«Победа в таких конкурсах придает уверенности»: Виолетта Давыденко о первом месте в Конкурсе НИРС
Виолетта Давыденко учится на втором курсе магистратуры «Городское развитие и управление», где изучает промышленные предприятия в моногородах. За плечами у Виолетты большой опыт научной работы. А исследование студентки, посвященное школьному образованию в Арктической зоне России, даже заняло первое место в Конкурсе НИРС. Победа придала Виолетте уверенности в своих силах, и теперь ее статья готовится к публикации в международном журнале. Обо всем этом и лайфхаках, которые помогут адаптировать текст курсовой или дипломной работы к Конкурсу НИРС, — в нашем интервью.
— Расскажите, почему вы выбрали программу «Городское развитие и управление»?
— Магистратура привлекла меня своим преподавательским составом. Здесь преподает Елизавета Эдуардовна Колчинская, с которой в бакалавриате у нас сложился отличный исследовательский тандем. Я писала две курсовые и дипломную работу, с которой потом победила на конкурсе НИРС, именно с Елизаветой Эдуардовной. Так что сомнений не было: если и делать следующие шаги в науке, то только под ее руководством.
Кроме этого, во время практики в бакалавриате я стажировалась в Леонтьевском центре, которым руководит Леонид Эдуардович Лимонов. Было интересно поработать с людьми, которые разрабатывают стратегии социально-экономического развития регионов и организуют Форум стратегов. А мне все-таки интересна аналитика, поэтому решила, что и магистратура под руководством Леонида Эдуардовича поможет развиваться.
— Магистратура помогла вам начать научную карьеру?
— Определенно, да! В магистратуре я узнала, что в Вышке есть научно-учебные группы. Мне предложили присоединиться к проекту Леонида Эдуардовича Лимонова по изучению промышленных предприятий в моногородах. Меня очень заинтересовал этот вопрос — я его исследовала и в курсовой, и в ВКР планирую. Сейчас мы готовим статью по результатам исследования в Журнал Новой экономической ассоциации. Так что да, магистратура подталкивает тебя к тому, чтобы больше публиковаться.
— А еще у вас за плечами победа в Конкурсе НИРС. О чем было ваше исследование и как вы выбрали тему для него?
— На втором курсе бакалавриата «Управление и аналитика в государственном секторе» мне и другим студентам предложили присоединиться к проекту с Комитетом по Арктике, который разрабатывал стратегию развития Арктической зоны России. Мне досталась культура коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Сначала я изучила, кто такие КМНС, какие у них есть занятия и традиции. А уже в дипломной работе исследовала, как дети коренных народов получают образование и с какими препятствиями сталкиваются в обучении.
Для начала я собрала данные о расположении школ и местах проживания коренных народов. Построив на их основе карты, я выяснила, что многие школы находятся слишком далеко от ареала проживания КМНС. Проблема усиливается нехваткой педагогов и недостаточным финансированием. Все это отражается на успехах ребят в учебе и психологическом состоянии. Например, они хуже сдают ЕГЭ и чувствуют себя менее мотивированными.
1 сентября стартовал новый сезон открытого Конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС), цель которого — помочь студентам развить компетенции для проведения научных исследований. Попробовать свои силы можно в 25 направлениях конкурса — от бизнес-информатики и менеджмента до истории и лингвистики. Каждый найдет себе что-то по душе! Подать работу на конкурс до 15 октября могут студенты, а также выпускники 2023 года российских и зарубежных вузов.
— Как вам удалось собрать данные для столь отдаленного региона? С какими сложностями вы столкнулись?
— Главная сложность состояла в том, что я собирала данные, когда еще не была закончена перепись населения. А такая статистика собирается редко — раз в 5–10 лет. Пришлось выкручиваться: собирать данные о численности КМНС по муниципалитетам. Некоторые коренные народы все еще кочуют, постоянно меняя свое место жительство. Их тоже было сложно подсчитать. Но все обошлось: я сверила полученные данные с результатами переписи населения — расхождения были минимальными. Так что исследование все еще актуально.
— А как дети кочевых народов получают образование?
— Для меня это самая интересная часть исследования! Оказалось, что бывают кочевые школы. В Арктике их всего 13 и все они находятся в Якутии — регионе, где проживает большинство кочевых народов. В Мурманской области тоже есть кочевники, но селятся они вблизи обычных школ, поэтому в кочевых школах нет необходимости. Можно зайти на сайт, посмотреть, как живут народы в Мурманской области, кто является старостой группы, задать им вопросы.
Когда я погружалась в эту тему, думала, что кочевые школы перемещаются вместе с кочевниками, но это не так. Да, кочевые народы постоянно в движении, но маршрут их перемещений примерно одинаковый. Есть, например, кыстау — зимнее кочевье, а есть территории, где они проводят остальную часть года. И вот где-то посередине между этими зонами строится небольшая школа, где дети учатся круглый год.
