«Задача журналистов — воспитать готовность помочь»: как прошли два месяца проекта Вышки и фонда AdVita
В Питерской Вышке завершился совместный просветительский проект «Помогать: как собирать людей и деньги» департамента медиа и благотворительного фонда AdVita. Студенты программ «Медиакоммуникации» и «Медиапроизводство и медиааналитика» в течение двух месяцев посещали открытые лекции о благотворительности с практикой в области PR и редактуры. Ребята подготовили первые материалы для фонда, некоторые из студентов останутся на летнюю практику в AdVita.
Встречи со студентами бакалавриата и магистратуры проходили каждую неделю с февраля по апрель. Спикеры рассказывали о том, как изменилась сфера помощи с 1990-х до сегодняшних дней, что такое донорство костного мозга, как устроена социальная журналистика и почему порой она вредит, а не помогает.
Первую встречу проекта «Помогать: как собирать людей и деньги» провела член правления фонда AdVita Елена Грачева. Она рассказала о том, почему людям бывает трудно начать помогать — на это влияет стигматизация людей, которым нужна помощь, и убеждение, что помогать могут только люди с высоким достатком. Во время встречи студенты делились своим опытом в благотворительности и вместе со спикером обсуждали, какими могут быть основные задачи журналистов в сфере благотворительности сегодня. Есть два основных направления работы — повышать узнаваемость фондов и НКО и менять представления людей о разделении общества на «свой/чужой».
«Замкнутый социум должен перейти в параллельное, фрагментированное общество, где ты чувствуешь связь с отдаленными людьми. Многим зачастую необходим толчок в виде большой беды, чтобы начать помогать незнакомцам. Задача журналистов — воспитать готовность помочь без этой беды», — считает Елена Грачева.
![](/mirror/pubs/share/direct/830118262.jpeg)
Важный блок проекта был посвящен донорству костного мозга. Руководитель донорской службы фонда AdVita Ирина Семенова объяснила студентам, для чего сегодня проводят пересадки стволовых клеток, как пополняется российский регистр и где ищут потенциальных доноров. По итогу встречи студенты подготовили информационные карточки, которые благотворительный фонд AdVita опубликовал в своих соцсетях и на сайте. Из них можно узнать, что такое костный мозг, как стать донором и почему важно пополнять регистр.
Для того чтобы подробнее узнать, как сегодня работают донорские пункты, студенты побывали на экскурсии в отделении переливания крови. Врач-трансфузиолог Мария Шарапова рассказала, как проходят обследования доноров, какие есть противопоказания, где хранятся гемаконы (пакеты с донорскими материалами) и с помощью чего кровь разделяют на различные компоненты. Фотографии студентов с этой экскурсии фонд опубликовал в своих социальных сетях и на сайте.
![](/mirror/pubs/share/direct/830118059.jpeg)
Отдельный блок занятий организаторы посвятили работе с подопечными — студенты обсуждали с равным консультантом (равный консультант — человек, который прошел путь лечения от болезни и готов делиться своим опытом. — Прим. ред.) Юлией Корсунской способы общения с людьми, которые проходят сложное лечение и нуждаются в помощи. Спикер сама имела опыт лечения и прошла три трансплантации костного мозга. Она пояснила, что у людей с заболеваниями бывают разные переживания и эмоции — журналисту важно во время общения бережно относиться к герою и не давить на него. Юлия отметила, что стандартные фразы о том, что «нужно держаться» и все пациенты — «бойцы» работают на каждого по-разному: кто-то действительно будет рад услышать такие слова, а для кого-то они могут показаться оскорбительными. Поэтому Юлия советует уточнять у самих героев, как им было бы комфортно общаться.
Студентка второго курса магистерской программы «Медиапроизводство и медиааналитика» Александра Мородецкая считает, что проект Вышки и фонда AdVita помог ей избавиться от страха создавать материалы и проекты на тему благотворительности.
Александра Мородецкая, студентка 2-го курса МП «Медиапроизводство и медиааналитика»
Когда речь идет об историях людей, которые столкнулись с тяжелыми испытаниями (болезнью, инвалидностью, смертью) часто возникает вопрос: «Как не навредить, а оказаться полезной?» Наши занятия дали мне все ответы. Мы разобрали, как следует писать помогающие тексты, взаимодействовать с героями интервью, говорили о токсичной благотворительности и способах помогать не только финансово. Я узнала много нового о возможностях донорства крови и костного мозга. Эти занятия стали для меня настоящим открытием! Теперь я стараюсь говорить об этом чаще со своими друзьями и родственниками, рассказываю им истории о генетических близнецах, донорских встречах, делюсь впечатлениями от экскурсии в отделение переливания крови. Здорово видеть, как это приносит реальный эффект.
Во время встреч спикеры делились опытом, приводили примеры из своей практики и отвечали на вопросы студентов. Руководитель направления «Благотворительность «ВКонтакте» Екатерина Кочнева во время встречи на тему мошенничества рассказала о том, как можно определить добросовестных благотворителей. По опыту работы с фондами «ВКонтакте» выделяет такие признаки: у «прозрачной» организации должны быть открытые контакты, финансовые отчеты, подтверждающие документы, обновляющийся раздел новостей и готовность отвечать на вопросы жертвователей.
![](/mirror/pubs/share/direct/830118149.jpeg)
Также во время занятий студенты смогли поучаствовать в мероприятиях фонда — сходить на мастер-класс для подопечных и побывать на Дне открытых дверей в день рождения фонда. Студентка первого курса бакалаврской программы «Медиакоммуникации» Софья Щекина больше всего запомнила керамический мастер-класс.
Софья Щекина, студентка 1-го курса ОП «Медиакоммуникации»
Проект фонда AdVita для меня — это маленькое погружение в большое дело помощи. Помощи не только деньгами, но и талантом — фотографией. Сходив на керамический мастер-класс с подопечными как фотограф, я поняла сразу — я с фондом надолго. Ну и с фотографией, конечно. Встречи со спикерами стали и маленьким открытием: фандрайзинг — это не о стирке, а благотворительность — не всегда крик о помощи. Добро и профессионализм — так мне запомнилась работа с фондом AdVita.
![](/mirror/pubs/share/direct/830118213.jpeg)
На встрече с фандрайзером Анной Зачиняевой-Цветковой участники проекта узнали, что можно поддерживать подопечных не только деньгами, но и волонтерством. Спикер рассказала о направлении pro bono — помощи навыками, временем и умениями. И именно в этом направлении студенты захотели развиваться дальше.
На финальной встрече студенты вместе с организаторами обсуждали, что важного и полезного они узнали во время занятий и какие проекты хотели бы дальше делать вместе с фондом AdVita. Кто-то решил остаться на летнюю практику, кто-то — сделать стоп-моушен ролик о лечении подопечных, а кто-то — проект про медсестер клиники НИИ имени Раисы Горбачевой. Организатор проекта «Помогать: как собирать людей и деньги» и сотрудник PR-отдела фонда AdVita Софья Сенич рассказывает, что совместный проект Вышки и фонда — это возможность иначе посмотреть на работу в благотворительности.
Софья Сенич, сотрудник PR-отдела фонда AdVita
На финальной встрече проекта мы с участниками обсуждали, какие переживания и сомнения они оставят. Радует, что студенты оставляли страх донорства костного мозга, волнение перед людьми, которым нужна помощь, предубеждения о благотворительных фондах и сборах. Для нас было важно показать, что работа в некоммерческом секторе — это интересные люди и новые возможности. Здорово, что после проекта многие решили продолжить сотрудничество с фондом! Как мы сказали участникам на финальной встрече — это не конец, а счастливое начало.