О программе
Образовательная программа «Востоковедение» открыта в 2014 году, реализуется Институтом востоковедения и африканистики. Она сочетает лучшие традиции петербургской востоковедной школы с новейшими достижениями науки о Востоке и социогуманитарного знания в целом. Программа направлена на подготовку cовременных специалистов мультикультурального уровня. К базовому профессиональному образованию востоковеда добавляется ещё одно профессиональное направление. Таковыми могут быть экономика, социология, культурология, психология, международные отношения, правоведение и многие другие.
В условиях глобальной неопределенности такие «бинарные» специалисты нужны и государственным структурам, и частным компаниям - как российским, так и зарубежным. В таких специалистах нуждается и современная наука; их знания питают интернет-пространство, без них немыслимо современное образование. Именно таких специалистов готовит бакалаврская программа «Востоковедение». Уникальные специалисты, имеющие наряду с востоковедным образованием еще одну, а порой, и две смежные специальности, и преподают на программе «Востоковедение», которая в 2024-2025 учебном году объявляет свой одиннадцатый набор.
Обращение к абитуриентам академического руководителя программы «Востоковедение» Марии Солощевой
Дорогие абитуриенты, уважаемые родители и все те, кто интересуется востоковедной программой ВШЭ в Санкт-Петербурге!
Как академический руководитель программы я рада приветствовать всех, кто заинтересован в получении востоковедного образования, или ещё не принял решение, куда поступать, но думает, что востоковедение может быть тем направлением образования, которое сочетает в себе и романтику, и прагматизм, и заинтересованность в получении уникальных знаний.
Современное образование в России, как и во всем мире, переживает кризис роста. Мир меняется, меняются условия труда, меняется политическая система мира, меняется культура, экономика перестаёт подчиняться привычным законам.
Вопросы, которые в связи с этим сегодня задают и в России, и в Китае, и в США, и в Японии:
- Как и чему учить новое поколение?
- Что оно должно знать, что оно должно уметь?
- Каким критериям должен соответствовать современный образованный человек?
Я попытаюсь представить нашу образовательную программу как ответ на эти вопросы.
В XXI веке многие страны Востока демонстрируют удивительную динамику не только экономического, но и культурного развития. Страны Востока становятся авангардом, лидером глобальных культурных преобразований. В то же время коллективный Запад остаётся крупнейшей экономикой и военной силой современного мира. В этом непростом динамичном балансе родился наш образовательный проект.
В качестве идеальной цели мы рассматриваем подготовку универсального специалиста, который не только имеет базовые знания по нескольким производственным и научным отраслям, но и способен быстро реагировать на потребности рынка труда, а главное, способен самостоятельно достраивать и реконструировать здание своего образования. В рамках нашего образовательного проекта вы можете получить знания по широкому спектру предметов.
1. Прежде всего, студент востоковедной программы НИУ ВШЭ СПб изучает 2 европейских и 2 восточных языка. Образовательный процесс идёт на русском и английском языках. Основной восточный язык студент нашего бакалавриата изучает все 5 лет обучения. В этом году основным восточным языком может быть арабский, китайский, корейский, хинди или японский.
Второй восточный язык мы рассматриваем как часть специальности наравне с первым восточным языком. 3-годичный курс второго восточного языка позволяет студенту получить не только вторую востоковедную специальность, но и перейти с уровня специалиста по конкретной стране (страноведа) на уровень регионального специалиста, а в определенных случаях – межрегионального. Дело в том, что только в нашем востоковедном проекте, наряду со вторым языком основного региона можно выбрать язык совершенно другого региона. К примеру, китаист может изучать вьетнамский, корейский, хинди, японский, или арабский, персидский, турецкий, иврит. Это, безусловно, ответ на вызов современной эпохи.
Одна из концепций нашего образования – дать студентам возможность проявить инициативу, интуицию, в определённом смысле даже предвидение. Студент-востоковед должен учиться чувствовать этот мир, гибко реагировать на происходящие в нем изменения и искать собственный путь, где он сможет использовать тот незаурядный багаж знаний, который он у нас получит.
