент, проще говоря — содержание учебной программы первых трех лет обучения, с которым в ближайшее время можно будет познакомиться на сайте. И во-вторых, речь идет о предоставляемом пятилетним бакалавриатом широком спектре применения восточных языков — от чтения классических древних текстов до овладения речевой культурой масс-медиа и специальной лексикой коммерческих переговоров и документов. В этом году абитуриенты в качестве основного восточного языка смогут выбрать арабский, китайский или японский. При условии успешного освоения пятилетней программы выпускники будут владеть им на профессиональном уровне, достаточном и для научно-исследовательской деятельности, и для прикладной переводческой работы.

Занятия в языковых группах по разным аспектам ведут два-три преподавателя, в том числе носители языка. На старших курсах к преподаванию восточного языка привлекаются не только преподаватели-практики, но также кандидаты, доктора наук и ученые со степенью PhD. Их занятия проходят в формате лингвострановедческих коллоквиумов, которые дают не меньше знаний, чем обычные лекции и семинары.

— И все-таки, что нового будет в языковом компоненте программы?

— Если совсем новое — хинди в качестве второго восточного будет предложен  студентам, которые поступят на нашу программу в 2021 году. Индия — страна с богатой культурой, огромным демографическим потенциалом, устойчивой демократической системой и одной из крупнейших (по объему ВВП) экономик мира. Изучение этого языка откроет совершенно новые перспективы профессионального роста для будущих востоковедов, прежде всего арабистов и китаистов.

— В недавнем обращении руководителя Департамента востоковедения и африканистики Евгения Ильича Зеленева говорится о стратегическом курсе вашей программы на усиление роли студента в выборе его индивидуальной траектории обучения. Расскажите подробнее, в чем состоит эта свобода выбора и как студент практически ее реализовывает?

— В первые дни сентября происходит выбор основного восточного языка. Окончательное решение о распределении по языковым направлениям принимает по итогам собеседования Академический совет программы. Разумеется, мнение студента, указанное в его документах при поступлении, учитывается, но при этом может быть скорректировано, если объективные данные указывают на то, что студенту целесообразно изучать другой основной восточный язык. Это одновременно и первый выбор, и первый серьезный тест на соответствие желаний первокурсника его возможностям.

Со второго курса начинается изучение второго восточного языка, который студенты выбирают самостоятельно. Это может быть арабский, иврит, персидский, турецкий, вьетнамский, китайский, корейский и японский и, наконец, названный мною выше хинди (при условии набора необходимого для формирования группы числа студентов).

Концепция изучения второго восточного языка имеет для нас принципиальное значение и предполагает, что студент уже на бакалаврском уровне будет использовать этот язык в своих исследовательских и учебных целях. Иными словами, речь идет не о дополнительном восточном языке, а о вполне самостоятельном аспекте образования, который может принципиально повлиять на будущую карьеру.

— Есть ли у вас есть примеры, когда второй восточный язык для карьеры оказывался важнее первого?

— Да, такое бывает, когда студенты с основным китайским и вторым вьетнамским, корейским, японским и даже арабским, а арабисты со вторым турецким или ивритом отправляются на языковую стажировку на четвертом курсе в страну, соответствующую второму восточному языку. Так, студенты, изучающие вьетнамский язык, регулярно выбирают для языковой стажировки университеты Вьетнама, студенты-китаисты проходят стажировки в Японии и Корее. Некоторые студенты продолжают образование на магистерских программах в университетах стран своего второго восточного, например, в Турции. Будем откровенны — это скорее исключения из правил, но они прекрасно иллюстрируют ту свободу выбора, которую имеют наши студенты, формируя свою образовательную траекторию.

Кроме того, в учебный план включено изучение второго (помимо английского) европейского языка, выбор которого студенты также осуществляют самостоятельно и также, нередко, в соответствии с изучаемым восточным языком. Например, для арабистов это может быть французский, а для индологов  индийский английский — хинглиш.

— Хинглиш — это особый язык?

— Да, это распространенный в Индии смешанный язык на основе английского и нескольких местных языков.

— Значит ли, что ваша программа, в первую очередь языковая?

— Действительно, в основе нашей программы лежит глубокое и всестороннее изучение восточных языков. Но это только основа, фундамент, инструмент, используя который студент продолжает строить свою индивидуальную образовательную траекторию, а затем — и профессиональную карьеру. К слову, востоковедные карьеры бывают весьма причудливыми и удивительными — от исследовательской кабинетной работы до практической деятельности в странах Азии и Африки в самых разных сферах — экономических, дипломатических, политических. Важным элементом подготовки к непредсказуемым поворотам карьеры востоковеда является майнор — полноценный учебный день занятий по практически любой невостоковедной программе на втором и третьем курсах, который студенты выбирают самостоятельно. Майнор дает дополнительные знания и навыки по политологии, data science, филологии, менеджменту, антропологии, экономике и праву и позволяет нашим студентам расширить свой востоковедный интеллектуальный багаж знаниями из других научных дисциплин.

