«Задача журналистов — воспитать готовность помочь»: как прошли два месяца проекта Вышки и фонда AdVita
В Питерской Вышке завершился совместный просветительский проект «Помогать: как собирать людей и деньги» департамента медиа и благотворительного фонда AdVita. Студенты программ «Медиакоммуникации» и «Медиапроизводство и медиааналитика» в течение двух месяцев посещали открытые лекции о благотворительности с практикой в области PR и редактуры. Ребята подготовили первые материалы для фонда, некоторые из студентов останутся на летнюю практику в AdVita.
Встречи со студентами бакалавриата и магистратуры проходили каждую неделю с февраля по апрель. Спикеры рассказывали о том, как изменилась сфера помощи с 1990-х до сегодняшних дней, что такое донорство костного мозга, как устроена социальная журналистика и почему порой она вредит, а не помогает.
Первую встречу проекта «Помогать: как собирать людей и деньги» провела член правления фонда AdVita Елена Грачева. Она рассказала о том, почему людям бывает трудно начать помогать — на это влияет стигматизация людей, которым нужна помощь, и убеждение, что помогать могут только люди с высоким достатком. Во время встречи студенты делились своим опытом в благотворительности и вместе со спикером обсуждали, какими могут быть основные задачи журналистов в сфере благотворительности сегодня. Есть два основных направления работы — повышать узнаваемость фондов и НКО и менять представления людей о разделении общества на «свой/чужой».
«Замкнутый социум должен перейти в параллельное, фрагментированное общество, где ты чувствуешь связь с отдаленными людьми. Многим зачастую необходим толчок в виде большой беды, чтобы начать помогать незнакомцам. Задача журналистов — воспитать готовность помочь без этой беды», — считает Елена Грачева.
Важный блок проекта был посвящен донорству костного мозга. Руководитель донорской службы фонда AdVita Ирина Семенова объяснила студентам, для чего сегодня проводят пересадки стволовых клеток, как пополняется российский регистр и где ищут потенциальных доноров. По итогу встречи студенты подготовили информационные карточки, которые благотворительный фонд AdVita опубликовал в своих соцсетях и на сайте. Из них можно узнать, что такое костный мозг, как стать донором и почему важно пополнять регистр.
Для того чтобы подробнее узнать, как сегодня работают донорские пункты, студенты побывали на экскурсии в отделении переливания крови. Врач-трансфузиолог Мария Шарапова рассказала, как проходят обследования доноров, какие есть противопоказания, где хранятся гемаконы (пакеты с донорскими материалами) и с помощью чего кровь разделяют на различные компоненты. Фотографии студентов с этой экскурсии фонд опубликовал в своих социальных сетях и на сайте.
Отдельный блок занятий организаторы посвятили работе с подопечными — студенты обсуждали с равным консультантом (равный консультант — человек, который прошел путь лечения от болезни и готов делиться своим опытом. — Прим. ред.) Юлией Корсунской способы общения с людьми, которые проходят сложное лечение и нуждаются в помощи. Спикер сама имела опыт лечения и прошла три трансплантации костного мозга. Она пояснила, что у людей с заболеваниями бывают разные переживания и эмоции — журналисту важно во время общения бережно относиться к герою и не давить на него. Юлия отметила, что стандартные фразы о том, что «нужно держаться» и все пациенты — «бойцы» работают на каждого по-разному: кто-то действительно будет рад услышать такие слова, а для кого-то они могут показаться оскорбительными. Поэтому Юлия советует уточнять у самих героев, как им было бы комфортно общаться.
Студентка второго курса магистерской программы «Медиапроизводство и медиааналитика» Александра Мородецкая считает, что проект Вышки и фонда AdVita помог ей избавиться от страха создавать материалы и проекты на тему благотворительности.
Александра Мородецкая, студентка 2-го курса МП «Медиапроизводство и медиааналитика»
Когда речь идет об историях людей, которые столкнулись с тяжелыми испытаниями (болезнью, инвалидностью, смертью) часто возникает вопрос: «Как не навредить, а оказаться полезной?» Наши занятия дали мне все ответы. Мы разобрали, как следует писать помогающие тексты, взаимодействовать с героями интервью, говорили о токсичной благотворительности и способах помогать не только финансово. Я узнала много нового о возможностях донорства крови и костного мозга. Эти занятия стали для меня настоящим открытием! Теперь я стараюсь говорить об этом чаще со своими друзьями и родственниками, рассказываю им истории о генетических близнецах, донорских встречах, делюсь впечатлениями от экскурсии в отделение переливания крови. Здорово видеть, как это приносит реальный эффект.
Во время встреч спикеры делились опытом, приводили примеры из своей практики и отвечали на вопросы студентов. Руководитель направления «Благотворительность «ВКонтакте» Екатерина Кочнева во время встречи на тему мошенничества рассказала о том, как можно определить добросовестных благотворителей. По опыту работы с фондами «ВКонтакте» выделяет такие признаки: у «прозрачной» организации должны быть открытые контакты, финансовые отчеты, подтверждающие документы, обновляющийся раздел новостей и готовность отвечать на вопросы жертвователей.
Также во время занятий студенты смогли поучаствовать в мероприятиях фонда — сходить на мастер-класс для подопечных и побывать на Дне открытых дверей в день рождения фонда. Студентка первого курса бакалаврской программы «Медиакоммуникации» Софья Щекина больше всего запомнила керамический мастер-класс.
Софья Щекина, студентка 1-го курса ОП «Медиакоммуникации»
Проект фонда AdVita для меня — это маленькое погружение в большое дело помощи. Помощи не только деньгами, но и талантом — фотографией. Сходив на керамический мастер-класс с подопечными как фотограф, я поняла сразу — я с фондом надолго. Ну и с фотографией, конечно. Встречи со спикерами стали и маленьким открытием: фандрайзинг — это не о стирке, а благотворительность — не всегда крик о помощи. Добро и профессионализм — так мне запомнилась работа с фондом AdVita.
На встрече с фандрайзером Анной Зачиняевой-Цветковой участники проекта узнали, что можно поддерживать подопечных не только деньгами, но и волонтерством. Спикер рассказала о направлении pro bono — помощи навыками, временем и умениями. И именно в этом направлении студенты захотели развиваться дальше.
На финальной встрече студенты вместе с организаторами обсуждали, что важного и полезного они узнали во время занятий и какие проекты хотели бы дальше делать вместе с фондом AdVita. Кто-то решил остаться на летнюю практику, кто-то — сделать стоп-моушен ролик о лечении подопечных, а кто-то — проект про медсестер клиники НИИ имени Раисы Горбачевой. Организатор проекта «Помогать: как собирать людей и деньги» и сотрудник PR-отдела фонда AdVita Софья Сенич рассказывает, что совместный проект Вышки и фонда — это возможность иначе посмотреть на работу в благотворительности.
Софья Сенич, сотрудник PR-отдела фонда AdVita
На финальной встрече проекта мы с участниками обсуждали, какие переживания и сомнения они оставят. Радует, что студенты оставляли страх донорства костного мозга, волнение перед людьми, которым нужна помощь, предубеждения о благотворительных фондах и сборах. Для нас было важно показать, что работа в некоммерческом секторе — это интересные люди и новые возможности. Здорово, что после проекта многие решили продолжить сотрудничество с фондом! Как мы сказали участникам на финальной встрече — это не конец, а счастливое начало.