• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента

«Учись, работай, расставляй приоритеты и получай удовольствие»: интервью с выпускником Антоном Проценко

Антон Проценко, выпускник 2019 года, направление Менеджмент. Менеджер проектов в Яндексе. На четвертом курсе отвечал за аналитику и PR в сервисе аналитики Telegram-каналов, на третьем готовил контент и занимался продвижением в московском маркетинговом агентстве. Спикер десятка маркетинговых конференций. В рамках дипломной работы опросил 84 тысячи человек, сделав самое масштабное исследование аудитории мессенджера Telegram.

«Учись, работай, расставляй приоритеты и получай удовольствие»: интервью с выпускником Антоном Проценко

Давай вернемся в те времена, когда ты только окончил школу. Почему тогда ты принял решение поступать именно в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербургскую школу экономики и менеджмента?

Это был сложный выбор. В конце десятого класса я был уверен, что буду либо программистом, либо журналистом, но за последний год учебы в школе я довольно сильно увлекся интернет-маркетингом. Из-за этого я начал изучать, как мне получить подходящее образование, и, хотя хороших программ по маркетингу я не нашел, обратил внимание на менеджмент. Это направление казалось мне универсальным: одновременно достаточно широкое, чтобы, если мне не понравится маркетинг, уйти в любую смежную область (экономика, логистика, само управление), и достаточно полезное для меня как для будущего маркетолога.

После выбора направления оставалось только определиться с вузом. Я стал спрашивать знакомых, перечитывать форумы, узнавать мнение учителей и даже студентов выбранных программ. Шорт-лист университетов состоял из ВШЭ ШЭМ, СПБГУ ВШМ, СПБГЭУ и РАНХИГС. Больше всего я хотел в первые два, так как по всем моим «исследованиям» лидировали именно они. Я был наслышан о том, как тяжело учиться в каждом из них, как из ВШЭ отчисляют по половине потока каждую сессию, и какие высокие там проходные. Я даже заранее подал документы в ВШЭ на платное, чтобы точно пройти.

Выбор между ВШЭ ШЭМ и ВШМ был сложным, особенно когда я понял, что прохожу в оба вуза на бюджет. Однако англоязычная программа, всего час езды до вуза, рекомендации многих друзей и наставников, а также дружелюбная атмосфера сделали свое дело. Про это есть отдельная история: после того, как я сдал все необходимое в ВШЭ ШЭМ, я приехал и в СПБГУ. Там мне нужно было подписать несколько распечатанных бланков, и руководитель комиссии отругала меня за то, что меня за 11 классов не научили всегда носить с собой ручку. Документы в итоге я подписывал брендированной ручкой ВШЭ, которую давали в приемной Вышки.

Когда учеба уже подошла к концу, скажи, оправдались ли твои ожидания?

Как и многие школьники, я даже примерно не представлял, что меня ждет в университете. Я не знал, насколько сложно будет выжить на англоязычной программе (оказалось, что совсем не сложно). Не знал, сколько времени будет отнимать учеба (оказалось, что может отнимать все ночи, а может вообще идти где-то фоном). И, конечно, даже не предвидел, что внеучебки может быть так много (впрочем, она вся прошла мимо меня из-за того, что я постоянно работал).
Я хотел получить разностороннее образование, понять, в каком направлении я действительно хочу развиваться – и в Вышке я действительно попробовал очень многое. Я хотел не забыть английский, и четыре года вполне эффективно этому способствовали. Кажется, что Вышка, как и любой другой вуз, не должна была сделать из меня востребованного специалиста – но она обещала дать множество возможностей, чтобы я проявил себя, и во многом справилась.
 
Что особенно запомнилось за время учебы? Какие интересные моменты можешь вспомнить?

В основном это важные защиты проектов и университетские праздники. Фестиваль «Будем знакомы» с общим номером от группы. «Мистер и Мисс», в рамках которого я почти научился танцевать твист. Написание диплома в режиме нон-стоп, во время которого я практически жил в офисе, в котором тогда работал (зачем уходить из офиса домой, если писать диплом можно и в офисе, где есть чай, печеньки и интернет?) Но больше всего запоминались, наверное, встречи с друзьями из вуза: квесты, поездки, настольные игры.
 
