• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Портрет российской молодежи — дискуссия с Еленой Омельченко в университете Вашингтона

Институт европейских, российских и евразийских исследований университета Джорджа Вашингтона (The Institute for European, Russian and Eurasian Studies, The George Washington University) пригласил Елену Омельченко на дискуссию о российской молодежи. Из нашего краткого обзора дискуссии вы узнаете о последних находках исследователей ЦМИ и актуальных молодежных трендах и ценностях.

Елена Леонидовна Омельченко

Елена Леонидовна Омельченко
Архив ЦМИ

30 ноября прошла дискуссия, организованная социологами из университета Дж. Вашингтона. На ней ведущий российский эксперт в области исследования молодежи и директор ЦМИ рассказала об исследовании молодежи, проводимых Центром и представила результаты исследований молодежи последних лет.

Сначала Елена Омельченко кратко представила находки текущих и прошлых проектов ЦМИ.

Омельченко Елена Леонидовна

Директор Центра молодежных исследований (Санкт-Петербург)

Проект ПФИ «"Пережить трудные времена и сохранить бизнес": стратегии совладания с кризисом молодых предпринимателей Санкт-Петербурга» сосредоточен на изучении крафтовых предпринимателей Санкт-Петербурга и том, как они переживают кризисы, в частности, Ковид. Молодые крафтовые предприниматели - это люди, организовавшие свое дело вокруг производства уникального продукта, сделанного своими руками. Молодежь самореализуется в этих проектах, а важными ценностями ведения дела становятся свобода и независимость. Что еще интересно, для создания и развития своего дела молодые люди предпочитают не обращаться к государству, а полагаются на помощь коллег, родных и друзей. Государственные программы поддержки кажутся им сложными и непрозрачными. Эти проекты для молодежи не столько бизнес, сколько стиль жизни.

Молодежное предпринимательство позволяет городу культурно развиваться. Появляется большое количество креативных пространств, где молодые люди реализуют самые разные виды занятости. Они создают музеи, кафе, библиотеки, лофты, студии - так называемые центры притяжения, - места образования, развлечения и поиска единомышленников для воплощения самых разных идей.

Исследование «Взросление российской молодежи: поколенческий анализ» направлен на изучение этапов, которые проживает молодежь на пути к взрослости, что значит взрослость для молодых людей и думают ли они, что вообще могут ее достичь. Тема границ молодости (и взрослости) стала особо актуальна с начала этого года, когда правительство РФ изменило возраст людей, которые могут считаться молодежью. Сейчас это люди 14-35 лет.

Повышение возраста, когда человек еще считается молодым, связано с глобальной тенденцией на перенос таких значимых событий как создание семьи и рождение детей на более поздний срок. Молодые люди до 28-29 лет скорее живут в партнерстве, и только к 30 годам становятся родителями первого ребенка, что можно объяснить и сложностями поиска ресурсов для, например, приобретения собственного жилья. Изменение границ молодости теперь позволяет большему количеству людей обратиться к разным программам поддержки молодежи.

В рамках пятилетнего проекта «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» социологи посетили шесть городов: Казань, Махачкалу, Санкт-Петербург, Ульяновск, Элисту и Улан-Удэ. Всего исследователи взяли более 200 интервью, 4800 анкет и 12 кейсов. По результатам исследования снято пять фильмов в жанре документального социологического кино. Центральная идея проекта РНФ – поиск и отображение позитивных полей взаимодействия молодежных сообществ России в условиях различных религиозных, этнических и культурных ландшафтов страны.

Проект «Выбор жизненных стратегий талантливой молодёжью и её роль в повышении конкурентоспособности российских регионов как ответ на глобальные вызовы "утечки мозгов"» начат в этом году. В рамках данного проекта, спонсируемого Российским научным фондом, Центром молодежных исследований изучаются факторы, влияющие на миграционные планы выпускников и студентов северного региона России. Утечка мозгов - миграция высококачественных специалистов из России - соседствует с тенденцией молодежи оставаться в своих городах и реализовывать собственные проекты. Такие кейсы удалось собрать в Калининграде и Пскове - первых городах, посещенных исследователями в рамках проекта.

Тренды

Важным трендом молодежи, особенно до 18 лет, является распространение экологической осознанности и идеи разумного потребления. Молодые люди более разборчивы в выборе одежды и продуктов питания. Популярность набирают антикапиталистические настроения, которые мы фиксируем уже последние 5-7 лет. Молодежи так же важны ценности социальной справедливости, толерантности и индивидуализма.

Молодые люди остро реагируют на нарушения границ личности, уделяют больше внимания собственному здоровью, одновременно испытывая тревогу по поводу своего будущего. Они думают о том, что достанется им в наследство от предыдущих поколений.

Они критично относятся к политике государства и вообще формальной политике, не участвуют в разного рода голосованиях или участвуют, не придавая им реального значения, понимая, что в России в рамках выборов крайне ограничены возможности выразить свое критическое отношение к действующей власти.

Уходят в прошлое проправительственные движения вроде «Лев против» или «Щит». Участие в деятельности политических партий тоже не популярно у молодежи. При этом молодежь ищет другие способы выражения своей гражданственности. Популярность набирает низовая гражданская активность, реализующая потребности в заботе и участии. Гражданственность тесно связана с чувством своего права на город, страну и будущее этой страны.

Способом реализовать потребность в участии становится волонтерство, как формальное, так и низовое. Молодежь реализует свою гражданственность через так называемое «гражданство заботы» - оказывает помощь инвалидам, детским домам, приютам для животных и так далее. Об одном таком кейсе мы сняли фильм “Любань” о поисковиках, которые ищут и хоронят останки жертв Великой Отечественной войны.

Молодежь солидаризируется и действует, когда чувствует, что может что-то изменить. И отказывается от участия, если понимает, что ее используют в каких-то формальных целях, например, проводя мероприятия лишь для каких-то отчетов и показателей.

Активно развиваются различные ЗОЖ-движения, от велопробежек до фитнеса. Такие движения стимулируют развитие города, выражая запрос молодежи на изменение городского пространства.

Елена Омельченко
ЦМИ

В конце дискуссии Елена Леонидовна ответила на вопросы о чувстве патриотизма и протестной музыке, рассказала подробнее о различиях молодежи в разных городах России и отношении молодых людей к традиционным ценностям.

 

Смотреть полное видео на Фейсбуке

 

Благодарим коллег из Института европейских, российских и евразийских исследований университета Джорджа Вашингтона за приглашение и возможность поделиться результатами наших трудов!