• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я вообще такой человек, которому нужно заниматься всем и сразу»

Social Sciences Honours Track помогает студентам Школы социальных наук и востоковедения получать больше знаний по своему профилю и расширять кругозор. С этого учебного года участниками могут становиться и востоковеды. Собрали впечатления о треке в одной статье.

«Я вообще такой человек, которому нужно заниматься всем и сразу»

Фото из архива НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Подробнее о треке

В Social Sciences Honours Track участвуют образовательные программы Школы социальных наук и востоковедения: «Политология и мировая политика», «Социология и социальная информатика» и «Управление и аналитика в государственном секторе». С 2021 года учиться на треке могут также студенты ОП «Востоковедение». Social Sciences Honours Track дает студентам знания из разных социальных наук, а также позволяет перейти на другую образовательную программу из числа участников — если есть желание. 

Попасть на трек на первом курсе могут те, кто поступает по результатам олимпиад или имеет самые высокие баллы ЕГЭ. Присоединиться к треку можно и позже, но нужна высокая успеваемость.

Преподаватели трека будут помогать студентам выстроить академическую карьеру. Также участие в треке дает рекомендации в магистратуру. Подробнее о треке можно прочесть по ссылке.

Фото из личного архива Арины Григорян

Арина Григорян, 1-й курс, ОП «Востоковедение»

Когда я поступала, то не была уверена в выборе направления. Я как олимпиадница могла поступить на несколько направлений. Сначала хотела в департамент истории, но потом мой выбор остановился на программе «Востоковедение».

Я выбрала Питерскую Вышку отчасти из-за Social Sciences Honours Track. Я вообще такой человек, которому нужно заниматься всем и сразу: социологией, политологией, разными исследованиями, которые не связаны с моим основным видом деятельности. Трек способен мне это обеспечить, он давал мне некую свободу выбора. Конечно, я могла погружаться в науку и на исследовательском семинаре на нашей ОП, но этого было мало.

В первом и втором модулях на треке были три предмета — социология, политология и менеджмент. Мы немного познакомились с этими направлениями, чтобы в третьем и четвертом модулях выбрать одно из них до конца года. Но если захочу, то в следующем году смогу поменять профиль. Политологию я брать отказалась, потому без основ в политологии освоить глубокий материал довольно сложно. К тому же это занимает много времени, а на моей ОП и так высокая нагрузка. 

Я также думала про социологию, но в итоге остановилась на менеджменте. Во втором семестре на этом направлении мы будем изучать особенности пространственного анализа, работать с GIS и Microsoft BI. 

Организаторы трека старались сделать так, чтобы их могли без проблем посещать все участники с разных ОП. Иногда из-за этого расписание сдвигалось. Чаще всего наши пары проходили по вечерам субботы. Иногда мне было сложно совмещать трек с  учебой. Однако во время сессии мне повезло: я хорошо училась, активно отвечала на семинарах, сдавала письменные работы, поэтому мне не нужно было сдавать экзамен  по Honours Track. Однако в теории можно было изменить оценку на экзамене.

Занятия на треке в первом полугодии выглядели так: нам присылали литературу к парам, мы ее читали, а потом обсуждали. На занятиях у нас было много  интерактивных заданий, которые мы решали в группах. Пары по менеджменту мне запомнились больше всего. Как-то раз мы обсуждали теорию аукционов и теорию игр, а потом нам дали кейс-игру. Мы с участниками трека представили себя жителями СССР, которым нужно обменяться квартирами, чтобы всем было выгодно. Мы не смогли решить правильно задание, но зато нам было очень весело. 

Трек оказался полезным даже для моей учебы, особенно для НИСа по политологии и социологии на моей программе. На социологии мы проходили теорию модернизации Рональда Инглхарта, а на политологии изучали различные концепции государства.

Я научилась более критично относиться к исследованиям, потому что не все из них объективны. На работу ученого могут влиять его личные воззрения. К тому же я наконец погрузилась в академическую среду, о чем мечтала еще со школы. Мне с 10‒11-го класса хотелось читать что-то, кроме простых учебников и рекомендованных книг. Здесь я могу это делать.

У меня остались очень хорошие впечатления от всех преподавателей трека. Больше всего мне запомнился Эдуард Дмитриевич Понарин, который вел занятия по социологии. Он читал лекции на темы, связанные с уровнем счастья в России и отношением к Америке. Когда начались занятия по социологии на моей программе, на семинарах мы даже обсуждали его статьи.

Я могу посоветовать этот трек и другим студентам и абитуриентам. Он объединил меня с первокурсниками  с разных программ. Иногда мы сходимся во мнениях, иногда — нет, и это рождает интересные дискуссии, где мы друг с другом делимся знаниями из своей специальности. Допустим, политологи лучше разбираются в политических концепциях. Востоковеды же могут проанализировать, как эти идеи работают в странах Азии и Африки. И это очень здорово!

Фото из личного архива Дмитрия Ламанова

Дмитрий Ламанов, 1-й курс, ОП «Управление и аналитика в государственном секторе»

После второго модуля я был на высоких позициях в рейтинге и решил поучаствовать в Social Sciences Honours Track. Ведь трек дал бы новые знания и дополнительную специальность. 

На треке я пошел на профиль «Социология». Это значит, дальше будет много предметов именно по социологии. Я выбрал это направление, потому что изучаю управление и аналитику в государственном секторе, социальные исследования необходимы будущему государственному служащему. Научусь лучше чувствовать мнение народа и его инициативы.

Совмещать с трек с основной программой пока не сложно. Посмотрим, как будет перед сессией, когда нагрузка вырастет. Занятия проходят в удобное время для студентов — раз в неделю по пятницам с 19 до 21:00. Предмет у меня пока что только один — «Введение в цифровые социальные исследования», недавно было первое занятие.

К занятиям мы должны читать по две-три статьи, потом будем разбирать их вместе. Выделим главные идеи и изучим кейсы, которые относятся к этим статьям. Еще преподаватель прислал список дополнительной литературы: хочу прочесть, как будут силы.

«Введение в цифровые социальные исследования» показалось мне интересным. На вводном занятии преподаватель объяснял само понятие «цифровые социальные исследования». Рассказывал, как исследователи анализировали переписку людей и по определенным словам понимали, с какой эмоцией написаны фразы и какой у них оттенок. Такие исследования помогают государственным служащим увидеть отношение людей к законодательной инициативе и изменить его. Я хочу лучше разбираться в общественном мнении. Думаю, предмет мне в этом поможет.

Преподаватель на треке у меня пока всего один — Сергей Витальевич Пашахин. Он очень добрый и спокойный человек, здорово ведет занятия: объясняет материал просто и доступно, приводит примеры, старается увлечь нас. Новых друзей я пока не успел завести — мы с ребятами только познакомились. Здесь есть политологи, социологи, востоковеды — все ребята талантливые. Думаю, мы потом будем больше общаться.

Очень здорово, что на треке собрались ребята со всей Школы социальных наук и востоковедения. Мы смотрим на одни и те же вещи по-разному и учимся учитывать не только свое мнение. Кроме того, это обогащает дискуссию. Я вот могу рассмотреть какие-то социальные исследования с точки зрения государственного управления. Допустим, если речь про реформу, то я могу сказать, какую категорию людей она затронет особенно сильно, какая будет реакция на нее в зависимости от заработка и социального статуса человека.

Я бы безусловно посоветовал Social Sciences Honours Track другим студентам, потому что он дает новые знания, навыки и знакомства. Кроме того, он расширяет карьерные перспективы, а также учит работать с социальными сетями. Думаю, сейчас это актуально не только в социальных науках.