— Приходилось ли вам адаптировать текст дипломной работы к требованиям Конкурса НИРС?
— Да. Во-первых, я сократила текст ВКР раза в два, оставив ключевые и самые интересные моменты исследования. Елизавета Эдуардовна советовала переделать дипломную работу в научную статью с введением, методологией, исследовательской частью и результатами. А в конце работы можно рассказать об ограничениях своего исследования и рекомендациях по тому, что можно еще изучить. Например, я собирала данные только по российской части Арктики и не утверждаю, что если мы возьмемся исследовать Канадский Арктический архипелаг, результаты будут такими же.
Во-вторых, пришлось сильно урезать теоретическую часть. Понять, какую теорию важно оставить, а какую можно и опустить, поможет такой лайфхак. Представьте, что смотрите на свою работу глазами человека, который далек от исследуемой вами области. Что ему может быть непонятно, а что он наверняка знает? Ответы на эти вопросы помогут составить сильную, но в то же время лаконичную теоретическую часть.
— А был совет от научной руководительницы, который придал мотивации?
— Он у меня даже в заметках записан, сейчас зачитаю: «Нужно хотеть победить и не бояться проиграть». Мы тогда как раз сидели над исследованием, до сдачи оставалась всего неделя. Было волнительно, и казалось, что работа недостаточно хороша. Но благодаря словам Елизаветы Эдуардовны это чувство прошло, появилось больше уверенности в своих силах. И в итоге мы выиграли!
— Что для вас стало главным итогом участия в конкурсе?
— Прошло ощущение, что я дилетант. Когда профессора и доктора наук признают твое исследование как нечто значимое в этой сфере, ты понимаешь, что смогла привнести что-то важное в науку. Будучи студенткой, я смогла посадить зернышко будущего большого научного открытия — это чувство дорогого стоит!
Конечно, победа в таких конкурсах придает уверенности. Раньше я думала, что еще не доросла до публикаций в журналах Q1 и Q2 квартиля (а это журналы с высокими рейтингами и высоким уровнем цитирования). А сейчас мою более раннюю работу можно прочесть в журнале РАНХиГС. Работа для НИРС стала основной для англоязычной статьи в международном научном журнале, пока мы на стадии перевода.
Помимо признания профессионального сообщества, победителей конкурса НИРС ждут и другие преференции. Авторам работ, занявших первое место, начисляется стипендия в 20 тысяч рублей в течение 10 месяцев. Кроме этого, победа принесет дополнительные баллы в портфолио и скидки при поступлении в магистратуру НИУ ВШЭ. Подробнее о преимуществах для победителей и лауреатов здесь.
— Расскажите о вашей работе в Леонтьевском центре. Какой опыт вы там приобрели?
— В Леонтьевском центре я много чем занималась! Снова исследовала Арктику, считала коэффициент локализации для малых и средних городов, изучала, насколько реально использовать в Петербурге альтернативные источники энергии. В последнем проекте мы пришли к выводу, что главная сложность не в том, чтобы установить возобновляемые источники энергии — солнечные батареи, к примеру. Сложности есть с законодательной точки зрения, например, финансовая поддержка инвестиционных проектов, установка тарифов и так далее.
Это был хороший опыт, потому что мне удалось поработать в одной команде с людьми старше меня. Они делились профессиональным и житейским опытом. Такой разносторонний взгляд на проблему очень обогащает исследовательскую работу. Кроме того, в центре я научилась быстро собирать данные в подтвержденных источниках, не обязательно научных, но также и в СМИ.
— Вам уже приходилось применять полученные знания на практике?
— Да, сейчас я работаю в Фонде «Центр стратегических разработок Северо-Запад» на позиции аналитика. Когда сталкиваешься с тем, что учил в теории, становится гораздо интереснее! К примеру, я принимала участие в разработке стратегии социально-экономического развития Белгородской области: занималась добровольчеством, НКО и инвестициями. Моя работа заключалась в том, чтобы собрать статистику из открытых источников по этим направлениям, а затем провести интервью с администрацией области. Вот ты звонишь, спрашиваешь: «А чем помочь?». Тебе говорят, например, что не хватает библиотеки. И ты начинаешь думать, как в этом месте открыть библиотеку, на какие средства, в каком помещении. Часами копаешься в документах, но когда библиотека и вправду появляется, понимаешь, что все не зря!
— Во всех своих работах вы так или иначе касаетесь темы развития города. За какими изменениями в городе вам интересно наблюдать как исследовательнице?
— Мне интересно наблюдать за тем, как неправильное, на первый взгляд, поведение горожан может приводить к изменениям в городской среде. Вот представим: идешь ты по парку, по красивой вымощенной дорожке, а рядом протоптана тропинка наискосок. Если углубиться, может оказаться, что муниципалитет неверно рассчитал ширину или длину дороги. И благодаря такому хулиганству проблема становится видимой. Проходит пара месяцев, и в парке появляется еще одна дорожка. Это очень необычное явление!