О Дацане Гунзэчойнэй, буддийских праздниках и важности образования
Дацан Гунзэчойнэй – это сердце буддизма на Северо-Западе России. Основанный в начале ХХ в. по инициативе выдающегося бурятского ламы и дипломата Агвана Доржиева, Санкт-Петербургский буддийский храм уже много десятилетий служит духовным приютом для тысяч буддистов из разных городов России и всех, кто только начинает свое знакомство с буддизмом.
Если вы хотите поближе познакомиться с философией буддизма и основными буддийскими обрядами и традициями, то празднования, посвященные наступлению буддийского Нового года 12 февраля, могут стать одним из поводов посетить Дацан Гунзэчойнэй этой зимой. Новый год (по-бурятски – Сагаалган) празднуется целый месяц, в течение которого принято проводить многочисленные ритуалы, совершать подношения.
Для того, чтобы больше узнать о традиционных буддийских праздниках, Сагаалгане и истории Дацана Гунзэчойнэй, мы накануне Нового года по лунному календарю встретились с досточтимым настоятелем Дацана Бадмаевым Будой Бальжиевичем.
Буда Бальжиевич, расскажите, пожалуйста, об истории буддийской общины в Санкт-Петербурге.
Я являюсь настоятелем Дацана с 1997 года, а пришел я сюда, когда Дацан только передавался буддийской Сангхе (общине. — Примеч. ред.), в 1990 году. За это время здесь появилась большая община верующих буддистов – бурятов, калмыков, тувинцев и в том числе и русские, которые проживали здесь и образовали общину.
12 февраля наступает Новый год по буддийскому календарю. Какие еще главные праздники существуют в буддизме?
Существует шесть больших буддийских праздников. Первый – это Новый год, который начинается уже завтра. Затем идет праздник божества Калачакры, которое переводится как «Колесо времени». Третий праздник — это день рождения Будды, примерно то же самое, как и Рождество Христово. Четвертый большой праздник — это приход Будды Майтрейи, следующего Будды, которого так же по аналогии с христианством называют Мессией. Мы молимся, чтобы он побыстрее, раньше времени пришел на Землю (с именем Будды Майтрейи связывают наступление новой эры и восстановление справедливости в мире. — Примеч. ред.). Пятый праздник называется Лхабаб Дуйсен – это нисхождение Будды с небес Тушита. Это очень большой праздник. Будда в свое время увидел, что его мать находится среди небожителей. Он поднялся на небеса Тридцати трёх богов и там он проповедовал учение Буды своей матери, Махамайе, которая его родила. И после того, как он находился на небесах три дня, по земным меркам получилось три года. Люди истосковались по Будде и попросили его, чтобы он вернулся обратно, тогда он и спустился на землю. И, наконец, шестой праздник, который празднуется в ноябре или декабре, – день Паринирваны Чже Цонкапы (основателя школы Гелуг, одной из ведущих тибетских буддийских школ. — Примеч. ред.), который так же называют Праздником тысячи свечей.
Также в течение каждого месяца существуют три важных праздника. Первый из них - восьмой лунный день или день Будды медицины. Затем полнолуние (15-й) - день Будды Амитабхи или день просветления Будды, ведь именно в полнолуние Будда достиг просветления. И тридцатый лунный день – праздник, связанный с женским божеством Зелёная Тара.
Говоря о праздновании буддийского Нового года, есть ли какие-то особенности отмечания этого большого праздника в Петербурге по сравнению с другими центрами буддизма? Допустим, в Бурятии или Калмыкии.
Почти везде традиции и обычаи являются одинаковыми, в том числе и ритуальная часть. Мы все являемся представителями Традиционной Буддийской Сангхи Россиии мы проводим ритуалы согласно нашему календарю. Скажем, вчера (10 февраля. — Примеч. ред.), в день очищения,был разведён ритуальный костер, а в ночь с 11 на 12 февраля будет ночная служба, и уже утром наступит первый день Нового года.
Меняются ли многовековые буддийские традиции празднования Нового Года под влиянием изменяющегося мира?
Самое стабильное в жизни – это религия, поскольку существует канон, который никогда нельзя менять никаким образом. То же самое и в христианстве: есть определенный канон – Библия. Точно так же и наши традиции остаются неизменными в любое время.
Что бы Вы пожелали востоковедам НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург в наступающем году?
В первую очередь, как духовный руководитель, я хочу, чтобы вы достигали внутреннего духовного роста. Но духовный рост невозможен без освоения знаний, без учебы, и поэтому, если человек хочет развиваться духовно, он делает это всю жизнь. Вы сейчас занимаетесь накоплением знаний, в частности, изучаете экономику. Я тоже учился в университете, и как бывший студент понимаю, что экономика напрямую связана со знанием человека. В экономике есть стабильные потребности, которые существовали и миллион лет назад, и временные вещи, которые постоянно меняются. Поэтому понимать экономику – это в том числе означает и постигать духовное состояние личности. Если вы, будучи востоковедами, будете понимать духовность, вы станете хорошими специалистами. Так что ваша задача – хорошо учиться и соединять учебу с поддержанием духовных ценностей. Несмотря на то, что их постоянно пытаются как-то исказить, изменить, но так или иначе моральные устои общества продолжают существовать. Если же такие ценности не соблюдаются, в мире начинают проявляться катаклизмы, такие как войны, например. Знание и понимание духовности же должны служить людям и улучшать жизнь всех живых существ. Важно помнить, что если в вас будет духовность, вы не будете гоняться за прибылью (поскольку не связана с духовным аспектом и непостоянна — Примеч. ред.), а, наоборот, станете искать стабильность во всех её проявлениях.
Беседу провели студентки ОП «Востоковедение» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург - Анна Дубинец и Екатерина Мельникова.