Диплом — итог и отправная точка: как прошла защита ВКР для выпускников УАГСа
Каждый июнь в стенах Вышки звучат главные слова заключительного года обучения в университете — защита выпускных квалификационных работ. Выпускной уже позади, а значит самое время обсудить ВКР — в этом году мы поговорили с шестью выпускниками образовательной программы «Управление и аналитика в государственном секторе» о том, как они выбирали тему, с какими трудностями столкнулись во время работы, какие рекомендации дали члены комиссии и какое чувство осталось после защиты.
Темы и исследовательские ориентиры: от личного интереса к общественной значимости
Темы выпускных квалификационных работ в этом году оказались не только разнообразными, но и глубоко личными — за каждой стоит опыт, исследовательская смелость и внутренняя мотивация. Так, Виталия Кутявина посвятила свое исследование театру — не как зритель или студент, а как человек, который с детства связан со сценой. В работе о креативных пространствах как драйверах инноваций в театральной сфере она сумела объединить собственный профессиональный интерес с академическим подходом. «Мне очень хотелось писать ВКР на тему, которая была бы для меня очень интересной и держала бы меня замотивированной на протяжении всего учебного года. В теме я совместила и личный, и практический интерес — я с самого детства покоряю сцену в качестве актрисы и мечтаю связать свою карьеру с театром». Поддержка научного руководителя Валерия Эрнстовича Гордина позволила ей развернуть, казалось бы, рискованную идею в серьезное исследование, которое стало одним из первых в этой области на программе.
София Мазина также объединила в работе сразу два исследовательских интереса — постсоветское пространство и цифровое государственное управление. Вместе с научным руководителем Анной Георгиевной Саниной она пришла к теме цифровой трансформации в странах СНГ и сосредоточилась на барьерах, с которыми сталкиваются граждане при взаимодействии с государственными цифровыми сервисами. Такой взгляд на трансформацию “снизу вверх” придал исследованию уникальную перспективу.
Полевой опыт стал основой работы Ивана Макшарина — тема поддержки местных инициатив в малых исторических городах выросла из нескольких экспедиций, в которых он участвовал в течение учебы. Конкретным фокусом стал город Вышний Волочек, где удалось пообщаться с местными жителями и администрацией. Исследование стало продолжением курсовых проектов и примером того, как многолетний интерес может сложиться в полноценную аналитическую работу. Важно и то, что благодаря вниманию научного руководителя к инициативам студентов исследование получило необходимую поддержку. Подробнее об экспедиции по малым городам Тверской области в нашем материале.
Еще одна работа, выросшая из сочетания предыдущего опыта и академической поддержки, — выпускное исследование Анны Манохиной. Она изучила цифровые инструменты туристического брендинга в арктических регионах России, обратив внимание на то, как туристические информационные центры справляются с задачами продвижения территорий. Интерес к теме появился еще на третьем курсе, а возможность отправиться в экспедицию в Арктику во многом определила финальный выбор. «Проблемой исследования стало то, что органы власти, конкретно туристические информационные центры, которые должны быть ответственны за продвижение бренда территорий в Российской Арктике, используют цифровые инструменты недостаточно результативно и не особо хорошо учитывают современные тренды и тенденции». Сотрудничество с Валерием Эрнстовичем Гродиным помогло оформить исследование в актуальную и значимую работу.
Анастасия Гончаренко, продолжая тему, начатую еще в курсовой на третьем курсе, обратилась к стратегическим приоритетам развития креативных индустрий в родной Тульской области. В ее работе, написанной под руководством Русецкой Ольги Васильевны, фокус направлен на региональный потенциал, который пока остается не до конца реализованным, несмотря на развитую инфраструктуру и высокий уровень творческого капитала.
Илона Асон и ее научный руководитель Мелякова Евгения Валерьевна исследовали миграционные процессы на Дальнем Востоке. Регион вызывает у нее академический интерес: несмотря на крупные проекты и внимание со стороны государства, отток населения остается одной из ключевых проблем. Исследование сосредоточено на том, как миграция влияет на социально-экономическое развитие и какие управленческие решения могли бы изменить ситуацию.