Второй европейский язык (немецкий, французский или испанский, тоже по выбору) делают наше образование ещё более универсальным.
2. Наряду с лингвистической подготовкой мы ставим на второе место историческую, культурологическую, религиоведческую подготовку. Важное значение в востоковедном образовании имеет изучение отношений России со странами Востока, понимание того, что в этих отношениях является ценностью, а что влияет на них негативно. Все это – часть востоковедного образования.
3. Ядро образовательной программы, состоящее в первую очередь из языковых и исторических дисциплин, составляет около 50% программы. Вторую половину образования представляют дисциплины по выбору студентов, которые могут специализироваться в таких областях как культурология, политология, экономика, социология и, конечно, традиционные филология и история стран изучаемого региона. У нас нет ни одного, если так можно выразиться, стандартного выпускника. Но их объединяет прекрасная языковая подготовка и глубокое знание стран и регионов изучаемых языков. Поэтому, поступая на нашу востоковедную программу, абитуриент может планировать дальнейшее развитие практически в любом образовательном пространстве.
Приобретая универсальный набор компетенций, за значительную их часть студенты несут личную ответственность, выбирая из большого разнообразия то, что соответствует их склонностям и способностям. Это и есть образование XXI века, когда ответственность за выбор содержания и, соответственно, за качество образования несут как преподаватели, так и студенты.
Более подробно я всегда готова рассказать о нашей программе на Днях открытых дверей, на которые с удовольствием приглашаю всех тех, кто хочет сделать правильный выбор своего жизненного пути.
Учебный план
Профессиональные дисциплины учебного плана делятся на три раздела; базовые (обязательные) дисциплины, дисциплины по выбору и практическая подготовка.
Первый и второй восточные языки относятся к блоку дисциплин по выбору, так же как и второй европейский язык.
Первый восточный язык - арабский, китайский, корейский, хинди или японский - студенты выбирают при поступлении. На втором курсе студенты выбирают один из девяти вторых восточных языков: арабский, иврит, персидский, турецкий, хинди, вьетнамский, китайский, корейский, или японский.
Европейские языки.
На первом и втором курсе студенты изучают английский язык. Начиная со второго курса Учебный план предусматривает преподавание дисциплин на английском языке.
На третьем курсе студенты слушают годовой базовый курс по второму европейскому языку — немецкому, французскому или испанскому на выбор.
Конкурентоспособность выпускников дополнительно возрастает благодаря наличию в учебном плане концентраций дисциплин по выбору обучающихся:
- «Политическое развитие стран Востока»,
- «Экономическое развитие стран Востока»,
- «Международные отношения»,
- «Социология»,
- «Культура и искусство стран Востока»,
- «Философия и религиоведение».
Изучение дисциплин этих концентраций длится с 3 по 5 курс.
Учебный план предусматривает чтение курсов по актуальным вопросам востоковедения в тесном взаимодействии со Школой востоковедения НИУ ВШЭ в Москве. В частности, студенты нашей программы слушают межкампусные дисциплины, лекторами которых выступают преподаватели обоих кампусов.
Практическая подготовка включает учебную и научно-педагогическую практики, написание индивидуальных исследовательских работ (курсовых и ВКР), а также выполнение индивидуальных и групповых проектов. Каждый из студентов должен выполнить за 4-5 курсы не менее четырёх практико-ориентированных или исследовательских проектов, таких как поддержка пабликов на восточных языках или посвящённых странам Востока, подготовка субтитров для видео на восточных языках, организация мероприятий, перевод текстов и т.д. Проекты студенты выбирают сами, в зависимости от своих склонностей и способностей.
В учебном плане методики научного анализа, выработанные современными общественными науками (социологией, политологией, экономикой, культурной антропологией и др.), уникальным образом сочетаются с классическими востоковедными традициями, связанными с изучением современных и древних восточных языков, рукописных памятников и редко встречающихся в современной повседневной жизни форм культуры.
