Команда ЦМИ возвращается из Калининграда
Завершена полевая работа в Калининграде — первом городе проекта РНФ. Экспедиционная команда рассказывает о собранных кейсах, опыте онлайн-анкетирования и результатах поездки.
Цели экспедиции в Калининград — изучить миграционные настроения местной молодежи. Команде предстояло понять, почему люди уезжают из региона, почему люди приезжают в регион и, если молодежь никуда не хочет уезжать и остается в регионе, то что их удерживает.
Мы пытались узнать все возможные сценарии, которые могут существовать в образовательных и карьерных передвижениях местной молодежи. Сразу забегая вперед, скажу, что нам получилось это узнать, хотя это будет уже однозначно понятно, когда мы напишем наши отчеты и научные статьи. Но это уже видно даже по следам наших летучек. Каждый раз, когда мы обнаруживали какие-то интересные находки в поле, мы разговаривали. Вообще в этом смысле командная работа очень помогает, потому что, когда ты не обособленный исследователь в поле, а едешь с заинтересованными коллегами, такая интеллектуальная поддержка навсегда незаменима. (Дмитрий Омельченко)
Команда собирала количественные данные (анкеты), интервью и кейс-стади. Социологи провели ряд интервью со студентами местных вузов, нынешними и выпустившимися, россиянами и иностранцами, а также с экспертами из разных сфер: науки, образования, бизнеса и власти. Кроме этого каждый исследователь в поле провел свое микро-исследование в рамках отдельного кейса.
В этом году ЦМИ впервые использовал метод онлайн-анкетирования и этот опыт оказался успешным. Онлайн-анкета имеет много преимуществ перед бумажной — сбор данных проходит эффективнее, быстрее, дешевле, и такой формат позволяет сразу работать с полученными данными. В режиме реального времени можно посмотреть процент брака и краткую статистику. И для цифрового поколения намного привычнее что-то заполнить на телефоне, планшете или на компьютере, чем писать ручкой. Команда проекта провела серьезную предварительную работу над анкетой: онлайн-анкета проверялась на юзабилити на всех устройствах, на которых было возможно ее заполнение, несколько раз анкета тестировалась на студентах перед выходом в поле. В итоге у респондентов практически не возникало вопросов по ходу опроса.
Руководство вузов пошло навстречу полевикам: например, КГТУ организовал сбор просто моментально (за что им отдельное спасибо) — сразу на три дня был составлен график на все группы опрашиваемых, попавших в выборку.
Время для экспедиции тоже было выбрано удачное и никакие ковидные ограничения не помешали сбору поля.
Участники экспедиции рассказали, над какими кейсами они работали в Калининграде. В первую очередь они искали какой-то необычный опыт, необычные решения и новаторское использование территории, на которой живут люди, которая их объединяет. Кстати, одна из вещей, на которую все исследователи обратили внимание, — это рассказы информантов о Калининграде. Говоря про город, информанты отмечают, что не могут рассказывать только про один Калининград без области, потому что все это — “единый организм”.
Мой кейс — организация, которая исследует океан и морские ресурсы. Её сотрудники часто ходят в экспедиции, занимаются научной работой за счет коммерческих средств и президентских грантов. Организация тесно связана с Институтом океанологии, сотрудники от организации являются сотрудниками института океанологии и научными сотрудниками, преподавателями БФУ. Раньше в этой сфере было очень много людей старшего поколения, а сейчас к работе начали привлекать молодых ученых, например одну из ключевых должностей сейчас занимает тридцатипятилетняя девушка. Она рассказала много интересного про гендерные особенности работы в этой сфере, с чем ты сталкиваешься, когда ты молодая женщина-руководитель в сфере океанологии. Я брала интервью у разных сотрудниц, и они рассказывали, что, несмотря на более-менее современные ценности гендерного равенства у них до сих пор бывают случаи, когда корабль очень сильно качает, и капитан не пускает женщин вне зависимости от их статуса на капитанский мостик, потому что это плохая примета. Сам по себе это очень интересный кейс на стыке научных исследований, коммерции и признания. Удалось собрать интересные нарративы о том, как приходят и развиваются в этой сфере молодые люди. Этот кейс тесно связан с городом и с городской средой, ведь специфика Калининграда - моря и океаны.