Преодолевая вызовы: сложности, с которыми справились студенты
Работа над выпускной квалификационной работой — всегда испытание на выдержку, организованность и гибкость. Несмотря на высокий уровень подготовки и личную мотивацию, многим студентам пришлось адаптировать свои исследования к неожиданным ограничениям — будь то отсутствие нужных данных, проблемы с установлением контактов или сложности в поиске методологической оптики. Однако в большинстве случаев именно преодоление этих препятствий и стало стимулом к более глубокому осмыслению темы и поиску новых решений.
Анна Манохина признается, что самым сложным было сформулировать фокус исследования: «Сложнее всего было подобрать подходящую методологию и в целом понять, что конкретно я буду исследовать. Сначала определилась с темой, а потом уже пришла к проблеме». Схожие исследовательские трудности преодолели Иван Макшарин и София Мазина — обоим пришлось оперативно перестраивать подход из-за невозможности провести запланированные интервью. Иван рассчитывал строить работу на взаимодействии с представителями администраций малых городов, однако не получил ответа: «Пришлось в процессе всё перестраивать и разрабатывать альтернативный подход — в итоге я проанализировал более двух тысяч заявок на федеральный конкурс. Это потребовало резкой смены оптики, но дало и новые результаты». София изначально планировала экспертные интервью с исследователями и госслужащими в странах СНГ, но также столкнулась с недоступностью респондентов: «В сжатые сроки пришлось перестроить исследование и сосредоточиться на поиске респондентов-граждан. Большую поддержку оказала Международная лаборатория цифровой трансформации в государственном управлении, где я работаю как стажёр — этот проект стал частью моего научного пути и, уверена, основой будущих исследований».
Несмотря на сложности, каждый из студентов смог адаптироваться и найти рабочее решение, превратив трудности в часть исследовательского процесса. Этот путь оказался непростым, но дал ощущение настоящего прогресса и удовлетворения от проделанной работы.
Впечатления и эмоции выпускников от защиты ВКР
Защита выпускной квалификационной работы — всегда особый этап. Кто-то шел к нему уверенно, кто-то — с внутренним напряжением, но для всех это стало моментом сосредоточенности, проверки на прочность и возможности поговорить о том, что действительно волнует.
Иван Макшарин описывает состояние, в котором волнение отступает, уступая место собранности: «На защите не думаешь о своих эмоциях, просто понимаешь, что надо все рассказать на пять с плюсом. — четко, лаконично, без лишнего».
София Мазина вспоминает не столько саму защиту, сколько момент, который наступает сразу после: «Во время выступления не было волнения — я была уверена в себе и теме. Самое сложное началось позже: ожидание оценок от комиссии — те самые 15–20 минут, когда уже ничего не зависит от тебя, но отпустить не получается». У Виталии Кутявиной к моменту защиты за плечами уже было несколько конференций по выбранной теме исследования, и это сильно помогло во время защиты: «не могу сказать, что сильно переживала — успела выступить с данным материалом на трех конференциях разного уровня к моменту защиты ВКР. Помню, что сердце билось, но я превзошла свои ожидания: заметки не понадобились и получилось все связно и доступно объяснить».
Впечатления членов государственной аттестационной комиссии — это не просто оценка конкретных выступлений, а отражение общего уровня подготовки выпускников и актуальности их исследований. В этом году эксперты отметили как высокое качество работ, так и уверенное владение студентами исследовательскими инструментами и аналитическими подходами.
«Защиты выпускных работ в этом году оставили очень хорошее впечатление. Почти все исследования касаются актуальных проблем и выполнены на высоком уровне. Работы можно условно разделить на три блока: экономическое развитие, социальная политика и цифровое управление. Большинство тем напрямую связаны с национальными проектами, а полученные выводы могут быть полезны как федеральным, так и региональным органам власти. Особенно хочется отметить масштабность некоторых исследований, глубину теоретической проработки и практическую ценность результатов. Из представленных ВКР выделяются работы, посвященные цифровым технологиям в управлении транспортом и оценке трансфертного финансирования субъектов РФ» — прокомментировал Иванов Сергей Анатольевич, доктор экономических наук.
