Как «нескучно» изучать бюджет в цифровом формате на программе «Управление и аналитика в государственном секторе»
Осенний конкурс Фонда образовательных инноваций принес победу в «Марафоне преподавателей Вышки» преподавателю нашей программы, доценту департамента финансов НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Елене Юрьевне Смирновой, которая рассказала о своих педагогических цифровых находках в работе с нашими бакалаврами 2 курса по дисциплине «Бюджетный процесс в Российской Федерации».
Елена Юрьевна, из 36 заявок жюри выбрало Ваши разработки, какие педагогические находки преподавания позволила вам выйти в финал?
Работая со второкурсниками ОП «Управление и аналитика в государственном секторе» по изучению бюджетной системы государства, теоретический материал учебников я дополнила междисциплинарным практическим заданием с элементами Data Culture. Мы рассматриваем управленческие группировки показателей по кодам бюджетной классификации. Именно эти «секретные» коды были предложены студентам. Они нашли их и распознавали в большом реальном наборе данных о городском бюджете на сайте «Открытый бюджет Санкт-Петербурга». Здесь в дополнение к учебнику полезным интерактивным справочником стал федеральный портал «Электронный бюджет». Ребята группировали отчетные показатели, сделали анализ расходной части бюджета нашей северной столицы. И они оказались перед решением трех учебных кейсов: разобраться с расходами профильного комитета администрации, сделать анализ ведомственной структуры расходов по государственной программе, а также выяснить, как в одном из районов города формируется программно-целевая структура расходов. При обсуждении результатов всем стало ясно, что кропотливое изучение на открытых государственных данных реалий бюджетного учета дает хорошую основу для творческой аналитической работы. Удалось закрепить у студентов их базовые навыки Data Culture. Они могли сверить свои ответы с дашбордами сайта Комитета финансов Санкт-Петербурга. И получился повод для дополнительных знаний — ежегодные общедоступные материалы Комитета «Бюджет для граждан». Для разных видов самостоятельной аналитической работы студенты приобрели стартовый полезный опыт для их будущей продуктивной деятельности и развития профессиональной карьеры. Как финансист, хочу отметить, что бюджетная классификация — это простейшая форма информационно-логического моделирования. За то время, которое есть у руководителя для выбора решения, аналитик может системно обобщить данные, агрегировать их до уровня, поддающегося осмыслению. Известна версия историков, что древнейшее финикийское письмо первоначально зародилось для ведения учета торговых операций: метка классификатора и сумма сделки. В наше время при помощи мощных компьютеров факты о хозяйственной деятельности в цифровой форме регистрируются и накапливаются. Но сам справочник кодов управленческой группировки счетов всегда составляет аналитик. Такая информация используется на всех уровнях: в персональном бюджете, в коммерческом учете, в общественных финансах. Работа с моделью «таблица фактов + справочник кодов группировки» — это ключевой этап обработки данных для получения информации, пригодной для анализа, чтобы уменьшить неопределенность и принимать рациональные решения во всех отраслях экономики.
Никитина Дарья, студентка 2-ого курса ОП УАГС о полезности освоения DataCulture в знаниях о бюджетном процессе
Считаю, это, безусловно, важная дисциплина. Я работала с большими массивами данных. Здесь программные средства, конечно, позволили мне исходную информацию агрегировать и проанализировать. Но строить обоснования для правильного управленческого решения нелегко, нужно, выявить все особенности структуры данных. Нас обучают статистическому анализу данных, построению математических моделей, программирование в Python и не только. И я попробовала применять эти знания для курса «Бюджетный процесс в Российской Федерации», чтобы разобраться с исполнением расходов бюджета в районах Санкт-Петербурга. Выбрала для анализа Выборгский район. Я долго в нем жила и решила посмотреть: что в нём сейчас развивается и планируется на перспективу. Мне был интересен поиск из большого массива информации, выбор методов анализа данных. В итоге удалось сделать необходимый срез, визуально дать анализ структуры расходов района за 2021 год. Затем я все обобщила в аналитической записке и много времени потратила на комментарии. Но это стоило того: итоги работы принесли большую радость и высокую оценку по этому предмету!
Георгий Зайцев, студент 2-ого курса ОП УАГС о включении элементов DataCulture в преподавание предметов образовательной программы
Междисциплинарный подход к практическим занятиям по предмету Е.Ю. Смирновой стал полезным в учебе, потому что сложная теория публичных финансов нашла продолжение в примерах по конкретной ситуации, реальной для всех нас. Это помогло лучше понять материал. Я увидел, что важные решения в государственном управлении в Санкт-Петербурге могут отразиться на показателях его бюджета, как они зависят от них. Много усилий пришлось потратить, чтобы углубиться в фактические данные о доходах и расходах, понять их структуру. Работа была сверхполезной для понимания системы управления огромным городом: то, что знал по цифровизации помогло освоить логику бюджетного процесса и его детали. И удалось, например, представить, как в Санкт-Петербурге в прошлом году был распределен 1 трлн руб. Моя мотивация понятна: если ты разбираешься в кодах бюджетной классификации, то всего лишь сводная таблица в MS Excel позволяет движением мыши манипулировать настоящим бюджетом огромного мегаполиса.
По мнению Е.Ю. Смирновой, для профессионального преподавания инновации обучения всегда полезны как самому преподавателю, который получает видение интересных перспектив, оригинальные разработки для работы, так и студентам будущим аналитикам-управленцам, поскольку при составлении практических заданий надо хорошо погрузиться в материал, проявить максимум творческого подхода.