Ты работал во время обучения? Как ты считаешь, нужно ли студентам совмещать работу и учебу?

Вместо внеучебной деятельности я довольно много работал. На первом курсе я был SMMщиком в языковой школе и очень сильно увлекся Telegram. Тогда это была совершенно новая площадка, о которой никто не знал. Я завел один канал для школы, другой для себя, и через полгода понял, что накопил экспертизу в области продвижения в новом мессенджере, которой могу делиться. Через какое-то время мы с друзьями уже вели каналы на десятки тысяч человек, а в моем личном блоге о маркетинге покупал рекламу Рокетбанк. К третьему курсу я совмещал где-то три удаленные работы, пока меня не пригласили в московское маркетинговое агентство, где я стал отвечать за аналитику и контент. Это был очень крутой опыт, я давал комментарии крупным издательствам типа Медузы и РБК, на практике применял в том числе то, чему меня учили в Вышке. На четвертом курсе я перешел в сервис аналитики Telegram-каналов TGStat, в котором стал отвечать за все аналитические материалы и PR. Мою дипломную работу я писал по тем данным, которые сам же и собирал в рамках работы – мне удалось провести онлайн-опрос на почти 84 тысячи человек, чем я на самом деле горжусь. Учась в Вышке, я сам начал читать лекции по интернет-маркетингу, и сейчас преподаю в Нетологии и еще нескольких местах. Такая работа позволила путешествовать по России – с лекциями я выступал в Новосибирске, Ижевске, Курсе, Челябинске и, конечно же, в Москве – и даже в московской Вышке.

Совмещать работу и учебу может быть довольно тяжело, и подойдет это не каждому. Однако нужно понимать, что после четвертого курса никто не ждет тебя, чтобы взять на хорошую работу – путь к «работе мечты» лежит через стажировки, неоплачиваемые подработки, неудавшиеся стартапы и множество поданных резюме – и это все тоже у меня было, включая даже два месяца работы на помощника депутата в ЗакСобрание. Сейчас я иногда жалею, что не уделял учебе 100% своего времени – некоторых вещи приходится проходить второй раз, чтобы эффективно работать. Но закончить четыре курса вообще без опыта хоть какой-нибудь работы – все же гораздо неприятнее для старта карьеры.
 
Насколько ты доволен полученным образованием в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербургской школе экономики и менеджмента?

Я сравниваю свой опыт с опытом многих друзей из менее сильных вузов, и понимаю, что мне очень повезло. У нас все же особенная атмосфера, есть понятная прозрачная система оценок без намека на коррупцию, преподаватели из-за рубежа, возможности мобильности и многое другое, чего во многих вузах, увы, нет. В то же время Вышка ставит себе очень высокую планку – европейский уровень образования – и не всегда ее легко достигает. Своим образованием я доволен – Вышка дала много знаний, и при этом не давила настолько, что я не мог продолжать работать. Есть предметы, которые я бы поменял, есть моменты, которые исправил бы, но четыре года точно были проведены с пользой, и, если бы я выбирал второй раз, я бы точно снова выбрал Вышку (как, на самом деле, и сделал – выбрав ее магистратуру).
 
Какие знания и навыки, полученные в вузе, по твоему мнению, будут наиболее полезными в работе?

Один из самых важных для меня курсов, на который я опираюсь уже несколько лет в своей работе – Information Management от Евгения Александровича Заздравных . Те навыки работы с Excel и знания экономической статистики, которые он передал, спасают меня постоянно.
За второй блок навыков я должен поблагодарить Давий Анну Олеговну – ее курс Marketing Research очень сильно помог в моих маркетинговых исследованиях, одно из которых в итоге стало моим дипломом. Их гармонично дополняли как Лисовский Александр Владимирович с курсом по социологии, выступивший моим первым научным руководителем, так и Воробьев Павел Федорович, который согласился взять шефство над двумя студентами с курсовой по мессенджерам, которая на четвертом курсе стала тем самым дипломом по Telegram.
И раз уже этот ответ стал своеобразным письмом-благодарностью любимым преподавателям, среди многочисленного списка тех, кто на меня повлиял, я отдельно отмечу Демина Максима Ростиславовича, привившего любовь к критическому мышлению, Веретенник Елену Вадимовну, которая на 146% вкладывается в курсы, преподавание и студентов, Хвалькова Евгения Александровича, поддержавшего меня в очень трудный для меня момент времени и Мазуркину Анну Юрьевну, которая давала практические знания и советы. К моей величайшей радости, этот список можно продолжать еще довольно долго.
 