«Как и в прошлые годы, впечатления хорошие. Уровень подготовки студентов позволяет им использовать достаточно сложные методы для решения задач — это всегда интересно. Государственное управление многогранно, и с экономической точки зрения особенно важен анализ влияния государства на экономику. Такие темы сложны для уровня бакалавриата, но именно поэтому я ценю, когда выпускник умеет работать с данными, применять методы и делать обоснованные выводы. Это комплексные навыки, и они — фундамент для дальнейшего роста: в магистратуре, аспирантуре или в карьере аналитика» — поделилась впечатлениями Колчинская Елизавета Эдуардовна, кандидат экономических наук, доцент.
Советы студентам от выпускников и комиссии: как выбрать тему исследования и уверенно представить ее на защите
Советы от членов Государственной аттестационной комиссии
Елизавета Эдуардовна Колчинская акцентирует внимание на двух вещах: качестве самой работы и умении выпускника ее защищать. По ее словам, хорошую ВКР невозможно написать за несколько недель — это результат длительной интеллектуальной работы, вдумчивого поиска и консультаций. Даже если оценка не окажется высшей, знания и навыки, приобретенные в процессе, останутся с вами. На защите важно уметь не просто рассказать текст, а отстаивать свою позицию, показывать уверенность и целостность подхода. Именно это дает комиссии сигнал о вашей самостоятельности.
Сергей Анатольевич Иванов составил настоящий гайд для будущих выпускников — в своём подробном комментарии он выделил как формальные, так и содержательные аспекты успешного выступления. Среди них:
– Четкая структура доклада, где цели, задачи, методы и выводы представлены логично и связно;
– Соответствие названия работы и ее содержания — каждый термин в заголовке должен быть раскрыт в теле работы и презентации;
– При использовании статистики или регрессий — пояснять источники, обозначать единицы измерения, избегать необоснованных или неуместных терминов;
– Важно не читать по бумажке, а уверенно говорить от себя, придерживаясь регламента.
– Посмотреть на работу как бы со стороны: видна ли структура? понятны ли основные идеи?
– Проверить корректность терминов, особенно базовых категорий;
– Подготовиться к потенциально уязвимым местам, заранее продумать ответы;
– Подготовить раздаточный материал, чтобы подкрепить свои результаты наглядными примерами;
– И, наконец, выспаться перед защитой и прийти с ясной головой и спокойной уверенностью в себе.
Советы студентам от выпускников
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы — процесс долгий, но при грамотном подходе он может оказаться не только полезным, но и вдохновляющим. Основной совет, который повторяют почти все выпускники — не откладывать работу на последний момент. Ребята подчеркивают, что начинать нужно как можно раньше — чтобы избежать лишнего стресса, сохранить рабочий ритм и, что особенно важно, получить максимум от консультаций с научным руководителем. Несоблюдение этого правила, по словам Илоны, легко оборачивается тревожностью и ощущением перегрузки ближе к маю.
Второй важный ориентир — выбор темы. Выпускники говорят о том, что ключ к успешной работе — в искреннем интересе к теме. Диплом — это исследование, на которое вы потратите немало времени и сил, и гораздо легче пройти этот путь, если материал по-настоящему увлекает. Иван добавляет, что важно ощущать личную ценность проделанного: «Ты провел исследование, и оно что-то для тебя значит». Такая работа, по словам Виталии, особенно радует, если удается защитить ее на высший балл.
Дипломная работа — это не просто финальный шаг в образовательной программе, но и важный рубеж, подводящий итоги всего пути, пройденного за годы обучения. Это результат знаний, навыков, усилий, сомнений, идей и решений, принятых на протяжении четырех лет. В ней отражается не только академическая подготовка, но и личностный рост, внутренняя дисциплина, способность справляться с вызовами, искать ответы и защищать собственную позицию. Поздравляем выпускников с завершением этого большого этапа и желаем удачи!