Центр молодежных исследований: Научный сотрудник
Мой кейс — замок тринадцатого века, расположенный Черняховске. В девяностые годы группа активистов начала его возрождать и создала фонд «Замок», который к настоящему моменту превратился по большому счету в культурный кластер. В Замке работает немного людей, и в основном старшего поколения, но среди них тусит много молодежи, которые участвуют в различных активностях: ландшафтной, архитектурной, градозащитной. В замке проходят выставки, конкурсы и при этом они уже несколько лет подряд привлекают людей из других городов и стран на свои мероприятия. Например, проводился европейский слет молодых архитекторов и архитекторы со всей Европы приезжали в Замок. Они также плотно работают с ландшафтными дизайнерами и урбанистскими конторами.
Черняховск — маленький город и сотрудники Замка вписаны в городскую среду. Они работают в органах власти, образовании и так далее, в частности, девочка, которая была проводником, долгое время работала советником по делам молодежи местного мэра. Они постоянно вокруг себя генерируют идеи. У них есть такая своя Замковая идентичность, они даже говорят «мы из замка». И все они такие «замковые дети». Замок вовлекает огромное количество молодых людей. Прежде всего школьников, студентов, которые приезжают, допустим, на выходные, в дни, когда у них нет занятий и просто волонтерят. Например, ведут экскурсии по замку и по городу. Они облагораживают, вносят какие-то изменения в городское пространство, лоббируют прогрессивные проекты, активно дружат с московскими урбанистами различного уровня. Они несколько лет подряд уже выигрывают президентские гранты, но при этом никто из них не зарабатывает в Замке, это абсолютно волонтерская активность даже для руководства этого замка, то есть они все работают где-то еще.
В Замке особая среда, то есть люди каждый день приходят на работу в замок, все друг с другом обнимаются, разжигают каждый вечер камин, метут пол, ставят какой-нибудь чай. Люди, которые приходят в гости или отдохнуть, садятся у этого камина, пьют чай и обсуждают свои дела. И вот такая складывается ненапряжная атмосфера.
Мой кейс посвящен чайным церемониям. Это бизнес парня, который из Калининграда приехал в Москву поработать, в Москве им с женой не понравилось, и они вернулись назад в Калининград, потому что город воспринимался как более подходящий для семьи и рождения детей. Но ещё с Москвы он начал заниматься поставками чая. Он принес эту практику в Калининград, и там оказалось достаточно плодородная почва для этого бизнеса. Бизнес достаточно простой и понятный, привези да продай. Но он углубился в традицию, в идеологию, философию чаепития. И для того, чтобы, с одной стороны, привлекать к традициям употребления чая, с другой стороны, чтобы продавать непосредственно свою продукцию, он начал проводить вот такие встречи два, три раза в месяц.
Чаепития каждый раз проходят в совершенно разных местах, а места выбираются по каким-то культурным маркерам и ярким отголоскам в Калининградском дискурсе. То есть это музеи, это какие-то новые арт-пространства, значимые культурные места города. Вот, например, одно из чаепитий проходило в коливинге, там несколько этажей, на одном оранжерея находится, на другом креативное пространство, на третьем люди живут. Причем, это может быть как современное пространство, так и музей, например, посвященный именно одному определенному району. Не сказать, что каким-то образом это выдающийся район. Просто вот человек, который жил с детства в этом районе, посвятил ему музей, переделал подвал в жилом доме, вынес оттуда весь мусор и заполнил его стендами с бутылочками разных пивоварен дореволюционной эпохи. В этом месте проводили как раз одно из “чаепитных” собраний. То есть, с одной стороны, это культурное мероприятие, с другой стороны, это бизнес, потому что привлекая к традициям чаепития, автор проекта продает свой продукт. Это дегустация, и за нее ты платишь деньги. Но разговор идет не о том, сколько этот чай стоит, а о том, как и где-то он выращен, как сохранен и привезен. Люди обсуждают вкус, оттенки, запахи. А потом разговор переходит на общие жизненные темы, касающиеся калининградцев.
Мне показался этот кейс достаточно интересным примером такой самобытной организации нового подхода к ведению дел, то есть бизнес обычный, а ведет дело он совершенно по-другому и использует город и пространство для того, чтобы придать своему делу ускорение.
Этот проект предполагает достаточно интенсивные нагрузки, поле собирается в шести городах России и на следующий год планируется еще четыре экспедиции. В ноябре команда проекта едет собирать поле в Пскове. На данный момент исследователи собрали более 60 интервью, провели опрос среди студентов Калининграда и три кейс-стади.
Желаем команде проекта удачной экспедиции в Псков!