Дополнительные специализации (Майноры)
На 2-3 курсах студенты-востоковеды могут выбрать майнор - дополнительную специализацию, состоящую из четырех дисциплин, изучаемых последовательно.Существуют традиционно широкие для ВШЭ возможности специализироваться в области международной экономики и международного менеджмента, есть и другие направления, такие как анализ больших данных, креативные индустрии, социология, психология, дизайн и многое другое.
Майноры реализуются в межкампусном формате, а это значит, что можно слушать лекции преподавателей всех четырех кампусов ВШЭ. Вот примеры некоторых майноров, на которых учатся наши студенты:
Управление городской культурой и креативными индустриями
Современное искусство: введение в историю и музейно-выставочную практику
Трудоустройство и правовое регулирование трудовых отношений
Язык, культура и преподавание иностранных языков
Международный бизнес в зарубежных странах в эпоху санкций
Международная безопасность и управление конфликтами
Институты, идеи и процессы в современной политике
Финансовые рынки и финансовая аналитика
Религии мира: традиции и тексты
Прошлое в настоящем: исторические процессы в локальном и мировом контексте
Практика и стажировки
Для студентов, обучающихся на программе, предусмотрено прохождение нескольких видов практик в музеях, библиотеках, архивах, исследовательских институтах, редакциях СМИ, туристических компаниях, органах и учреждениях исполнительной власти Санкт-Петербурга и Москвы, в частности в структурах Министерства иностранных дел.
На 4-5 курсах предусмотрено прохождение студентами проектной практики по выбору, инициаторами которой могут стать сами студенты. Большой популярностью среди студентов-востоковедов пользуются такие проекты, как проведение конференций и других научных мероприятий в рамках Студенческого научного общества, субтитрирование видео на восточных языках, запись видеоэкскурсий на восточных языках, организация работы профильных клубов (Китайский клуб, Ближневосточный клуб, Японский клуб, Корейский клуб и др.), и др.
Программой предусмотрены языковые и исследовательские стажировки в странах изучаемых восточных языков различной продолжительности (от краткосрочных до 10-месячных).
Наши преимущества
- Изучение 2-х восточных и 2-х европейских языков;
- Пятилетний срок обучения с включенными в учебный план стажировками в странах изучаемых регионов;
- Развитие практических навыков экспертного анализа и взаимодействия со странами Востока;
- Высокая вариативность учебного плана (треки по экономике, социологии, политологии, международным отношениям, культуре и искусству, философии и религии);
- Сильнейший преподавательский состав (доктора и кандидаты наук, носители языков и культур изучаемых регионов).
Интервью с профессором Миланой Юрьевной Илюшиной об особенностях обучения на программе
Профессор программы «Востоковедение» Милана Юрьевна Илюшина рассказывает об особенностях обучения, нововведениях, языковой подготовке и перспективах студентов в области востоковедения.
— Милана Юрьевна, в 2021 году востоковедная программа НИУ ВШЭ снова заняла первое место по качеству приема бюджетных студентов и второе, после МГУ, — по качеству студентов, принятых на внебюджетной основе. Это выдвигает «Востоковедение» Питерской Вышки в ряд самых рейтинговых с точки зрения абитуриентов программ современной России. Как вы можете прокомментировать эти факты?
— В последние годы к нам действительно поступают лучшие выпускники петербургских и московских школ, а также средних учебных заведений всех регионов России. Многих абитуриентов привлекает программа обучения, рассчитанная на пятилетний, а не на четырехлетний период, что влияет на качество обучения, а также наш принципиальный подход к востоковедению как комплексному и мультидисциплинарному изучению стран Востока, а к востоковедному образованию — как к творческому процессу, в котором студент имеет право и возможность влиять на формирование своей образовательной траектории. И, конечно, это качество преподавания восточных языков, о чем я готова рассказать подробнее.
— Качество языковой подготовки на востоковедной программе — безусловно, важнейший вопрос, который интересует абитуриентов. Расскажите, что нового ожидает тех, кто поступит на вашу программу в 2021 году?