Что тебе дал университет за 4 года обучения?
 
Несколько очень классных друзей, с которыми я очень не хочу никогда потерять контакт, много действительно интересных знакомых, четыре года дедлайнов, бессонных ночей, посещенных и не всегда посещенных пар, тестов, контрольных, экзаменов, опять дедлайнов и еще немного дедлайнов, из-за которых нервных клеток с каждым разом становилось все меньше и меньше. Это были отличные четыре года.
 
Какие наставления можешь дать первокурсникам? О чем им нужно помнить, чтобы за время обучения добиться успехов в учебе, проявить себя?

1.  Учиcь прилежно
Я далеко не всегда следовал этому совету, потому что довольно обоснованно считал, что понимаю, какие навыки мне в будущем пригодятся, а какие – нет.
Красный диплом вовсе не означал, что я помнил все – например, я совершенно забил на матстат, и был близок к тому, чтобы получить за него тройку, потому что был уверен, что он никогда мне не понадобится. Но во время подготовки к собеседованию в Яндекс я был вынужден в срочном порядке проходить три онлайн-курса и поднимать все свои конспекты, чтобы освоить программу первого курса Вышки – матстат вдруг очень понадобился при проведении АБ-экспериментов.
Экономико-математические модели казались чем-то совершенно неважным, а сетевые графики и понятие критического пути – отголосками прошлого, пока я, как продукт-менеджер, не столкнулся с задачей быстро прокачать себя в этом, чтобы не упустить работу мечты.
Никогда не знаешь, что тебе на самом деле пригодится, поэтому учи все.

2. Иди на стажировки и кейс-чемпионаты
Очень сложно понять, чем ты хочешь заниматься, и стажировки и кейс-чемпионаты решают эту проблему. Очень сложно после выпуска найти работу, и стажировки, подработки и подобные активности опять же сильно помогут. Я, например, побывал на летней бизнес-школе от EY, и понял, что аудит – это не совсем мое (а точнее, совсем не мое). Потом не прошел на несколько стажировок в банковской сфере, а затем уже отклонил приглашение на последний этап отбора в международную FMCG компанию – потому что нашел работу интереснее, куда меня взяли только из-за моего предыдущего опыта (и немного из-за диплома).
 
3. Наслаждайся
Четыре года, чтобы проводить время с друзьями, ходить на шахматы, в клуб настольных игр, на турнир по «Что? Где? Когда?», на Вышка Party и многое, многое другое. Если твоя группа еще не созрела для массового выезда – инициируй его сам. Это не был мой трек, но Вышка буквально создана для того, чтобы ты нашел новых друзей и, при должном старании, хорошо проводил время – пользуйся.
 
Расскажи о планах на будущее? Чего хотел бы достичь за ближайшие 5 лет?

Это сложный вопрос, потому что в моей жизни все меняется довольно быстро – это лето, например, я провел в Москве, стажируясь в одной крупной российской компании, в которую мечтал попасть с детства. Моя цель на ближайшее время – быть полезным там, и в конечном итоге стать продакт-менеджером в IT. Сейчас я не бросаю также и преподавание – каждый месяц читаю лекции нескольким потокам студентов по интернет-маркетингу, и одна мечта, которая у меня есть – когда-нибудь начать преподавать что-нибудь, связанное с digital-маркетингом и студентам Вышки. Вышка дала хороший фундамент для будущего развития, и сегодня мне хочется, чтобы я не мог правильно угадать, что будет со мной через пять лет – слишком много интересных планов даже в краткосрочной перспективе.