Выставка Цуй Жучжо «Мерцание гладкой яшмы»
Осенью 2016 года студентки Петербургского кампуса НИУ ВШЭ ОП "Востоковедение" попробовали себя в качестве волонтеров на выставке китайской живописи художника Цуй Жучжо. Валерия Виноградова, Дарья Прыгунова и Александра Тучкова рассказывают об опыте и впечатлениях, полученных ими во время проведения экспозиции в ЦВЗ "Манеж".
Валерия Виноградова:
Один из самых интересных аспектов обучения востоковедению, да еще и в Петербурге – это возможность поближе познакомиться с восточной культурой. Ощущения от работы на выставке были смешанные: волнение перед возможными ошибками и оговорками в течение экскурсий, наполненных постоянной суетой посетителей, смятение перед гигантскими полотнами и достижения некоего катарсиса по окончании каждого рабочего дня под звуки традиционной китайской музыки.
Особое удовольствие доставило общение с посетителями: в рутине повседневности мы бы вряд ли когда-либо познакомились со всеми этими людьми, которые зачастую могут рассказать даже больше, чем ты знаешь сам, будучи студентом восточного направления. И такой диалог подчас обогащает гораздо больше, нежели вечерние зубрежки под звуки жужжащего процессора. Среди других плюсов этой работы - личная встреча с художником Цуй Жучжо, чьим работам и была посвящена выставка, и новые друзья, найденные в команде волонтеров.
Александра Тучкова:
В начале осени ЦВЗ "Манеж" дал своим посетителям возможность расширить знания об искусстве Китая, непостижимом и зачастую неизвестном воспитанному в западной цивилизации человеку. Посетители задерживались на выставке более, чем на 2 часа, подолгу замирая перед картинами вместе с временем. Говорить о Цуй Жучжо сложно, охватить взглядом величественные картины - практически невозможно. Музыка, живопись, строки из древнекитайских стихов в названиях картин рождают множество смыслов, позволяя мыслям пуститься в свободный полёт. Цуй Жучжо владеет уникальной техникой: он пишет пальцами и ладонью. Достигнуть этого можно только владея кистью в совершенстве, но художник занимается живописью с детства, а одним из его учителей был Ци Байши. Пространство картин Цуй Жучжо сбалансировано, смысл символичен. Много лет художник прожил в Америке, что оказало влияние на формирование его творческого стиля, в котором гармонично сочетаются традиционная китайская живопись го хуа и абстрактный экспрессионизм. Одни говорят: "В нём много Джексона Поллока*". Другие же восхищаются многовековым китайским культурным наследием, познание которого очень лично для каждого.
*американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма.
Дарья Прыгунова:
Цуй Жучжо, чьи картины идеально вписались в масштабное выставочное пространство, является одним из самых высокооплачиваемых художников Поднебесной (одна из его картин «Великий снежный пейзаж горного Цзяннаня» была продана за $30,4 млн), его картинами могут похвастаться частные коллекции Рональда Рейгана и Генри Киссинджера. И я считаю, что это не просто так. Его картины действительно заслуживают восхищения и я была готова всю смену наслаждаться его удивительными пейзажами, которые просто поражали своими масштабами (некоторые его работы достигали 3,5 метра в высоту и 1,5 метра в длину).
Однако волонтер еще и обязан отвечать на вопросы посетителей, а иногда мне даже удавалось проводить целые экскурсии. Невозможно рассказать об эмоциях, которые я получала, видя, как посетители внимательно и заинтересованно слушают то, о чем я рассказываю. Стоит признать, что знание китайского языка, а также тот факт, что я учусь на ОП «Востоковедение», во многом помогли мне лучше понять художника, а также более полно и доступно донести информацию до посетителей. Я действительно благодарна «Манежу» за то, что он предоставил мне удивительную возможность погрузиться в мир китайской живописи.