— Во-первых, это тот новый образовательный контент, проще говоря — содержание учебной программы первых трех лет обучения, с которым можно познакомиться на сайте. И во-вторых, речь идет о предоставляемом пятилетним бакалавриатом широком спектре применения восточных языков — от чтения классических древних текстов до овладения речевой культурой масс-медиа и специальной лексикой коммерческих переговоров и документов. В этом году абитуриенты в качестве основного восточного языка смогут выбрать арабский, китайский или японский. При условии успешного освоения пятилетней программы выпускники будут владеть им на профессиональном уровне, достаточном и для научно-исследовательской деятельности, и для прикладной переводческой работы.
Занятия в языковых группах по разным аспектам ведут два-три преподавателя, в том числе носители языка. На старших курсах к преподаванию восточного языка привлекаются не только преподаватели-практики, но также кандидаты, доктора наук и ученые со степенью PhD. Их занятия проходят в формате лингвострановедческих коллоквиумов, которые дают не меньше знаний, чем обычные лекции и семинары.
Со второго курса начинается изучение второго восточного языка, который студенты выбирают самостоятельно. Это может быть арабский, иврит, персидский, турецкий, вьетнамский, китайский, корейский и японский и, наконец, названный мною выше хинди (при условии набора необходимого для формирования группы числа студентов).
Концепция изучения второго восточного языка имеет для нас принципиальное значение и предполагает, что студент уже на бакалаврском уровне будет использовать этот язык в своих исследовательских и учебных целях. Иными словами, речь идет не о дополнительном восточном языке, а о вполне самостоятельном аспекте образования, который может принципиально повлиять на будущую карьеру.
— Есть ли у вас есть примеры, когда второй восточный язык для карьеры оказывался важнее первого?
— Да, такое бывает, когда студенты с основным китайским и вторым вьетнамским, корейским, японским и даже арабским, а арабисты со вторым турецким или ивритом отправляются на языковую стажировку на четвертом курсе в страну, соответствующую второму восточному языку. Так, студенты, изучающие вьетнамский язык, иногда выбирают для языковой стажировки университеты Вьетнама, студенты-китаисты проходят стажировки в Японии и Корее. Некоторые студенты продолжают образование на магистерских программах в университетах стран своего второго восточного, например, в Турции. Будем откровенны — это скорее исключения из правил, но они прекрасно иллюстрируют ту свободу выбора, которую имеют наши студенты, формируя свою образовательную траекторию.
Кроме того, в учебный план включено изучение второго (помимо английского) европейского языка, выбор которого студенты также осуществляют самостоятельно и также, нередко, в соответствии с изучаемым восточным языком. Например, для арабистов это может быть французский или испанский, а для тюркологов — немецкий.
— Значит ли, что ваша программа, в первую очередь языковая?
— Действительно, в основе нашей программы лежит глубокое и всестороннее изучение восточных языков. Но это только основа, фундамент, инструмент, используя который студент продолжает строить свою индивидуальную образовательную траекторию, а затем — и профессиональную карьеру. К слову, востоковедные карьеры бывают весьма причудливыми и удивительными — от исследовательской кабинетной работы до практической деятельности в странах Азии и Африки в самых разных сферах — экономических, дипломатических, политических. Важным элементом подготовки к непредсказуемым поворотам карьеры востоковеда является майнор — полноценный учебный день занятий по практически любой невостоковедной программе на втором и третьем курсах, который студенты выбирают самостоятельно. Майнор дает дополнительные знания и навыки по политологии, data science, филологии, менеджменту, антропологии, экономике и праву и позволяет нашим студентам расширить свой востоковедный интеллектуальный багаж знаниями из других научных дисциплин.
— В чем особенность востоковедного образования в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург по сравнению с востоковедными программами более чем двадцати других российских университетов?