— Какие востоковедные дисциплины, помимо языков, входят в программу обучения?

— На первых двух курсах студенты осваивают базовые востоковедные дисциплины — лингвистику, историю и источниковедение, географию стран Азии и Африки, антропологию. На третьем курсе — самый важный шаг после выбора основного восточного языка: разделение на две специализации. Первая специализация — «Общество и культура стран Азии и Африки» — ориентируется на развитие навыков академической и исследовательской деятельности. Вторая —  «Политическое и социально-экономическое развитие стран Азии и Африки» — имеет практико-ориентированный характер, сохраняя элементы научно-исследовательской работы. Обе специализации дают студентам возможность в будущем заниматься как научной, так и практической деятельностью, лишь на два-три года откладывая принципиальное решение вопроса, к какому роду востоковедной деятельности (исследовательскому, преподавательскому или практико-ориентированному) посвятить следующий этап своей жизни.

— В чем особенность востоковедного образования в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург по сравнению с востоковедными программами более чем двадцати других российских университетов?

— При всей внешней схожести востоковедного образования в различных университетах РФ, программы обучения в каждом из них совершенно разные, по-разному преподаются даже восточные языки, не говоря уже о страноведческих и общих теоретических дисциплинах.

Так вот, имея близкую по духу образовательную модель с нашими коллегами в НИУ ВШЭ Москвы, создавая общее востоковедное образовательное пространство, развивая межкампусные учебные курсы, мы сохраняем специфику и неповторимость наших образовательных программ. В чем же эта специфика и неповторимость востоковедного образования в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург?

Прежде всего, в востоковедной программе бакалавриата НИУ ВШЭ —  Санкт-Петербург делается упор на академическое образование, то есть не только на подготовку востоковедов-практиков, но и на развитие у студентов навыков научно-исследовательской работы в области фундаментальной востоковедной науки: лингвистики, литературоведения, истории, культурной и социальной антропологии, международных отношений, экономики, политологии, культурологии и ряда других отраслевых наук.

Буквально с первого курса наши студенты включаются в работу Студенческого научного общества Департамента востоковедения и африканистики, научно-учебных групп, которыми руководят самые опытные и авторитетные преподаватели, присоединяются к проектным исследованиям под руководством ученых из Российской академии наук, научных институтов и центров. Не стоит забывать, что во всем мире от Японии и Китая до США и Канады карьера ученого с международным именем — это не только весьма престижное, но и экономически выгодное занятие.

А как стать ученым с международным именем, как выйти на глобальную научную траекторию, как стать получателем престижных грантов и целевого финансирования?  Именно этому и пытаются научить своих студентов востоковеды НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

— Как быть тем, кто не видит или пока еще не видит себя в роли ученого или исследователя, кому по душе активный образ жизни и живое человеческое общение в сферах, далеких от академической науки, например, в бизнесе, медиасфере, политике или искусстве? 

— Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на биографии крупных бизнесменов, топ-менеджеров, видных журналистов и политиков. Большинство из них, как принято говорить, «остепененные», то есть имеют степень кандидата, доктора наук или PhD. Полагаете, что это случайность? Едва ли! Нынешний президент России и его предшественник — кандидаты наук, почти все лидеры основных фракций российского парламента — доктора и кандидаты наук, то же самое можно сказать о многих министрах правительства и их заместителях, дипломатах и главах крупнейших корпораций. Ученые степени имеют ныне действующий заместитель министра иностранных дел РФ М. Л. Богданов, бывший посол РФ в Кувейте, Турции и Израиле П. В. Стегний, бывший посол РФ в Саудовской Аравии, а ныне профессор НИУ ВШЭ А. Г. Бакланов и многие другие видные российские дипломаты и политики.  Есть, конечно, исключения, но и в этом случае «неостепененные» руководители стараются привлечь в свое окружение тех, кто имеет репутацию серьезного ученого или креативного исследователя. Чем дальше мы уходим от пресловутых 90-х и нулевых, тем острее осознается потребность в образованных, более того — дипломированных на самом высоком уровне специалистах. Гуманитарная сфера здесь совсем не отстает от естественных и технических наук, скорее наоборот: если в естественных и технических областях больше ценятся специалисты-практики, то в гуманитарной сфере — чем выше научная квалификация, тем более престижную и выгодную работу вам могут предложить.

Вывод из сказанного мы делаем такой: не всякому суждено и нужно становиться ученым, но в области востоковедения, где развитие науки идет опережающими темпами, каждому студенту следует попытать счастья на научном поприще, попробовать добиться научного признания, а уже потом решать, продолжать ли научную карьеру или использовать свое научное оснащение для построения карьеры в вышеназванных практических сферах, где научная квалификация, поверьте, будет оценена высоко — прежде всего благодаря ее уникальности.