— При всей внешней схожести востоковедного образования в различных университетах РФ, программы обучения в каждом из них совершенно разные, по-разному преподаются даже восточные языки, не говоря уже о страноведческих и общих теоретических дисциплинах.
Так вот, имея близкую по духу образовательную модель с нашими коллегами в НИУ ВШЭ Москвы, создавая общее востоковедное образовательное пространство, развивая межкампусные учебные курсы, мы сохраняем специфику и неповторимость наших образовательных программ. В чем же эта специфика и неповторимость востоковедного образования в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург?
Прежде всего, в востоковедной программе бакалавриата НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург делается упор не только на подготовку востоковедов-практиков, но и на развитие у студентов навыков научно-исследовательской работы в области фундаментальной востоковедной науки: лингвистики, литературоведения, истории, культурной и социальной антропологии, международных отношений, экономики, политологии, культурологии и ряда других отраслевых наук.
Буквально с первого курса наши студенты включаются в работу Студенческого научного общества Института востоковедения и африканистики, научно-учебных групп, которыми руководят самые опытные и авторитетные преподаватели, присоединяются к проектным исследованиям под руководством ученых из Российской академии наук, научных институтов и центров. Не стоит забывать, что во всем мире от Японии и Китая до США и Канады карьера ученого с международным именем — это не только весьма престижное, но и экономически выгодное занятие.
— Как быть тем, кто не видит или пока еще не видит себя в роли ученого или исследователя, кому по душе активный образ жизни и живое человеческое общение в сферах, далеких от академической науки, например, в бизнесе, медиасфере, политике или искусстве?
— Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на биографии крупных бизнесменов, топ-менеджеров, видных журналистов и политиков. Большинство из них, как принято говорить, «остепененные», то есть имеют степень кандидата, доктора наук или PhD. Полагаете, что это случайность? Едва ли! Нынешний президент России и его предшественник — кандидаты наук, почти все лидеры основных фракций российского парламента — доктора и кандидаты наук, то же самое можно сказать о многих министрах правительства и их заместителях, дипломатах и главах крупнейших корпораций. Ученые степени имеют ныне действующий заместитель министра иностранных дел РФ М. Л. Богданов, бывший посол РФ в Кувейте, Турции и Израиле П. В. Стегний, бывший посол РФ в Саудовской Аравии, а ныне профессор НИУ ВШЭ А. Г. Бакланов и многие другие видные российские дипломаты и политики. Есть, конечно, исключения, но и в этом случае «неостепененные» руководители стараются привлечь в свое окружение тех, кто имеет репутацию серьезного ученого или креативного исследователя. Чем дальше мы уходим от пресловутых 90-х и нулевых, тем острее осознается потребность в образованных, более того — дипломированных на самом высоком уровне специалистах. Гуманитарная сфера здесь совсем не отстает от естественных и технических наук, скорее наоборот: если в естественных и технических областях больше ценятся специалисты-практики, то в гуманитарной сфере — чем выше научная квалификация, тем более престижную и выгодную работу вам могут предложить.
Вывод из сказанного мы делаем такой: не всякому суждено и нужно становиться ученым, но в области востоковедения, где развитие науки идет опережающими темпами, каждому студенту следует попробовать добиться научного признания, а уже потом решать, продолжать ли научную карьеру или использовать свое научное оснащение для построения карьеры в вышеназванных практических сферах, где научная квалификация, поверьте, будет оценена высоко — прежде всего благодаря ее уникальности.
Но и те студенты, которые не настроены на магистратуру и аспирантуру, найдут себя на нашей программе, на которой к базовому профессиональному образованию востоковеда добавляется ещё одно профессиональное направление. Таковым может быть экономист, социолог, культуролог, психолог, международник, правовед и многие другие.
В условиях глобальной неопределенности такие «бинарные» специалисты нужны и государственным структурам, и частным компаниям - как российским, так и зарубежным. В таких специалистах нуждается и современная наука; их знания питают интернет-пространство, без них немыслимо современное образование. И таких специалистов готовит бакалаврская программа «Востоковедение».